Методы исследования профессионального становления врача

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования определяется необходимостью повышения качества подготовки специалистов в сфере медицины и самих медицинских услуг в сочетании с профессионально-личностной успешностью и удовлетворенностью субъекта реализуемой профессиональной деятельности, что невозможно без системного изучения личности и труда врача и разработки психологического сопровождения врачебной деятельности на всех этапах профессионализации.

Содержание

Введение………………………………………………………….................... 3
1. Профессиональное становление врача, его этапы и стадии. Профессиональные кризисы. Профессионально важные качества……. 6
Выводы…………………………………………………………………………..15
2. Методы исследования профессионального становления врача…..16
Выводы…………………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...24
Библиография…………………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Методы исследования профессионального становления врача..docx

— 59.58 Кб (Скачать документ)

  Среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии, описательно-технической и психофизиологической характеристики профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиографирования составляются профессиограммы или сводки данных (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психологических, психофизиологических) о конкретном процессе труда и его организации, а также психограммы профессий. Психограммы представляют собой "портрет" профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК) и психологические и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профессиографии объясняется тем, что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств личности, заданных профессией, и строить процесс их развития, исходя из данных науки.

  «Метод анамнеза профессионального становления — это сбор данных об истории развития человека как субъекта труда. <…> Профессиональный анамнез применяется для исследования мотивов труда, выявления некоторых профессионально значимых качеств, обнаружения критических (профессионально важных) событий, построения прогноза карьеры и т.д.  
Предметом рассмотрения являются высказывания испытуемого о своем прошлом. Поскольку анамнестическое исследование включает систему бесед, то в число требований к нему входят все те, которые предъявляются к методу беседы. Наряду с ними метод анамнеза должен удовлетворять следующим требованиям:

  • программу анамнеза следует дополнить мероприятиями по сбору вещественных источников: аттестационных документов, знаков отличия, личной библиотеки и т.п.;
  • факты биографии должны соотноситься с социально-экономической ситуацией в данном регионе;
  •         «субъективный» анамнез необходимо дополнить высказываниями сторонних лиц, хорошо знающих испытуемого: преподавателей, мастеров производственного обучения, коллег, руководителей и др.» (Э.Ф. Зеер).

  Широкое распространение для исследования профессионального становления  получили такие методы, как анализ продуктов деятельности, но при исследовании врачебной деятельности этот метод применяется редко, поскольку определение количественных характеристик и оценка качественных показателей не всегда представляются возможными.

  Психологические проблемы становления профессионала  во многом обусловлены конкретной стадией  профессионализации субъекта труда. В  период выбора профессии и начала профессионального образования  возникают вопросы, связанные с  мотивацией выбора и учебной мотивацией, с профессиональной самоидентификацией, процессом профессиональной адаптации, формированием профессиональной пригодности. Особенно актуальна (причем на протяжении всего процесса профессионализации) проблема мотивационной сферы субъекта труда.  Для ее исследования применимы  такие психометрические методы, как  опросники достижений, интересов, ценностных ориентаций. Примерами конкретных методик могут служить «Опросник потребности достижения» Ю. М. Орлова, служащий для измерения выраженности стремления к достижениям как составляющей мотивационно-потребностной подструктуры личности врача, анкета побудительных мотивов избрания профессии врача (разработана Б.А. Ясько), отражающая личностную значимость потребительной и производительной систем ценностей, а также «Методика ценностных ориентаций» М. Рокича.

  На  более поздних этапах на первый план выходят исследования профессиональной пригодности, способствующих или препятствующих  адаптации в профессиональной среде  свойств личности субъекта труда, проблемы формирования профессионального мышления врача и индивидуального стиля  деятельности. Для изучения индивидуального стиля деятельности и его формирования целесообразно исследование профессиональных биографий (включающее анкетирование, изучение документов и материалов, отражающих жизненный путь врачей-авторитетов, интервью), наблюдение индивидуальных особенностей профессиональной деятельности врачей-мастеров и врачей-наставников. При изучении профессиональной пригодности применяются как узкоспециализированные тесты, так и ориентированные на широкий круг профессий.

