- Идентификация
с работником (5-10 лет). Идентификация
ребенком себя с работающими близкими,
героями книг или телепрограмм, формируется
«Я-концепция», частью которой является
стремление к труду, желание работать
в будущем.
- Приобретение
основных трудовых навыков
и формирование трудолюбия (10-15
лет). Овладение определенными знаниями
и умениями, обучение организации своего
времени и усилий для занятий учебной
или другой неигровой деятельностью.
- Приобретение
конкретной профессиональной
идентичности (15-25 лет).
Выбор профессии, приобретение уровня
профессионального образования, необходимого
для овладения выбранной профессией, начало
профессионального пути.
- Становление
профессионала (25-40 лет).
Этап продвижения по профессиональной
лестнице, совершенствование профессиональных
способностей и мастерства в рамках возможностей,
предоставляемых работой.
- Работа
на благо общества (40-70
лет). Достижение пика
профессиональной карьеры, осознание
социальной и гражданской значимости
труда, готовность к передаче знаний и
опыта. Выполнение обязательств перед
обществом.
- Размышления
о продуктивном периоде
профессиональной деятельности (после
70 лет). Оценка пройденного жизненного
пути в целом и профессионального пути
в частности, осмысление достижений и
приобретенного жизненного опыта.
Кроме
этого, свои варианты периодизации профессионального
становления субъекта трудовой деятельности
предлагали Э. Ф. Зеер, Д. Сьюпер (США) и
другие исследователи.
Границы
между этапами профессионального
пути независимо от концепции носят
во многом условный характер, этапы могут
«взаимонакладываться», суммироваться,
субъект может возвращаться на любую из
предшествующих стадий в зависимости
от индивидуальных условий.
Периодизация
процесса профессионального становления
соотносится с периодизацией профессиональных
кризисов, частично совпадающих с возрастными
личностными кризисами. Рассмотрим профессионально-личностные
кризисы, обусловленные динамикой процесса
профессионализации. Основываясь на исследованиях
Э. Ф. Зеера, Э. Э. Сыманюк и Л. Н. Корнеевой,
Б. А. Ясько выделяет 7 таких «нормативных»
кризисов:
- Кризис
профессиональной идентификации. Переживается
в период выбора профессионального пути
на довузовском этапе, конфликт заключен
в борьбе мотивов выбора и профессиональных
предпочтений, формировании адекватной
самооценки.
- «Кризис
первого курса». В основе несоответствие
индивидно-личностных особенностей требованиям
образовательного процесса, разница между
реальным и ожидаемым содержанием медицинского
образования, также этот кризис связан
со значительно возрастающим психоэмоциональным
и умственным напряжением.
- «Кризис
третьего курса». Этот кризис переживается
в результате конфликта между идеальным
и реальным образами объекта и отношений
субъектов и объектов медицинского труда,
сформированными в результате взаимодействия
с профессиональной средой.
- Кризис
выбора предмета врачебного
труда. Переживается также на этапе
обучения в вузе, на последних курсах.
В основе – конфликт между сформировавшейся
профессиональной «Я-концепцией» молодого
специалиста и реальными образовательно-социальными
возможностями дальнейшей профессионализации.
- Кризис
интернала («кризис
рождения профессионала»). К этому
кризису приводит конфликт между субъективной
оценкой профессионализма, готовности
к профессиональной деятельности и социальными
возможностями самореализации, между
индивидно-личностными особенностями
и объективными условиями и требованиями
деятельности. Также большое влияние на
возникновение и переживание этого кризиса
оказывает социальная фрустрированность
молодых специалистов.
- Кризис
квалификационных испытаний. В основе
– осознание необходимости постоянного
профессионального развития, а также конфликт
сложившегося индивидуального стиля деятельности
с непрерывно меняющимися условиями ее
осуществления. Этот кризис возникает
уже на послевузовском этапе профессионального
становления, на стадии «мастера».
- Кризис
«удаления от дел». К этому кризису приходят
специалисты, подошедшие к предпенсионному
периоду, на этапе «авторитета». На этом
этапе психофизиологические возрастные
процессы вступают в конфликт с попытками
профессионала сохранять прежний уровень
активности, используя накопленные опыт
и знания.
