Во-вторых,
разрешение вопроса о предмете психологии
как самостоятельной научной
дисциплине. В 70-е гг. на страницах
ведущего психологического журнала
того времени "Вопросы психологии"
развернулась дискуссия о предмете
психологии "в связи с общими
успехами психологии, расширением круга
ее исследований, возникновением новых
отраслей психологической науки, установлением
все более широких и прочных
связей с другими областями научного
знания" (Бассин Ф.В., 1971. С. 101). Необходимо
было соотнести предмет психологической
науки не только с предметами таких
наук, как физиология, логика, кибернетика,
но и с его трактовками в
других психологических школах (гештальтпсихология,
необихевиоризм, гуманистическая психология
и т.д.). Несмотря на отчасти различные
точки зрения относительно понимания
предмета психологии (см. например, позицию
Гальперина в его книге "Введение
в психологию", 1976 г.), тем не менее
в итоге обсуждений было подчеркнуто,
что предметом психологии является
психика, понимаемая как свойство высокоорганизованной
материи, в многообразии механизмов
формирования и развития психических
явлений, а также в совокупности
ее закономерных связей, взаимодействий
и опосредований, выявляющихся в
отражающей и регулирующей функциях.
В-третьих,
выявление и формулировка основных
законов и закономерностей психической
деятельности. Понимание отражательной
природы психического и использование
методов материалистической диалектики
позволило советским психологам
к концу 70-х гг. подойти к конструктивному
разрешению важнейшей проблемы психологии
как науки - проблеме выявления законов
психического, ибо, как отмечал Ломов,
"научное познание и состоит
в раскрытии существенных, необходимых,
устойчивых, повторяющихся связей (отношений)
между явлениями", т.е. - законов (Ломов
Б.Ф., 1984. С. 105). Появление работ Божович
о закономерностях формирования
личности в онтогенезе (Божович Л.И..,
1976), Ломова - об исследовании законов
психики (Ломов Б.Ф. 1982), А.П. Назаретяна
- о месте социально-психологических
законов в системе обществоведения
(Назаретян А.П., 1981) и ряда других,
способствовало росту внимания к
теоретико-методологическим разработкам
этой проблемы. Была не только обоснована
правомерность постановки данной проблемы,
но и выявлена специфика законов,
открываемых в психологии. Она
характеризуется тем, что психологические
законы не являются жесткими и однозначными
абсолютами, а выступают как законы-тенденции
(когда общее для ряда психических
явлений проявляется в виде тенденций;
возможное и действительное не совпадают;
когда любое психическое проявление человека
выступает не только как актуально существующее
в настоящий момент времени, но и как предпосылка
возникновения нового в ближайшем будущем,
что и задает вектор тенденции).
Тем
самым была показана несостоятельность
феноменологических, позитивистских и
ряда собственно идеалистических трактовок
психического. Кроме того, заложена
фундаментальная основа для систематизации
и обобщения многочисленных эмпирических
исследований, повышения теоретической
стройности и строгости психологии
как науки. Конструктивность такого
подхода в понимании психических
законов подчеркнута в дискуссии
по проблемам психических законов
в "Психологическом журнале" в
начале 80-х гг. (Бассин Ф.В, 1982; Генов
Ф., 1984; Лебедев А.Н., Москаленко И.В.,
1984 и др.) и специальных работах
(Пономарев Я. А., 1988 и др.).
В-четвертых,
систематизация и уточнение категориально-понятийного
аппарата психологической науки. Начиная
с конца 60-х гг. советские психологи
последовательно проводят работу по
уточнению основных общепсихологических
терминов и понятий психологии. При
этом даже история психологии начинает
рассматриваться сквозь призму формирования
и трансформации категориальной
сетки психологии (категориальный анализ).
Так, М.Г. Ярошевский, изучая историю
психологической науки через
трансформацию системы инвариант
(под которыми он понимает категории)
выделяет "образ", "действие",
"мотив", "общение", "личность"
в качестве основных понятий психологии
(Ярошевский М.Г., 1974. С. 16). В 60-80-е гг.
психологи раскрывают значение для
психологических исследований и
соотношение между собой таких
категорий и понятий, как "отражение"
(Леонтьев А.Н., 1966 и др.), "сознание"
(Шорохова Е.В., 1961 и др.), "установка"
(Надирашвили Ш.А., 1974; Прангишвили
А.С., 1967; Узнадзе Д.Н., 1961 и др.), "бессознательное"
(Бассин Ф.В., 1968 и др.), "общение"
(Ломов Б.Ф., 1975), "деятельность и
установка" (Асмолов А.Г., 1979), "деятельность
и общение" (Ломов Б.Ф., 1979 и др.)
Кроме этого, было предложено несколько
вариантов выделения системы
базовых психологических категорий.
Так, А.Н. Леонтьев, в качестве наиболее
важных категорий для построения
системы психологии как конкретной
науки, выделяет "деятельность", "сознание",
"личность" (Леонтьев А.Н., 1975); К.К.
