Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 01:19, реферат
Применяемые в науке методы исследования не могут быть произвольными, выбранными без достаточных оснований, всего лишь по прихоти исследователя. Истинное познание достигается лишь в том случае, когда применяемые в науке методы строятся в соответствии с объективно существующими законами природы и общественной жизни,нашедшими свое выражение в философии диалектического и исторического материализма.
1. Содержание
2. Вступление. Методы исследования в психологии.
3. Классификация методов исследования в психологии.
4. Неэкспериментальные методы исследования
5. Диагностические методы исследования
6. Экспериментальные методы исследования
7. Формирующие методы исследования
8. Заключение к работе
9. Список используемой литературы
1.
Содержание:
1. Содержание
2. Вступление.
Методы исследования в
3. Классификация
методов исследования в
4. Неэкспериментальные методы исследования
5. Диагностические методы исследования
6. Экспериментальные методы исследования
7. Формирующие методы исследования
8. Заключение к работе
9. Список
используемой литературы
2. Вступление. Методы исследования в психологии.
Методами в науке называются способы, приемы исследования явлений, составляющих предмет данной науки; применение этих приемов должно приводить к правильному познанию изучаемых явлений, т. е. к адекватному (соответствующему действительности) отражению в сознании человека присущих им особенностей и закономерностей.
Применяемые в науке методы исследования не могут быть произвольными, выбранными без достаточных оснований, всего лишь по прихоти исследователя. Истинное познание достигается лишь в том случае, когда применяемые в науке методы строятся в соответствии с объективно существующими законами природы и общественной жизни,нашедшими свое выражение в философии диалектического и исторического материализма.
При построении методов научного исследования необходимо в первую очередь опираться на следующие из этих законов:
а) все явления окружающей нас действительности находятся во взаимной связи и обусловленности. Эти явления существуют не изолированно друг от друга, а всегда в органической связи, поэтому правильные методы научного исследования должны исследовать изучаемые явления в их взаимной связи, а не метафизически, как существующие якобы оторвано друг от друга;
б) все явления окружающей нас действительности находятся всегда в процессе развития, изменения, поэтому правильные методы должны исследовать изучаемые явления в их развитии, а не как нечто стабильное, застывшее в своей неподвижности. При этом научные методы исследования должны исходить из правильного понимания самого процесса развития: 1) как состоящего не только в количественных, но, что самое главное, в качественных изменениях, 2) как имеющего своим источником борьбу противоположностей, внутренне присущих явлению противоречий. Изучение явлений вне процесса их развития также является одной из существенных ошибок метафизического подхода к познанию действительности.
Следование этим законам в построении и использовании методов научного исследования требует преодоления определенных трудностей. Наше познание так устроено, что оно может изучать явления только аналитически, на какое-то время вырывая их из общей массы явлений: «Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого,— говорит В. И. Ленин.— Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление,— и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения, но и всякого понятия» *.
Истинно научные методы исследования не могут останавливаться на этом аналитическом этапе; они должны дополнять его вскрытием связей данного явления с другим.
Это положение справедливо в отношении любой науки. Так, психология изучает психические процессы (восприятие, мышление, эмоции и т. д.), выявляя качественные особенности, присущие каждому из них. Но психолог не может правильно понять природу психических процессов, если будет рассматривать их в отрыве друг от друга, а также независимо от физиологических законов высшей нервной деятельности. Неправильно также рассматривать психические процессы вне связи с личностью, которая является их носителем, и с деятельностью, в которой они проявляются. Психические процессы всегда суть процессы того или другого конкретного человека; они приобретают характерные особенности в зависимости от индивидуальных черт человека, которому принадлежат. Вместе с тем психические процессы, как и психологические черты личности, всегда проявляются только в действиях и поступках человека, в его деятельности. Поэтому они могут быть правильно поняты только через свое выражение в этой деятельности. У человека нет ощущений, восприятий, мышления, эмоций и других психических процессов вне и независимо от той или другой деятельности, в которой они органически участвуют. Человек воспринимает что-либо, обнаруживает те или другие стремления, проявляет различные чувства всегда в процессе труда, учения, решения какой-либо творческой задачи, игры и других видов деятельности. Это справедливо также и в отношении психологических черт личности: темперамент, присущие человеку волевые черты характера, интересы, стремления и т. д. проявляются и развиваются всегда только в связи с той или другой деятельностью.
Таким образом,
применяемые в науке методы исследования
только тогда приведут к истинному
знанию, когда они в своей совокупности
отразят данное явление в его
развитии и в его существенных
связях и отношениях с другими
явлениями.
3. Классификация методов исследования в психологии.
1. Неэкспериментальные психологические методы.
а) наблюдение
б) анкетирование
в) беседа
г) «архивный метод»
д) контент-анализ
е) монографический метод
2. Диагностические методы.
а) тест (различные виды тестов)
3. Экспериментальные
методы.
а) естественный
б) моделирующий
в) лабораторный
4. Формирующие методы.
а) преобразующий эксперимент
б)
психолого-педагогический
в) формирующий эксперимент
г)
экспериментально-генетический
д)
метод поэтапного формирования
4.
Неэкспериментальные
методы исследования
а) Наблюдение.
Наблюдение - это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.
Наблюдение - основной, наиболее распространенный в психологии метод целенаправленного систематического изучения человека.
Вначале появились наблюдения психологов за собственными детьми, оформляемые в виде записей и дневников. Затем стали возникать научные учреждения, где метод наблюдения был основным.
Наблюдение становится методом психологического исследования в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической природы этих явлений. Сущность наблюдения состоит не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих психологических фактов.
Возможность использования данного метода естественных наук в психологии основана на методологическом принципе единства и деятельности. Общеизвестно, что психика человека формируется и проявляется в его деятельности - в действиях, словах, мимике и т.д. На основании внешних проявлений мы судим о внутренних процессах и состояниях.
Наблюдение
в психологических
Главными особенностями наблюдения как метода психологического исследования являются целенаправленность и опосредованность (наблюдение не напрямую, а через что-либо). В данном случае исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемых, вследствие чего они протекают естественно.
Наблюдение является одним наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
Различают несистематическое и систематическое наблюдение:
- несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях;
- систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию (о нем речь пойдет далее).
Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:
- в первом случае исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.
- во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.
Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.
Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним.
В любом
случае важнейшую роль играет личность
психолога - его профессионально
важные качества. При открытом наблюдении
через определенное время люди привыкают
к психологу и начинают вести
себя естественно, если он сам не провоцирует
"особое" отношение к себе. Наблюдение
является незаменимым методом, если
необходимо исследовать естественное
поведение без вмешательства
извне в ситуацию, когда нужно
получить целостную картину
Недостатки, присущие наблюдению как методу научного психологического исследования, следующие:
•
большие временные затраты в
связи с пассивностью
• уникальность и неповторимость наблюдаемых явлений;
•
трудность установления
•
субъективизм исследователя.
•
необходимость учитывать
•
сложность осуществления
•
трудоёмкость, так как для реализации
наблюдения необходимы высокая
Метод наблюдения имеет безусловные достоинства:
• универсальный характер;
• гибкость наблюдения;
• «скромность» наблюдения;
•
отсутствие искажения
•
богатство собираемых сведений.
Благодаря наблюдению перед