Кроме
перечисленных выше нормативных
кризисов, Б. А. Ясько выделяет ненормативные
(выходящие за рамки периодизации профессионального
цикла, обусловленные личностными особенностями
и условиями жизни и профессионального
пути субъекта) и ситуативные (обусловленные
специфическими ситуациями профессиональной
деятельности врача, содержанием профессиональных
задач) кризисные состояния.
Невозможно всестороннее изучение
профессионального становления
без исследования требований, предъявляемых
определенным видом трудовой деятельности
к ее субъекту. Поскольку любая профессия
выдвигает собственные требования в отношении
психологических особенностей, особое
значение имеет соответствие психологических
особенностей профилю работы. И в этом
случае профессиональная врачебная деятельность
имеет ряд специфических особенностей.
Прежде всего, эта деятельность характеризуется
высокой частотой межличностных контактов,
связана с психоэмоциональными перегрузками,
высокой степенью напряженности, с необходимостью
принимать решения в условиях дефицита
времени, а иногда и информации. Отсюда
можно сделать вывод о существовании комплекса
профессионально важных качеств, специфических
для субъекта медицинского труда. В этот
комплекс входят:
- свойства
мышления (аналитичность и гибкость мышления,
способность принимать решения в условиях
недостатка информации, интуиция),
- свойства
внимания (способность к длительному сосредоточению,
умение распределять внимание при одновременном
выполнении нескольких задач, способность
сохранять произвольное внимание длительное
время независимо от посторонних раздражителей),
- волевые свойства
(самоконтроль поведения, способность
брать на себя ответственность, длительное
время сохранять высокую активность),
- свойства
моторики (координация движений, быстрая
реакция),
- свойства
воображения (способность прогнозировать
события с учетом их вероятности),
- свойства
памяти и наблюдательности,
- эмоциональные
качества (уравновешенность, самообладание,
эмоциональная устойчивость),
- коммуникативные
(умение устанавливать контакт с людьми,
располагать к себе, вызывать доверие).
Коммуникативная
компетентность, как профессионально
важное качество врача, требует особого
внимания. Л. Н. Васильева определяет
коммуникативную компетентность врача
как «многоуровневое интегративное
качество личности, позволяющее эффективно
устанавливать, поддерживать и развивать
контакты с другими людьми при постоянном
видоизменении психических состояний,
межличностных отношений и условий социальной
среды». Это качество обеспечивает взаимопонимание,
доверие в отношениях, эффективность в
решении поставленных задач. Формирование
коммуникативной компетентности врача
в процессе его профессионального становления,
факторы, определяющие ее развитие, являются
предметом многих исследований. Повышение
уровня коммуникативной компетентности
зависит от этапа профессионализации
врача, от накопления опыта профессионального
общения.
Особенности
сочетания профессионально важных
качеств субъекта медицинской деятельности
во многом зависят от направления врачебной
специализации (хирургия, стоматология,
поликлиническая терапия и так далее).
Это обусловлено спецификой компонентов
определенного направления профессиональной
деятельности.
Выводы
- Профессиональное
становление включает в себя выбор человеком
профессии с учетом своих собственных
возможностей и способностей; освоение
правил и норм профессии; формирование
и осознание себя как профессионала, обогащение
опыта профессии за счет личного вклада,
развитие своей личности средствами профессии.
Профессиональное становление врача характеризуется
непрерывностью профессионального образования,
высокими требованиями, предъявляемыми
к личности субъекта медицинского труда.
- В настоящее
время в психологии труда нет общепринятой
периодизации жизненного пути профессионала.
Весь ход профессионального становления
и развития профессионала рассматривается
большинством исследователей в стадиях
и этапах, определяемых сензитивными и
критическими фазами развития. Протекание
основных этапов профессионального развития
врача определяется непрерывностью образования
как основной чертой профессиональной
жизни врача.
- Специфика
профессиональных кризисов, переживаемых
врачом на протяжении всего профессионального
пути, определяется характером медицинского
труда, основанного на межличностном взаимодействии.
Выделяются нормативные кризисы, обусловленные
динамикой процесса профессионального
становления, ненормативные кризисы, зависящие
от личностных особенностей и «истории»
жизненного и профессионального пути
субъекта труда, и «экстраординарные»
кризисы, вызываемые специфическими кризисными
ситуациями профессиональной деятельности
врача.
