Методы исследования профессионального становления врача

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования определяется необходимостью повышения качества подготовки специалистов в сфере медицины и самих медицинских услуг в сочетании с профессионально-личностной успешностью и удовлетворенностью субъекта реализуемой профессиональной деятельности, что невозможно без системного изучения личности и труда врача и разработки психологического сопровождения врачебной деятельности на всех этапах профессионализации.

Содержание

Введение………………………………………………………….................... 3
1. Профессиональное становление врача, его этапы и стадии. Профессиональные кризисы. Профессионально важные качества……. 6
Выводы…………………………………………………………………………..15
2. Методы исследования профессионального становления врача…..16
Выводы…………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...24
Библиография…………………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Методы исследования профессионального становления врача..docx

— 59.58 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение…………………………………………………………....................      3

  1. Профессиональное становление врача, его этапы и стадии. Профессиональные кризисы. Профессионально важные качества…….  6

Выводы…………………………………………………………………………..15

  1. Методы исследования профессионального становления врача…..16

Выводы…………………………………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………...24

Библиография…………………………………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Профессиональное  становление специалиста – это процесс динамический, в течение жизни меняется сама профессия и требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими. Перестройке подвергаются мотивационная и операционная сфера профессии. Все это не может не оказывать влияния на специалиста на всех этапах его становления как профессионала. Б. А. Ясько рассматривает феномен профессионального становления врача как форму социализации, как одно из направлений развития личности и как форму ее деятельности.

  «Изучение становления личности профессионала  как области научного знания еще только начинает оформляться. Нет общепризнанных определений профессионала, что зачастую не позволяет выявить факторы, движущие силы и условия, влияющие на развитие личности на всем протяжении ее профессионального пути. <…> Проблемы, связанные с личностным становлением профессионала постоянно находятся в поле зрения психологов. Однако, в настоящее время, в связи с радикальными изменениями, происходящими в нашей стране, коренным обновлением предъявляемых к профессионалам различного профиля требований, они приобретают особое значение.

  Анализируя  состояние этой области знания, следует  отметить, что проблемам личностного становления профессионала в последнее время уделяется большое, но все еще недостаточное внимание. <…> Таким образом, можно констатировать, что существует не только научный, но и практический запрос на всестороннее исследование становления личности в профессии на разных этапах ее жизненного пути, выявление условий, при которых это обеспечивает общее развитие личности» (А. Р. Фонарев, 2007).

  «Высокая социальная значимость медицинского труда, связанного с факторами дестабилизирующего влияния на личность врача - с одной стороны, и отсутствие научно обоснованной системы психологического обеспечения развития субъекта врачебного труда на всех этапах его профессионального и жизненного пути – с другой, есть суть проблемной ситуации, обусловливающей назревшую социальную потребность определения психологической специфики профессиональной деятельности врача и формирования на этой основе концепции последовательного психологического сопровождения развития личности профессионала. Иными словами, очевидна теоретическая, методологическая и практическая востребованность системного психологического исследования медицинского труда как направления современной психологии труда» (Б. А. Ясько, 2001). Исследованиям психологии медицинского труда в настоящее время посвящены работы Б. А. Ясько, Л. П. Урванцева, Л. А. Цветковой , В.А. Ташлыкова и др. Процессу профессионального становления врача в этих и других работах уделяется большое внимание, тем не менее, практически отсутствуют исследования, посвященные описанию и анализу методов, применяемых для его изучения. В этом состоит научная новизна нашего исследования.

  Актуальность  исследования определяется необходимостью повышения качества подготовки специалистов в сфере медицины и самих медицинских услуг в сочетании с профессионально-личностной успешностью и удовлетворенностью субъекта реализуемой профессиональной деятельности, что невозможно без системного изучения личности и труда врача и разработки психологического сопровождения врачебной деятельности на всех этапах профессионализации.

  Объектом  настоящего исследования является профессиональное становление врача, а предметом  – методы, используемые для его изучения на различных этапах процесса.

  Цель  исследования  – описать и  проанализировать методы исследования профессионального становления врача, обосновать применение отдельных методов для исследования конкретных этапов профессионализации.

  Для этого  требуется выполнить следующие  задачи:

  1. рассмотреть процесс профессионального становления применительно к профессии врача и выделить стадии этого процесса,
  2. описать психологические аспекты становления врача-специалиста,
  3. определить специфику методов, выбираемых исследователями при исследовании профессионального становления врача,
  4. указать конкретные методики в рамках отдельных методов.

  Полученные  результаты данного исследования будут использованы для изучения профессионального становления врача, а именно, при выборе психодиагностического инструментария. Также результаты могут быть использованы при разработке систем психологического сопровождения врачебной деятельности, чем определяется практическая значимость настоящего исследования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
  1. Профессиональное становление врача, его этапы и стадии.

  Профессиональные  кризисы.

  Профессионально важные качества

  Прежде  всего, необходимо определить содержание понятия «профессиональное становление». Э. Ф. Зеер предлагает следующее его значение: «Понятие профессиональное становление личности в психологии еще не закрепилось. Мы будем понимать становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.  Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Таким образом, профессиональное становление субъекта — это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности». 

  По  мнению А. К. Марковой,  профессиональное становление - это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма.