Платонов в качестве общепсихологических
категорий, объем которых совпадает
с основной психологической категорией
- "психикой" отмечает "формы
психического отражения", "психические
явления", "сознание", "личность",
"деятельность", "развитие психики"
(Платонов К.К., 1982); Ломов в качестве
базовых для психологической
науки называет "отражение", "деятельность",
"общение", "личность", социальное",
"биологическое" (Ломов Б.Ф., 1984).
В
целом можно с достаточными основаниями
утверждать, что в период с конца
60-х по конец 80-х гг. окончательно
завершается формирование теоретико-методологических
основ психологической науки
в СССР, а сама психология укрепляет
свои позиции в системе наук.
3.
Конкретно-научные исследования
в области психологии
Обсуждение
ключевых методологических проблем
психологии стало благоприятной
почвой для развертывания конкретных
исследований в области психологии.
Характеризуя особенности развития
психологии в СССР в 60-80-е гг., можно
выделить ряд тенденций:
Расширение
проблемного поля исследований.
Углубление
междисциплинарных связей и формирование
"стыковых" проблем, возникающих
на пересечении проблематики разных
психологических дисциплин.
Усиление
связи с практикой и ее ориентирующей
и направляющей роли в развитии научно-исследовательской
деятельности.
Изменение
проблематики психологических исследований
под влиянием научно-технического прогресса:
теории информации и кибернетики, освоения
космоса, интенсификации инженерных разработок,
появления новых технологий, автоматизированных
систем управления и т. д.
Развитие
комплексных исследований в психологии.
Предметом
психологического анализа выступают
в этот период все уровни организации
человека - начиная от природных, индивидных
его характеристик и до наиболее
сложных, субъектно-личностных проявлений.
Утверждается идея, что ни одно психическое
явление не существует обособленно,
изолированно от других, а выступает
как часть единого целого - человека,
субъекта деятельности, познания, общения.
В рамках этого единого иерархизированного
целого все его части обретают
свое бытие, включаясь во взаимодействие
с другими уровнями и структурами
психического внутри единой системы.
Исследование
природных основ психики. Под
влиянием павловской сессии мощный импульс
получает и особую актуальность приобретает
разработка проблем высшей нервной
деятельности как основы всех психических
проявлений. На стыке психологии и
физиологии высшей нервной деятельности
накапливается богатый эмпирический
материал, формируются плодотворные
научные гипотезы и теоретические
обобщения.
Прежде
всего здесь необходимо выделить
школу Теплова - Небылицина (Б.М. Теплов,
В.Д. Небылицин, Э.А. Голубева, К.М. Гуревич,
Д.Б. Ермолаева-Томина, А.И. Крупнов, Н.С.
Лейтес, И.С. Равич-Щербо, В.И. Рождественская,
В.М. Русалов и др.), выдвинувшую
в центр исследований изучение физиологических
основ индивидуально-психологических
различий. Развитием учения Павлова
о типологических особенностях нервной
системы в рамках этой школы стало
выделение новых свойств основных
нервных процессов: лабильности (Б.М.
Теплов), динамичности (В.Д. Небылицин),
концентрированности возбуждения (М.Н.
Борисова), активированности (Э.А. Голубева).
Эмпирическое подтверждение получила
идея об обусловленности индивидуальных
характеристик психики человека
типологическими особенностями
нервной системы, составляющими
почву, необходимую для возникновения
тех или иных психических проявлений
и форм поведения. Важным шагом в
углублении понимания механизмов высшей
нервной деятельности и физиологической
обусловленности индивидуальных особенностей
явилась разработка Тепловым проблемы
общих и парциальных (региональных)
свойств нервной системы (Теплов
Б.М., 1956). Принципиальной значение имело
выдвинутое в работах Небылицина
положение об обратной зависимости
между абсолютной чувствительностью
и функциональной выносливостью, работоспособностью
(силой) нервной системы, проведенный им
анализ феномена парциальности основных
свойств нервной системы, проблемы общих
и частных свойств нервной системы. В центре
его внимания находилось исследование
общих свойств нервной системы человека.
Экспериментальное доказательство получил
вывод о том, что функции передних отделов
коры мозга выступают основой общих свойств
нервной системы. Анализ этих структур
показал их сложную, многоуровневую организацию,
являющуюся физиологическим базисом индивидуально-психологических
различий (Небылицын В.Д., 1971).
Продолжает
развиваться и сформировавшееся
в годы войны направление - нейропсихология,
лидер и основоположник которого,
А.Р. Лурия, создал в этой области
оригинальную научную школу. В его
работах нейропсихология обретает
теоретический базис:
определен
ее предмет и методы исследования;
всесторонне обоснована идея системной
динамической локализации психических
функций и их нарушений при
локальных поражениях мозга;
исследована
роль лобных долей головного мозга
в регуляции психических процессов;
рассмотрены
мозговые механизмы памяти и речи
в норме и патологии и т.д.
(Лурия А.Р., 1969; Лурия А.Р., 1963, 1970; Лурия
А.Р., 1973 и др.).
