Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 09:12, контрольная работа
Долгие годы в психологии считалось, что единственным методом познания психических явлений есть субъективный метод интроспекции - непосредственное наблюдение человеком за собственными психическими процессами. Вместе с тем, современное развитие психологической науки показал невозможность субъективного исследовательского приема психики, невозможность с его помощью открыть действительно закономерности психических явлений. Итак, можно сделать вывод, что самонаблюдение не может быть основным методом изучения психики. Вместе с тем это не означает, что при изучении психических процессов совсем не нужно учитывать высказывание человека о том, что он переживает и как именно.
1. Психологические методы исследования личности
2. Социологические методы исследования личности
3. Общественное мнение как социологический метод исследования.
Методы
исследования личности.
План
1. Психологические методы исследования личности
2. Социологические методы исследования личности
3. Общественное мнение как социологический метод исследования.
1.Психологические методы исследования личности.
Изучение личности не может развиваться, если не будет пополняться новыми и новыми фактами.
Методы
изучения личности. Долгие годы в психологии
считалось, что единственным методом
познания психических явлений есть
субъективный метод интроспекции -
непосредственное наблюдение человеком
за собственными психическими процессами.
Вместе с тем, современное развитие
психологической науки показал
невозможность субъективного
В соответствии с принципом объективности для изучения феноменов личности используется целостная система методов и методик. Среди них наиболее распространенным является метод наблюдения. Значение и ценность названного метода состоит в том, что материал для наблюдения берется непосредственно из жизни при наблюдении за психической деятельностью людей, что обнаруживается в их движениях, действиях, поступках, высказываниях. Данный метод характеризуется как один из эмпирических методов психологического исследования, которое обнаруживается в чувствительном познании явления или исследуемого предмета. Различается наблюдение как научный метод (при таких обстоятельствах наблюдения всегда целенаправленные, спланированные и систематизированные; оно становится методом психологического изучения людей тогда, если от описания переходит к объяснению психологической природы явлений) и жизненное наблюдение. Таким образом сущность метода наблюдение состоит в намеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации психических явлений с целью дальнейшего изучения их специфических изменений при определенных условиях, их анализа и использования для потребностей практической деятельности.
Научное наблюдение подчиняется ряду правил и требований:
1) любое исследование, которое стремится к объективности, состоит в определении круга исследуемых фактов, а также дальнейшего их наблюдения;
2) отбор способа наблюдение;
3) складывание плана и программы исследования;
4) направленность наблюдения на важные явления, обособление важного от несущественного, главного от второстепенного;
5) объективная и точная регистрация фактов, формулирование из них определенных выводов;
6) наблюдение требует ведения журнала; наблюдений и регистраций событий, стенографических записей, протоколов и т.п., в которых фиксируются не только факты, которые характеризуют действия, поступки, поведение, а и условия, в которых они происходили;
7) наблюдение следует проводить в естественных условиях и не вмешиваться в ход событий;
8) проверяя обоснованность и надежность полученных результатов, следует выполнить повторные аналогичные наблюдения (на том же объекте и в одних и тех же условиях);
9)наблюдение необходимо при возможности повторять в разное время, в разных условиях и ситуациях.
При использовании метода наблюдения могут встречаться определенные трудности:
1)
может возникнуть опасность
2)
наблюдение не всегда дает
возможность отделять
3)
толкование полученных данных
могут иметь субъективный
4)
исследователь находится в
5)
наблюдение требует
Различают такие виды психологических наблюдений:
-включенное наблюдение (оно предусматривает, что исследователь сам на определенное время становится членом группы - объекта исследования и есть равноправным ее членом);
-невключенное наблюдение (это наблюдения «со стороны»: наблюдатель не является участником группы - объектом наблюдения). В зависимости от позиций наблюдателя относительно объектов наблюдения выделяют открытое (при таком наблюдении исследуемые знают, что они являются объектом наблюдения) и скрытое (при таких условиях исследуемые не подозревают, что ведется наблюдение за их поведением и деятельностью) наблюдение.