  При  исследовании профессионального становления  врача особую важность приобретает  изучение профессиональных кризисов как  неотъемлемой части трудовой деятельности, их переживания и преодоления. В число наиболее часто применяемых в этом случае методов входят наблюдение, опрос, тестирование и анкетирование, проективные методы. Так, например, для диагностики, измерения и для выяснения причин такого распространенного у врачей дезадаптационного состояния, как синдром эмоционального выгорания, применяются психометрические методы: субъективное шкалирование, анкетирование, тестирование. Разработано большое количество методик, вот некоторые из них: опросник на выгорание MBI, методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко. Разнообразные методики применяются для исследования удовлетворенности трудовой деятельностью и отношениями в трудовом коллективе (методика Е.В. Шолоховой и Е.С. Кузьминой «Удовлетворенность работой и коллективом», тест-опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири в модифицированном варианте Л.Н. Собчик), психологических особенностей личности, способствующих развитию дезадаптации, стратегий совладания с кризисами (опросник Н.С. Эндлера и Д.А. Паркера «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (КПСС), адаптированный Т.Л.Крюковой).

  Особое  место в изучении профессионального становления врача занимает исследование профессионально важных качеств, поскольку врачебная деятельность предъявляет высокие требования к субъекту труда. «Для получения исходных аналитических данных, адекватных методологии системного анализа деятельности, несомненную ценность представляет метод экспертной оценки» (Б.А. Ясько). Этот метод позволяет исследовать представления субъекта труда, выступающего в роли эксперта, о значимых индивидуально-психологических свойствах, оценить их иерархию в связи с особенностями сферы и предмета профессиональной деятельности. В частности, метод экспертной оценки с успехом был применен при исследовании профессионально важных качеств врача Б.А. Ясько (анкета экспертной оценки ПВК, в основе которого – специально адаптированная методика оценки профессионально важных свойств субъекта в профессиях с преобладанием умственного труда).

    Для исследования такого важного для врача профессионального качества, как коммуникативно-личностная компетентность, применяются опросники  коммуникативных и организаторских способностей  КОС и  КОС-2, узкоспециализированная методика Н.В. Яковлевой «Профессиональная коммуникативная компетентность врача». При исследовании и измерении уровня эмпатии врача, как показателя базового (ценностного) уровня коммуникативной компетентности, используются преимущественно психометрические методы. В качестве наиболее часто выбираемых методик выступают опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, методика диагностики эмпатических способностей В.В. Бойко.

  Описанные выше методы не являются специфичными для исследования какой-либо профессиональной деятельности и могут быть применены  и применяются для изучения процесса профессионального становления  врача в целом. Специфика заключается  скорее в отборе и разработке методик  при исследовании конкретных проблем.

  Таким образом, можно сделать вывод, что  при исследовании профессионального  становления врача применяются  все методы, которыми располагает профессиональная психология, при этом для изучения специфических сторон  врачебной деятельности используются специально разработанные методики либо адаптируются уже существующие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выводы

  1. Методы исследования, используемые в психологии профессий, имеют общепсихологическое происхождение. Невозможно рассматривать профессиональную психологию в отрыве от других областей психологического знания; тем не менее, исследование человека как субъекта продуктивной деятельности обладает собственной спецификой, зависящей от конкретных задач исследования.
  2. Профессиональное становление личности в силу своей сложности, многоуровневости, протяженности во времени предполагает большое многообразие методов его исследования.
  3. При исследовании профессионального становления врача могут применяться как стандартные, многоориентированные методики, широко применяемые в различных отраслях психологии, так и узкоспециализированные либо адаптированные согласно специфике изучаемой нами профессии.
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  В ходе проведенной работы мы рассмотрели  процесс профессионального становления  врача с точки зрения его периодизации, описали такой аспект профессионализации врача, как профессиональные кризисы, их периодизацию и содержание, проанализировали профессионально важные качества врача как индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне.

  Были  описаны и проанализированы методы профессиональной психологии, применяемые при исследовании профессионального становления вообще и профессионального становления врача в частности, обоснована необходимость применения того или иного метода при исследовании конкретных аспектов профессионального становления врача.

  Также в ходе исследования был сделан вывод, что методы исследования профессионального  становления врача не являются специфичными как по отношению ко всему массиву  методов психологии труда, так и по отношению к методам исследования в психологической науке вообще.

