Методы исследования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 09:12, контрольная работа

Описание

Долгие годы в психологии считалось, что единственным методом познания психических явлений есть субъективный метод интроспекции - непосредственное наблюдение человеком за собственными психическими процессами. Вместе с тем, современное развитие психологической науки показал невозможность субъективного исследовательского приема психики, невозможность с его помощью открыть действительно закономерности психических явлений. Итак, можно сделать вывод, что самонаблюдение не может быть основным методом изучения психики. Вместе с тем это не означает, что при изучении психических процессов совсем не нужно учитывать высказывание человека о том, что он переживает и как именно.

Содержание

1. Психологические методы исследования личности
2. Социологические методы исследования личности
3. Общественное мнение как социологический метод исследования.

Работа состоит из  1 файл

Практический психолог.docx

— 34.54 Кб (Скачать документ)

   Биографический  метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. Этот метод исторический и одновременно генетический, ведь он разрешает проследить динамику жизненного пути человека, учитывая экономические, социальные, моральные, этнопсихологические и психофизиологические аспекты. Его предметом есть жизненный путь человека, а источниками биографической информации выступает сам человек и события среды, которая его окружает. Характеристика личности на основе биографического метода может вмещать такие разделы (Г. Щокин):

   * данные жизненного пути;

   * стадии социализации (семья, школа,  вуз и т.п.);

   * среда развития (место проживание, учебные учреждения, кружки по  интересам и т.п.);

   * интересы и любимые занятия  в разные периоды жизни;

   * состояние здоровья (в том числе  заболевания, которые перенесенные  человеком).

   Исследование  личности с помощью биографического  метода может проводиться таким  образом: подопытному предлагается анкета, в которой учитываются  следующие вопросы: «В какой семье  и вы родились, как прошло ваше детство, как жила ваша семья, как ее члены  относились друг к другу, какие ваши первые воспоминания, что вам нравилось  в школе и что не нравилось, как в тот период складывались ваши отношения с родителями, кем  были ваши друзья, чем вы интересовались и что думали о будущей жизни, как вы жили и когда стали взрослым человеком, как избирали профессию, каким образом проводили досуг, что для вас является наиболее интересным и важным, какие ваши жизненные планы?» Обработка результатов предусматривает складывание таблицы личностного развития, куда в хронологическом порядке записываются даты, события, которые связаны с этими датами, переживание по поводу этих событий. Далее ответы обрабатываются методом контент-анализа. Интерпретация результатов предусматривает анализ:

   * социальной ситуации развития  личности;

   * основного фона эмоциональных  переживаний в разные периоды  развития;

   * ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенденций, среды общения,  социальной активности личности;

   * основных конфликтов и движущих  сил развития личности.

   В общем, владение методами изучения психологических  особенностей человека и умение использовать их на практике - важнейшие условия  творческой работы.

   2. Социологические методы исследования личности.

   Проведение  любого социологического исследования начинается с разработки программы  исследования. Программа социологического исследования представляет собой достаточно подробное изложение теоретико-методологических подходов, а также методических процедур и приемов изучения определенных социальных явлений и процессов. Программа социологического исследования обычно состоит из методологической и процедурной частей. В методологической части программы обосновывается и формулируется проблема исследования, определяется его объект и предмет, указываются основные цели, проводится логический анализ понятий и формулируются  гипотезы. В процедурной части  программы содержится обоснование  и описание методов исследования, техники сбора информации, способов их обработки и анализа и т.п.

   Выборочный  метод.

   Выборка - это процедура отбора подмножества наблюдений из всех возможных, для того, чтобы получить заключение обо всем множестве наблюдений. В терминах вышеприведенного примера выборка представляла бы отбор, например, 1000 человек взрослого населения, но таким образом, чтобы опрос отобранных индивидов дал бы ту, же информацию, что и опрос десятков миллионов человек.

   Выборочное  обследование по отношению к сплошному  обладает рядом преимуществ: позволяет  сократить затраты на сбор и обработку  социологической информации, добиться большей оперативности; имеет более  широкую область применения и  в ряде случаев позволяет получить более достоверные сведения, чем  соответствующие сплошные обследования.

   Так же используют метод изучения документов. Под документами понимают специально созданные предметы, предназначенные для передачи и сохранения информации.

   В психологической литературе условно  документы разделяют на следующие  типы:

   * по статусу: официальные (правительственные материалы, постановления, статистические отчетные архивы, приказы и др.); неофициальные (анкеты, жалобы, мемуары, письма, фотографии);

   * по форме: письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные); фонетические (магнитофонные записи, пластинки, лазерные дискеты); иконографические (кино-, видео-, фотодокументы, произведения живописи);

   * по источнику информации: первичные (созданные на основе прямого наблюдения или непосредственного опрашивания); вторичные (обработанная и обобщенная первичная информация);

   * по степени персонификации: личные (автобиография, личные карточки, характеристики, заявления, анкеты, жалобы); безличные (отчеты, протоколы, архивные документы). Работа с документами требует от исследователя специальной подготовки: важно владеть знаниями по определению достоверности информации, представленной в документах (установить, с какой целью составлен документ, кто его автор и инициатор; проанализировать намерения лиц, которые составили документ; выделить описание событий и их оценку; установить, был ли автор документа свидетелем зафиксированного события, пересказал ли ее со слов других, составил ли документ на основании данных, полученных от других и т.п.).