За фактором регулярности наблюдения разделяют на систематическое (при таком наблюдении исследователь посещает исследуемый объект на протяжении определенного времени) и эпизодическое. Наблюдение может также быть сплошным, если фиксируются все проявления психологической деятельности на протяжении определенного времени и выборочным, если регистрируются только те явления, которые непосредственно касаются вопроса, который изучается
Много общего с методом беседы имеет анкетный метод, при котором в отличие от метода беседы не обязательный личный контакт. Речь идет об анкете (опросное письмо), которое составляет собою совокупность упорядоченных по смыслу и форме вопросов. Являются определенные требования, которых следует придерживаться при проведении анкетирования:
*вопросы на протяжении анкетирования остаются неизменными;
*для начала необходимо провести инструктаж о порядке заполнения анкеты;
*наличие гарантии анонимности;
*надежность и достоверность информации, которое можно получить в результате опрашивания, в значительной мере предопределяются конструированием и редакцией вопросов (к их формулированию выдвигаются высокие требования - они должны быть четкими, короткими, постановка в начале анкеты простых вопросов, которые постепенно усложняются, вопросы составляют с учетом личностно-психологических особенностей респондента: уровня образования, возраста, пола, наклонностей и преимуществ и т.п.).
Преимущественно
каждая анкета не является простой
суммой вопросов, она имеет определенную
структуру и может состоять из
таких коммуникативных
*первый - эпиграф к анкете их обращение к респонденту (это делается с целью создания положительного эмоционального расположения духа респондента, содействию активизации его умственной деятельности в нужном направлении, положительного влияния на формирование мотивации к участию в опрашивании, подчеркивание роли общественной мысли);
*второй - сообщение о цели исследования, условия анонимности опрашивания, направление использования полученных результатов и их значение, правила заполнения анкеты и объяснение;
*третий - основная часть анкеты, которое содержит вопрос о фактах, поведении, продукте деятельности, мотивы, оценки и мысли респондентов;
*четвертый - вопрос о социально-демографических характеристиках респондентов (это своеобразная визитная карточка респондента, его схематический автопортрет, который можно разместить как в начале, так и в конце анкеты).
Преимуществом метода анкетирования перед беседой есть возможность собрать большое количество материала, выучить большое количество управленцев, представителей разных категорий управленческого состава. А недостатком этого метода есть то, что на объективность полученной информации существенным образом влияет, с одной стороны, наличие или отсутствие установки у опрашиваемого на искренность в ответах, из другого, - способность респондента объективно оценивать поступки людей, ситуации, свои качества и качества других людей.
Тест (от англ. lest - проба, экзамен, испытание) является одним из методов, с помощью которых устанавливают определенные психологические качества человека, наличие или отсутствие определенных способностей (дидактических, коммуникативных, организационных), навыков, умений. Он используется с целью диагностики и есть разновидностью эксперимента, который при этом имеет экзаменационный, измерительный характер. Следовательно, тестом принято называть специально разработанные задачи и проблемные ситуации, использование которых в результате количественной и качественной оценки может стать показателем развития определенных психологических качеств, свойств личности. Современная психодиагностика различает и использует такие основные виды тестов:
1) тесты интеллекта (задачи на логические отношения, обобщение, сообразительность);
2) тесты достижений (речь идет о выявлении степени конкретных знаний);
3) личностные тесты (с целью изучения характеристик личности, ее психологических качеств);
4) проективные тесты (названные тесты используют в случае, если исследованию поддаются свойства и характеристики, в существовании которых человек полностью не уверен, не сознает или не хочет признавать у себя, например, отрицательные черты, мотивы. Тестируемых вводят в неопределенную ситуацию, из которой они должны самостоятельно выйти или принять окончательное решение;
5) тесты креативности (с их помощью исследуют развитие творческих способностей). Относительно формы, то за этим признаком тестовые методы разделяют на вербальные, невербальные и смешанные.
Ценность теста в значительной мере зависит от правильности его использования и соблюдении условий психологического тестирования. Правильно примененный тест разрешает собрать за короткий срок большое количество информации, довольно ценный материал для качественного психологического анализа. Все это повышает производительность исследовательской работы.
Метод эксперимента является основным в психологии. Его преимущество перед другими методами состоит в том, что исследователь сам вызывает явления, которые его интересуют, а не ждет их появления. Метод эксперимента считается самым надежным средством получения возможной информации. Под ним в психологии понимается организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия и сменных, от которых она зависит. Он большей мерой, чем другие методы, связан с теорией. Именно поэтому его можно проводить лишь тогда, когда исследователь имеет представление о природе исследуемого процесса, о факторах, которые детерминируют эксперимент.
Различают
две разновидности