- Врачебная
деятельность относится к сложным видам
труда и предъявляет к субъекту труда
разнообразные специфические требования:
разносторонняя образованность, способность
к выполнению многообразных, сложных по
структуре и технике исполнения видов
деятельностей и действий. Принадлежа
к профессиям субъектно-субъектного типа,
деятельность врача проходит в условиях
повышенных социо-психологических требований
и связана с высоким умственным и психоэмоциональным
напряжением.
- Методы
исследования профессионального
становления врача
Психологический
анализ профессиональной деятельности –
система познания профессиональной деятельности
с целью выявления закономерностей формирования,
протекания и изменения профессиональных
навыков (знаний, умений), а также установления
характера взаимосвязей между внешними
факторами и внутренними составляющими
профессиональной деятельности и эффективностью
работы человека. Значение методов сбора
эмпирических данных состоит в обеспечении
достоверности, точности, полноты знаний
о фактах. Даже нереалистическое представление
исследуемого человека об окружающем,
искаженное восприятие им действительности
или незнание чего-то могут быть предметом
анализа, в частности, психологии труда.
Классификация
методов по Б.Г. Ананьеву:
1.
Организационные
методы:
- сравнительный
метод, состоящий в том, что сравниваются
какие-либо группы испытуемых, например,
группа больных сравнивается с группой
здоровых,
- лонгитюдный
метод, когда выполняются многократные
обследования одних и тех же людей на протяжении
длительных промежутков времени, – до
десятков лет.
- комплексный
метод, когда в одной исследовательской
программе участвуют специалисты самых
разных областей знания: психологи, педагоги,
медики, математики и т.п.
2.
Эмпирические методы. В названии
этой группы методов подчёркивается практическая
направленность методов.
- обсервационные
методы (наблюдение и самонаблюдение).
- эксперимент
(лабораторный, полевой, естественный
и др.).
- психодиагностические
методы.
- анализ процессов
и продуктов деятельности (праксиметрические
методы).
- моделирование.
- биографический
метод.
3. Методы обработки
данных.
- методы количественного
анализа (обширная группа методов математической
обработки данных и методов статистики
в приложении к задачам психологического
исследования).
- методы качественного
анализа: дифференциация фактического
материала по группам, описание типовых
и исключительных случаев.
4.
Интерпретационные
методы.
Необходимо
чётко осознавать, что сами фактические
данные ещё мало что значат. Исследователь
получает результаты в процессе интерпретации
фактических данных, поэтому именно
от той или иной интерпретации
очень многое зависит.
- Генетический
(фило- и онтогенетический) метод позволяет
интерпретировать весь фактический материал
в терминах развития, выделяя фазы, стадии
развития, а также критические моменты
становления психических функций. В результате
устанавливаются «вертикальные» связи
между уровнями развития.
- Структурный
метод устанавливает «горизонтальные»
связи между различными элементами психики,
при этом применяются обычные методы изучения
всевозможных структур, в частности, классификация
и типологизация.
По
Э. Ф. Зееру, методы исследования профессиональной
психологии основываются главным образом
на двух методологических принципах: субъективном,
заключающемся в постижении профессионального
становления на основе самопознания, и
объективном, предусматривающем изучение
тех признаков профессионального становления,
которые можно фиксировать различными
исследовательскими средствами внешнего,
стороннего познания психических явлений.
Необходимо заметить, что методы исследования
профессионального становления, как большинство
методов исследования профессиональной
психологии, не являются специфичными;
близость профессиональной психологии
к психологии развития, психологии труда,
возрастной и педагогической психологии
обусловливает заимствование уже сложившихся
методов.
При
исследовании профессионального становления
используется практически все многообразие
методов профессиональной психологии.
Для исследования протяженного во времени
развития профессионала применяются
лонгитюдные методы, предполагающие
многократное систематическое изучение
одних и тех же испытуемых (или групп) с
целью установления профессиональных
изменений (развития, деформаций) личности
и одновременное использование других
методов исследования: наблюдения, опросов,
тестирования и так далее. Применение
лонгитюдных исследований в профессиональной
психологии позволяет изучить изменения
индивидуальной траектории профессионального
становления личности, выявить периоды
спада, стабилизации, подъема профессионального
развития.
Большую
ценность для профессиональной психологии
представляет метод
каузометрии как метод исследования
субъективной картины жизненного пути
и психологического времени личности,
позволяющий определять критические точки
профессионального становления и время
их наступления.