Новые
аспекты учения Лурии представлены
в работах его учеников, в которых
исследуется межполушарная организация
мозга, а также нейропсихологические
основы индивидуальных различий и эмоционально-личностных
расстройств (Е.Д.Хомская), изучаются
психологические и нейропсихологические
закономерности нарушения высших психических
функций при локальных поражениях
мозга и разрабатываются проблемы
восстановительного обучения (Л.С. Цветкова),
обосновано представление о корковой
организации произвольных движений
человека (М.И. Иванова), осуществляется
нейропсихологический анализ функциональной
асимметрии мозга (Э.Г. Симерницкая) и
т. д.
Еще
одно направление исследования свойств
нервной системы представлено в
школе В.С. Мерлина, где они рассматриваются
в связи с изучением темперамента.
Результатом углубленного экспериментального
анализа в рамках этой школы явилось
выдвижение принципа "много-многозначной
зависимости" психических явлений
от физиологических и раскрытие
сложных компенсаторных отношений
различных уровней организации
индивидуальных характеристик человека,
обеспечивающих одинаковый приспособительный
эффект при разном составе типологических
свойств (Мерлин В.С., 1986; Очерк теории
темперамента, 1973 и др.). Выделенные
Мерлиным закономерности получили дальнейшее
эмпирическое и теоретическое обоснование
в работах его учеников при
исследовании зависимости предпочитаемых
действий и операций от свойств нервной
системы и изучении индивидуального
стиля деятельности в разных сферах
человеческой практики (Е.А. Климов) (Климов
Е.А., 1996), в разработке концепции
индивидуальных стилей активности (Б.А.
Вяткин) и др.
Конкретно-эмпирическое
и теоретическое изучение психофизиологических
механизмов высших психических функций
человека - мышления, речи - составляет
главное направление исследований,
осуществлявшихся под руководством
Е.И. Бойко. Им разработана концепция
динамических временных связей, определяющих
специфику организации нервной деятельности
человека и лежащих в основе его умственных
процессов (Бойко Е.И., 1976). Развитие указанных
идей представлено в работах Н.И. Чуприковой,
Т.Н. Ушаковой. Так, Чуприковой обоснована
идея о сознании как высшей системно-расчлененной
форме отражательной деятельности мозга,
о психофизиологических когнитивных структурах
как носителях умственного развития (Чуприкова
Н.И., 1995 и др.). В работах Ушаковой исследуются
проблемы генезиса и функционирования
речи, ее природных и социальных детерминант,
рассматривается сложная архитектоника
механизмов внутренней речи человека,
раскрываются пути ее психологической
диагностики (Ушакова Т.Н., 1979 и др.)
Наряду
с традиционными подходами в
нейро- и психофизиологии получают
развитие также новые направления
в исследовании мозговых процессов,
к числу которых относятся
работы П.К. Анохина, В.Б. Швыркова, Е.Н.
Соколова и др. Так, Анохин, автор
теории функциональных систем, обосновывает
представление о системной организации
поведения. Отказавшись от понимания
поведения как обусловленного воздействием
предшествующего стимула, ученый рассматривает
его как детерминируемое целью,
то есть планируемым будущим, и тем
самым в науку вводится идея об
"опережающем отражении действительности".
Соответственно в структуре функциональной
системы как нейрофизиологического
субстрата целостного поведенческого
акта, наряду с афферентным синтезом,
выделяется также акцептор результатов
действия, осуществляющий прогнозирование
будущего результата и его сравнение
с уже достигнутым результатом.
В основе поведения, по Анохину, лежит
не отдельная функциональная система,
а иерархия систем (Анохин П.К., 1968; Анохин
П.К., 1978 и др.). Дальнейшее развитие этих
идей отражено в работах В.Б. Швыркова,
Ю.И. Александрова и других психофизиологов
и нейрофизиологов.
Большой
интерес представляют работы Соколова,
изучающего нейронные механизмы
психических процессов и состояний.
Им создана теория механизмов ориентировочной
реакции, разработана концепция
нервной модели стимула (Соколов
Е.Н., 1958), изучены следовые процессы
на разных уровнях их функционирования:
макрореакций человека, отдельных нейронов,
на молекулярном уровне (Соколов Е.Н.,
1965).
Важным
вкладом в развитие научного знания
о механизмах поведения явились
работы Н.А. Бернштейна, физиологическая
теория построения движений которого,
содержащая обоснование уровневой
регуляции и сенсорной коррекции
движений, во многом предвосхитила
кибернетические концепции управления
(Бернштейн Н.А., 1947). За издание этой
книги Н.А. Бернштейн в 1948 г. удостоен
Государственной премии. С позиций
кибернетического подхода им развивается
теория физиологии активности, в которой
рассматривается специфика человеческих
форм активности, психомоторных движений,
обусловленных целенаправленным планированием
и моделированием будущих результатов
(Бернштейн Н.А., 1966).
Разработка
проблем познавательной деятельности
человека. Общепсихологические исследования
охватывают все уровни, стороны и
проявления психической деятельности:
от простейших форм чувствительности
- до сложных интеллектуальных процессов;
наряду с познавательными процессами
- волевые и эмоциональные; не только
психические процессы, но также свойства
и состояния личности. Исследуется
структура и генезис психики
как на онто-, так и на филогенетическом
уровне.