Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:10, реферат
Любая наука, в том числе и педагогика, может развиваться только в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами, в свою очередь для их накопления, интерпретаций, объяснения нужны научно-обоснованные исследования, которые зависят от совокупности теоретических принципов, которые получили название методология. Методология дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач. Методология реально воплощается в методологических принципах. А они в свою очередь дают практике научно обоснованные ориентиры и общие критерии успешности. Вот почему одновременно с анализом понятия методология нужно раскрыть основные методологические принципы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По.
студента Ф.И.О.
курс _2_ факультет030300
специальность психология
ШИФР __________
Введение
Любая наука, в том числе и педагогика, может развиваться только в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами, в свою очередь для их накопления, интерпретаций, объяснения нужны научно-обоснованные исследования, которые зависят от совокупности теоретических принципов, которые получили название методология. Методология дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач. Методология реально воплощается в методологических принципах. А они в свою очередь дают практике научно обоснованные ориентиры и общие критерии успешности. Вот почему одновременно с анализом понятия методология нужно раскрыть основные методологические принципы.
Цель моей работы:
1) Анализ понятия методология
1. Анализ понятия методология
Некоторые исследователи считают методологию учением о структуре, логической организации, методах и средствах теоретической деятельности, другие - о принципах и процедурах формирования и применения методов познания и преобразования действительности; третьи - о совокупности наиболее общих принципов решения сложных практических задач, о методах исследования; четвертые - о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учением об этой системе; пятые - об исходных (ключевых) положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогических исследований, шестые считают, что это - «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе».
Известный методолог педагогики В.В. Краевский, обобщая достижения в этой области, указывает, что «методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».
В.И. Загвязинский считает, что педагогическая методология включает в себя: учение о структуре и функциях педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике; исходные, ключевые, фундаментальные социально-педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл; учение о способах использования добытых знаний для совершенствования практики; учение о логике и методах социально-педагогического поиска.
Есть и другие определения методологии как учения о методе научного познания и преобразования мира.
В современной литературе под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Перечисление можно было бы продолжать и далее, однако нам представляется более важным не столько фиксация различий в точках зрения на методологию, сколько поиск тех существенных качественных ее характеристик, которые сближают позиции разных исследователей, позволяют достичь высокой степени согласованности в ее определении, применить это определение к разработке методологии научного знания.
Эти определения методологии не противоречат друг другу. Более того, они отражают процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознание исследователями собственной деятельности, вынесение такой рефлексии за рамки индивидуального опыта. Исходя из этого, методологию педагогической науки следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.
Анализ соответствующей литературы позволяет сделать вывод о сближении взглядов различных авторов на данную проблему, по крайней мере, в том, что касается определения сущности методологии педагогики: это - «учение о структуре, логической организации, методах и средствах педагогической деятельности в области теории и практики»
2. Основные методологические подходы в педагогике
Подход-это совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, побуждении к чему-нибудь.
1. Системный подход
Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.
Системный подход ориентирует
на выделение в педагогической системе
и развивающейся личности, прежде
всего интегративных
2. Личностный подход
Сущность: признает личность
как продукт общественно-истори
Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности - ее интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
Личностный подход требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход
Сущность: деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.
Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).
А.Н. Леонтьев. «Для овладения достижениями человеческой культуры, - писал он, - каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями». Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности, т.е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.
Деятельностный подход
требует перевода ребенка в позицию
субъекта познания, труда и общения.
Важным при этом является то, что
активность личности, ее потребности
в самосовершенствовании
4. Индивидуальный подход
Это психолого-педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. В педагогической работе воспитатель(учитель) организует свою деятельность с учетом особенностей каждого воспитанника т. к. все дети разные, а значит и способности у них тоже разные.
Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:
1) определить ее действительные
проблемы и способы их
2) проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию);
3) реализовать гуманистическую парадигму образования.
Заключение
Подводя итоги анализа понятия методологии, сделаем следующий вывод. Хотя и мнения по поводу определения понятия методология разняться, можно сказать, что под методологией педагогики в общем смысле слова понимается теория о структуре, логической организации, методах и средствах познавательной (исследовательской) и преобразовательной (практической) педагогической деятельности, а также деятельность по получению и применению такого (методологического) знания.
Выделенные в ходе работы методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют, во-первых, вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения. Во-вторых, это дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию. И, наконец, в-третьих, данные методологические принципы позволяют получить объективные знания и уйти от ранее господствовавших педагогических стереотипов.
В процессе этой работы я постаралась достигнуть тех целей, которые были поставлены в начале моей работы. По моему мнению, я смогла достигнуть заданных целей.
Предмет и задачи дифференциальной психологии.
Сам термин "дифференциальная психология" был введен Штерном в 1900 году. Он
один из первых ученых собрал современные ему представления о различиях между
людьми и на основе этого разработал целую концепцию “Психология
индивидуальных различий”,
а затем добавил к
связанные с групповыми различиями и обозначил эту область, как
“дифференциальная психология”.
Дифференциальная психология занимает одно из ведущих мест в области
психологических знаний.
Она связана с общей
педагогической, социальной. С психодиагностикой, с психоконсультированием, с
вопросами психотерапии, с психологией семьи, с социологией, философией,
психофизиологией. Как
самостоятельная наука
Дифференциальная психология – это раздел психологической науки, который
изучает психологические различия, а также типологические различия
психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых,
этнических, возрастных и других групп.
Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные
методы их диагностики.
Количественно оценивает
разных сферах.
Дифференциальная психология имеет 2 задачи: выделение индивидуальных различий
и объяснение их происхождения.
Дифференциальная психология как теоретическая наука
До недавнего времени научная психология ориентировалась только на разработку
проблем с общих позиций. В исследованиях обращались к основополагающим
элементам, из которых строится вся психическая жизнь, и к общим законам,
которым подчиняются все психические процессы; в поисках общего и совпадающего
не учитывалось всё то бесконечное многообразие, в котором проявляется
сущность психического у разных личностей, народов, сословий, полов, типов и т.д.
Подобное абстрагирование оправдано, поскольку оно проистекает из понимания
ограниченности наших возможностей; однако забывая, что имеем дело именно с
уровнем абстракций, мы могли бы действительно утвердиться в мысли, что все проблемы, составляющие душу науки, возможно решить с позиций общего подхода.
Эту опасность, длительное время грозившую психологии, сегодня можно считать ипреодоленной. Даже против своей воли при обращении к любой теме исследовательсталкивался с индивидуальными вариациями психического; и если она сначала
оценивалась как источник ошибок для обобщённого рассмотрения, то в конечном итор пно ьою
счете (как это уже было в истории науки) из самого источника ошибок возниклаьб
проблема. Было признано, что дифференциация психического имеет такое же право
на психологическое изучение, как и общепсихологические закономерности и
факты. Таким образом, само изучение психики привело к выделению
дифференциально-психологическо
шла только о побочных продуктах собственно общепсихологического анализа;
исследований, исходно нацеленных на проблемы дифференцирования, все еще
недостаточно, и процесс сознательного отграничения дифференциальной
психологии от общей начинается лишь в наши дни.
О терминологии. Существуют различные названия формирующейся области
исследования: “Характерология” (Базен, Люка), “Этология” (Милль),
“Индивидуальная психология” (Бине, Анри, Крепелин и др.), "Специальная
психология" (Хейманс).
Два первых названия, безусловно, слишком узки. Определение "характер"
охватывает не все своеобразие душевной жизни, а в основном сферу ее нрава и
воли. Даже для обыденного мышления вполне очевидно различие между характером