   Методы  опрашивания используются для того, чтобы выяснить, понимают ли исследуемые те или иные задачи, жизненные ситуации, а также с целью получить информацию об интересах, взглядах, чувстве, мотивы деятельности и поведение личности. Названные методы используются для собирания информации, источником которой есть словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Они основываются на непосредственной (беседа, интервью) или опосредствованной (анкетирование) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого (респондента). Различают опрашивание социологическое (оно направлено на получение информации о внешнем объекте деятельности опрашиваемых, результаты переносятся на функционирование общественных групп и общества в целом) и социально-психологическое (опрашивание, которое проводится в социально-психологических исследованиях, предусматривает выявление глубинных характеристик, внутренних механизмов формирования поступков - та психологическая реальность, которая его предопределяет).

   В ходе беседы получение информации происходит на основе вербальной (словесной) коммуникации. Руководитель, используя этот метод, ставит себе целью выяснить определенные представления работника, его мысли, понятие, цели, какие человек ставит перед собою в своей профессиональной деятельности, ее трудовые интересы, трудность, содержание переживаний, отношение к работе и т.п.. Знание намерений работника, его моральных качеств, мировоззрения, направленности дает возможность довольно точно прогнозировать поведение личности в тех или других ситуациях, возможность обобщить опыт практиков и обнаружить вопросы, которые потом поддаются специальной экспериментальной проверке.

   Метод опроса. Роль и значение метода опроса в исследовании тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой сферы социальной реальности статистической и документальной информацией, и чем меньше изучаемые явления и процессы доступны непосредственному наблюдению.

   Метод наблюдения. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни.

   Иногда  мы обобщаем наблюдения и делимся  ими с другими людьми, иногда - это просто мимолетные взгляды. С  профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор  информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает  скрытой камерой участников наблюдаемых событий, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т.п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. В науке метод наблюдения также используется уже много столетий, хотя в методологическом плане он стал объектом пристального изучения, особенно в последние годы.

   Наблюдение  можно определить как метод сбора  социальной информации путем непосредственного  изучения социального явления в  его естественных условиях.

   В социологических исследованиях  встречаются две разновидности  метода наблюдения в зависимости  от степени стандартизации техники  наблюдения. Стандартизированная техника наблюдения предполагает детально разработанный список явлений, событий, характеристик, признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдений, инструкции для наблюдателей, единообразные карточки для регистрации наблюдаемых явлений. Этот вид наблюдения называют структурированным или стандартизированным.

   Вторая  разновидность методики наблюдения - неструктурированное или нестандартизированное наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдений, а формой регистрации данных является дневник наблюдателя, где результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

   Метод эксперимента. Под экспериментом понимается такой метод исследования, при котором создаются определенные условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения интересующей нас связи явлений. Основная логика социального эксперимента заключается в том, что при помощи выбора экспериментальной социальной группы (или групп) и помещения ее в экспериментальную ситуацию, т.е. под воздействие определенных социальных факторов, прослеживается направление, величина и устойчивость изменения интересующих исследователя социальных параметров.

   Результаты  эксперимента в значительной мере зависят  от организации, планирования и создания соответствующих условий для  его проведения.

3. Общественное мнение как социологический метод исследования.

   В общем виде общественное мнение можно  определить как отношение социальных групп, классов, слоев общества и народа в целом к различным сторонам действительности. Общественное мнение как специфическое состояние общественного сознания можно анализировать с различиях сторон, гносеологической, социально-психологической, социологической и т.п.

   При социологическом подходе, как известно, выясняется, прежде всего место и роль какого-либо явления или процесса в жизни общества, механизмы и каналы его формирования и функционирования, взаимосвязи с социальным контекстом, социальные функции и пр.

   Известно, что изучение коллективных мнений, суждений людей методами социологии обладает большой спецификой в отличие  от каких-либо других способов исследования общественного мнения. Данная специфика  заключается, прежде всего, в высоком  уровне обобщения большой массы  фактов о состоянии общественного  сознания, в представительности полученной информации. Теоретические разработки помогают глубже проникнуть в сущность общественного мнения, раскрыть его составляющие элементы, показать наиболее оптимальные способы выражения и формирования общественного мнения. Все эти проблемы являются ключевыми в социологии общественного мнения, которая изучает структуру, закономерности, каналы и механизмы формирования и функционирования отношений больших социальных групп, народа в целом, к явлениям, представляющим актуальный общественный интерес.

   Современная социология трактует общественное мнение как специфическое проявление сознания и поведения людей, которое характеризуется  связью со всеми формами общественного  сознания (нравственностью, правосознанием, религией, наукой), синтезом обыденного и теоретического сознания, духовно-практическим способом воздействия на реальность, т.е. включенностью в систему общественных отношений.

   Начиная с античных времен в философии, существует традиция противопоставлять мнение знанию. Парменид, Эм-педокл, Демокрит рассматривали мнение как нечто неясное, неустойчивое, как пеевдосознание. Эта позиция была переоценена Платоном и Аристотелем, которые считали мнение связующим звеном между чувственностью и рациональной истиной. Однако позже Кант и Гегель вновь вернулись к идее о том, что мнение - это проявление ошибочного сознания.

Информация о работе Методы исследования личности