  Нами  были указаны конкретные методики в  рамках отдельных методов, выбор и адаптация которых зависит от поставленной цели исследования в каждом определенном случае.

  Высокая социальная необходимость медицинских профессий в современном мире обуславливает востребованность психологического обеспечения профессионально-личностного развития врача как субъекта деятельности. Это определяет важность системного исследования личности и труда врача.  
 
 
 
 

  Библиография.

  1. Абрамова Г.С.,  Юдчиц Ю.А.  Психология в медицине. – М.: ЛПА «Кафедра -М»,1998 г.
  2. Андронов В.П.  Психологические основы формирования профессионального мышления врача. – Вопросы психологии, 1991, № 3, стр. 88.
  3. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности.  – СПб.: Речь, 2005.
  4. Безродная Г.В. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего врача:  диссертация кандидата психологических наук. – М., 1990.
  5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., ПЕР СЭ, 2006.
  6. Василенко Т.Д., Есенкова Н.Ю. Психологическое сопровождение профессионального становления студентов-медиков // Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции, «Клинико-психологические проблемы современного общества». – Курск: КГМУ, 2009. – С. 39-45.
  7. Водяха А.А. Исследование ценностно-смысловых ориентаций личности как фактора сформированности профессиональной идентичности врача. – Вестник Томского гос. ун-та, №324, июль 2009. Стр. 321-324.
  8. Волков Б.С. Методы исследований в психологии. – Учеб.-практ. пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; науч. ред. Б.С. Волков. – 3-е изд., испр. и доп.,- М.: Пед. об-во России, 2003.
  9. Денисова О. В. Становление профессиональной идентичности студента-медика в образовательном процессе вуза : диссертация  кандидата психологических наук. – Уфа, 2008.
  10. Доника А.Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. – М. «Академия естествознания», 2009.
  11. Зеер Э.Ф. Психология профессий. –  Екатеринбург: УГППУ, 1997.
  12. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987.
  13. Климкович И.Г. Модель специалиста медицинского профиля. – М., 1989.
  14. Климов Е.А. Введение в психологию труда:  Учебник для вузов.  – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
  15. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.; Воронеж, 1996.
  16. Лакосина Н.Д. Клиническая психология: учебник для студентов медицинских вузов / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – 3-е изд. – М.: МЕДпресс, 2007.
  17. Макшанов И.Я.  Врачебная деонтология: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 1998.
  18. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: "Знание", 1996
  19. Мишина Е.И. Эмпирическое исследование личностной рефлексии в процессе профессионального становления будущих специалистов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 2. http://ppip.idnk.ru.
  20. Психологическая диагностика: Учеб.пособие / Под ред. М.К. Акимовой. – СПб.: Питер, 2005.
  21. Психологический анализ трудовой деятельности. Под ред. В.Д. Шадрикова. Ярославль, 1980. 354 с.
  22. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Под ред. Г. С.Никифорова. – СПб. 1991.
  23. Романова Е.С. Профессиональное становление и развитие с позиций дуального подхода  //  Системная психология и социология, 2010, том 1, №1.
  24. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – М., 2003.
  25. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2006.
  26. Соловьева С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача: СПб., ГОУВПО СПбГМА им. И.А. Мечникова, МЗ РФ. – 2001 г.
  27. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003.
  28. Столяренко  Л.Д. Основы психологии: Практикум /Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д.: Феникс. 2006.
  29. Сысоева О. В. Психологические особенности ответственности врача в зависимости от этапа профессионализации: диссертация кандидата психологических наук. – Казань, 2006.
  30. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. – Л.: Медицина, 1984.
  31. Фонарев А. Р. Психологические основы формирования профессионального мышления врача  // Вопросы психологии, 1991,  №4. – С.88-95.
  32. Фонарев А.Р. Психология личностного становления педагога-профессионала. – М., 2007.
  33. Харди И. Врач, сестра, больной. – М., 2000.
  34. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача: Курс лекций / Б.А. Ясько. – Ростов н/Д.: Феникс. 2005.
  35. Ясько Б.А. Психологические аспекты профессионального становления и развития личности врача // 2-я Международная научно-практическая конференция «Проблемы регионального управления, экономики, нрава и инновационных процессов в образовании»: – Тезисы докладов. Таганрог, 2001.
 
 

 

  

Информация о работе Методы исследования профессионального становления врача