Методы исследования в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 01:19, реферат

Описание

Применяемые в науке методы исследования не могут быть произвольными, выбранными без достаточных оснований, всего лишь по прихоти исследователя. Истинное познание достигается лишь в том случае, когда применяемые в науке методы строятся в соответствии с объективно существующими законами природы и общественной жизни,нашедшими свое выражение в философии диалектического и исторического материализма.

Содержание

1. Содержание

2. Вступление. Методы исследования в психологии.

3. Классификация методов исследования в психологии.

4. Неэкспериментальные методы исследования

5. Диагностические методы исследования

6. Экспериментальные методы исследования

7. Формирующие методы исследования

8. Заключение к работе

9. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат 1.docx

— 39.93 Кб (Скачать документ)

   развёртывается  жизнь определённого человека, которую  можно сравнить с

   другими  конкретными наблюдениями и сделать  соответствующие выводы. 

     б) Анкетирование  (письменный опрос)

Анкетирование, как  и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских  методов в психологии. Анкетирование  обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три  основных типа анкет, применяемых в  психологии:

-  это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?";

-  это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.;

-  это анкеты - шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

5 - уверено да;

4 - больше да, чем  нет; 

3 - не уверен, не  знаю;

2 - больше нет,  чем да;

1 - уверенно нет. 

Между этими тремя  типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование  количественных способов отработки  и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным  типом анкет, так как они позволяют  проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

     в) Беседа

Беседа - специфичный  для психологии метод исследования человеческого поведения, так как  в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру  эксперимента на первом этапе, когда  исследователь собирает первичную  информацию об испытуемом, дает ему  инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи  различают клиническую беседу, составную  часть "клинического метода", и  целенаправленный опрос "лицом к  лицу" - интервью. Содержание бесед  можно протоколировать полностью  или выборочно в зависимости  от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед психолог может пользоваться диктофоном.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных  сведений об испытуемых, делает этот метод  очень эффективным средством  психологического исследования. Поэтому  желательно, чтобы беседа проводилась  с учетом данных, полученных при  помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в  ее цели может входить проверка предварительных  выводов, вытекающих из результатов  психологического анализа и полученных при использовании данных методов  первичной ориентировки в исследуемых  психологических особенностях испытуемых.

       г) Архивный метод

"Архивный метод"  или изучение продуктов деятельности. В американской научной литературе  принят термин "архивный метод"  для таких исследований, проводя  которые психолог не измеряет  и не наблюдает актуальное  поведение испытуемого, а анализирует  дневниковые записи и заметки,  архивные материалы, продукты  трудовой, учебной или творческой  деятельности и т.д. Отечественные  психологи используют другой  термин для обозначения этого  метода. Чаще всего его обозначают  как "анализ продуктов деятельности", или праксиметрический метод.

В качестве объекта  исследования при использовании  метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные  продукты творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые  записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного  вида трудовой деятельности и т.п.). Применяя этот метод, можно анализировать  не только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения.

Например, наиболее распространенным методом изучения продуктов деятельности учащихся в  школе является изучение школьных сочинений. Этот метод (также как и метод  индивидуальной беседы) дает богатый  психологический материал относительно индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Благодаря использованию  этого метода, изменяя лишь темы сочинений, учитель за сравнительно короткое время может собрать  массовый качественный материал о самых  различных особенностях учащихся.

Результаты использования  этого метода (наряду с результатами наблюдения и бесед) могут дать ценный материал для составления вопросов различных анкет.

Анализ продуктов  деятельности - метод, широко распространенный в исторической психологии, а также  в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его уникальности.

Анализ продуктов  деятельности предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрения, маниакально-депрессивном психозе  и т.д.) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется  в особенностях текстов, рисунков, поделок  больных.

Широкое распространение  в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в  ходе которого изучаются особенности  жизненного пути одной личности или  группы людей.

       д) Контент - анализ

К разновидностям "архивного  метода" относится также техника  контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и других социальных науках.

Особенно часто  он используется в практической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Разработка метода контент-анализа связана с именами

Г.Лассуэла, Ч.Осгуда и Б.Берельсона, автора фундаментальной монографии

"Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: слово (термин, символ); суждение или законченная мысль; тема; персонаж; автор; целостное сообщение

       е) Монографический  метод

Данный исследовательский  метод не может быть воплощен в  какой-либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.

Обычно в психологических  исследованиях используется не один какой-нибудь метод, а целый набор  различных методов, которые взаимно  контролируют и дополняют друг друга. 

5. Диагностические методы исследования

К диагностическим  исследовательским методам относятся  различные тесты, т.е. методы, позволяющие  исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а  также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых  выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств  и характеристик испытуемых.

а) Тест (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответсвующими нормами и стандартами.

Использование определенных и конкретных тестов в психологии наиболее отчетливо проявляет общие  теоретические установки исследователя  и всего исследования. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются обычно как средство выявления и  измерения врожденных интеллектуальных и характерологических особенностей испытуемых. В отечественной психологии различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств  определения наличного уровня развития этих психологических особенностей.

Основным недостатком  большинства диагностических методик  является осознание испытуемым искусственной  ситуации обследования, которое часто  приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов(иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж  в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических  методик требует тщательного  подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и  сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к  испытуемому, и с психологическим  наблюдением за особенностями поведения  испытуемых в ходе эксперимента.

Достоинство диагностических  методов (наряду с точностью и  портативностью) состоит в очень  широком спектре исследовательских  задач, которые могут решаться с  помощью данных методов, - от исследования степени овладения дошкольниками  различными перцептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.

Итак, отличие диагностических  методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

Общей особенностью этих двух классов исследовательских  методов является то, что они не дают возможности исследователю  проникнуть за изучаемое явление, не вскрывают закономерности его изменения  и развития, не объясняют его.

Задача объяснения исследуемых явлений может быть решена только благодаря применению экспериментальных исследовательских  методов.

Наиболее полное собрание объективных тестов можно  найти в "компендиуме объективных  тестов личности и мотивации", составленном Р.Б. Кэттеллом и Ф.В. Варбуртоном. В этом справочнике собрано более 400 различных тестов, которые могут быть классифицированы на следующие 12 групп тестов, изучающих личность:

- Тесты способностей. Некоторые тесты, первоначально  созданные для исследования интеллектуальных  функций, знаний и высоко коррелирующие с личностными факторами, например с показателями: беглость речи, моторная ригидность и т.д.

- Тесты умений  и навыков. К этой группе  относятся тесты на зрительно-моторную  координацию, координацию движения  рук, точность прохождения лабиринта  и т.п.

- Тесты на восприятие. Эта группа охватывает широкий  диапазон тестов: от зрительного  восприятия (завершение незаконченных  изображений) до обонятельного  (предпочтение запахов).

- Опросники. Это группа тестов, построенная в виде анкетных ответов о поведении, вкусах, привычках и т.п., например анкеты для опроса о состоянии здоровья, выполнении гигиенических требований и т.д.

- Мнения. К этой  группе относятся тесты на  выявление отношений испытуемого  к другим людям, нормам поведения  и морали, политическим взглядам  и т.д.

- Эстетические тесты.  Это группа тестов на предпочтение  музыкальных произведений, картин, рисунков, поэтов, художников и т.п.

- Проективные тесты.  Группа методик, предназначенных  для диагностики личности, в которых  обследуемым предлагается реагировать  на неопределенную(многозначительную)  ситуацию, например, интерпретировать  содержание сюжетной картинки. Ответы  на задания этих тестов (в отличие  от интеллектуальных тестов) не  могут быть альтернативными (правильно  - неправильно).

Информация о работе Методы исследования в психологии