  Г. М. Белокрылова рассматривает сущность профессионального становления как процесс самореализации личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и возможностей.

  Некоторые исследователи,  в частности, Г. Г. Лигинчук, разделяют понятия профессионального становления и профессионализации, определяя профессионализацию как целостный непрерывный процесс становления личности и профессионала, который длится в течение всей профессиональной жизни, и полагая, что профессионализация – это одна из сторон социализации, подобно тому как становление профессионала - один из аспектов развития личности (Г.Г. Лигинчук, «Психология профессиональной деятельности»).  Мы в своей работе будем использовать понятия профессионализации и профессионального становления как тождественные, как это делает Б. А. Ясько, рассматривая профессионализацию и как форму социализации, и как развитие личности субъекта врачебной деятельности, и как форму его личностной активности.

  Профессиональное  становление субъекта медицинского труда  –  сложный многоуровневый динамичный процесс. В рамках студенческой научной работы невозможно проанализировать все его составляющие, поэтому в центре нашего внимания  – несколько наиболее важных аспектов. Это периодизация процесса профессионального становления врача как одна из главных характеристик профессионального становления вообще, кризисные состояния, возникающие в процессе профессионализации, как критические моменты, оказывающие значимое влияние на профессионально-личностное развитие. Также мы рассмотрим профессионально важные качества врача, поскольку они являются значимой характеристикой личности профессионала.

  По  утверждению Б. А. Ясько, в качестве основной специфической черты процесса профессионализации врачебного труда можно рассматривать непрерывность образования как нормативную составляющую профессиональной жизни врача. Именно непрерывность образования определяет в этом случае особенности протекания основных фаз профессионального цикла, адаптационных процессов и кризисов профессионального развития личности. С точки зрения психологии развития (Г. Крайг, 2000), профессиональный цикл – изменяемая последовательность периодов или этапов в жизни работника, включающая знакомство с миром профессий, профессиональный выбор, получения образования и профессиональной подготовки, начало самостоятельной работы и накопление опыта, периоды дальнейшей профессионализации в системе непрерывного профессионального образования. Различные авторы выделяют несколько крупномасштабных стадий профессионализации, во многом сходных в разных работах, так как профессиональное развитие человека неразрывно связано с возрастным развитием и общим становлением личности.

  Рассмотрим  этапы развития субъекта врачебного труда по предлагаемой Е. А. Климовым классификации:

  1. Допрофессиональное развитие:
  • Стадия предыгры.
  • Стадия игры.
  • Стадия овладения учебной деятельностью.
  1. Этап выбора профессии:
  • Стадия оптации. Выбор медицинского труда как профессиональной сферы. Для этой стадии очень важна профессиональная ориентация как осознание индивидом собственных профессиональных склонностей и интересов и адекватная оценка своих возможностей и способностей в рамках выбранной профессии; желание идентифицировать себя с определенной профессиональной группой и планирование жизни в связи с выбранным направлением обучения и профессионализацией,  определение мотивов выбора будущей профессии. У этой фазы отсутствуют четкие временные границы, она во многом зависит от условий жизни индивидуума, так, оптантом может являться как подросток, так и частично утративший работоспособность или вынужденный сменить профессию профессионал.
  1. Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала.
  • Стадия адепта. Применительно к медицинскому образованию в нее входит вузовский и послевузовский (первичная специализация) этапы профессионализации. На этой стадии формируется профессиональная пригодность  – соответствие моральных качеств, психофизиологических показателей и интересов определенному виду трудовой деятельности. Профессиональная пригодность во многом зависит от трудовой мотивации и склонностей индивида реализовать свои потенциальные возможности и способности в какой-либо отрасли. Е. А. Климов определяет профпригодность как системную организацию субъекта в профессиональной среде, выражающуюся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным трудом.
  • Стадия адаптанта. «Вхождение в профессию» и привыкание к ней. На этой стадии врач завершает первый уровень последипломного образования, начиная самостоятельную врачебную деятельность.  Становится актуальным профессиональный (карьерный) рост.
  • Стадия интернала. Характеризуется выработкой индивидуального стиля деятельности  – устойчивой индивидуально-специфической системы психологических средств, приемов, методов, способов выполнения деятельности. Врач приобретает индивидуальный «клинический почерк» (Б. А. Ясько), выбирает пути дальнейшего совершенствования и развития.
  • Стадия мастера. На этой стадии субъект трудовой деятельности выделяется какими-либо специальными знаниями и умениями, либо широкой ориентировкой в выбранной области, либо и тем, и другим. Как правило, он имеет формальные показатели квалификации (категория, звание, разряд).
  • Стадия авторитета. Часто по достижении этой стадии специалист известен в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране), имеет формальные подтверждения квалификации, продуцирует определенные нормы, ценности профессии, может выстраивать тактику и стратегию развития отрасли.
  1. Наставничество. Подключается обучение других специалистов, передача знаний,  создание новых методов и программ трудовой деятельности в определенной области.

  Другая  периодизация предложена Р. Хейвигхерстом  (США). Она основывается на приобретении человеком в течение всей жизни  мотивов, установок и трудовых навыков  и в большей степени, чем концепция Климова, привязана к возрасту человека:

Информация о работе Методы исследования профессионального становления врача