Методы исследования в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 01:19, реферат

Описание

Применяемые в науке методы исследования не могут быть произвольными, выбранными без достаточных оснований, всего лишь по прихоти исследователя. Истинное познание достигается лишь в том случае, когда применяемые в науке методы строятся в соответствии с объективно существующими законами природы и общественной жизни,нашедшими свое выражение в философии диалектического и исторического материализма.

Содержание

1. Содержание

2. Вступление. Методы исследования в психологии.

3. Классификация методов исследования в психологии.

4. Неэкспериментальные методы исследования

5. Диагностические методы исследования

6. Экспериментальные методы исследования

7. Формирующие методы исследования

8. Заключение к работе

9. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат 1.docx

— 39.93 Кб (Скачать документ)

- Ситуационные тесты.  Они предполагают создание определенной  социальной ситуации. Например, одно  и то же задание выполняется  в одиночестве и перед всем  классом, для личного зачета  и для командного, в ситуации  соревнования или кооперации  и т.д.

- Игры. Это игровые  ситуации, где хорошо проявляются  индивидуальные особенности личности  испытуемого. Поэтому многие игры  включены в состав объективных  тестов.

- Физиологические  тесты. К ним относятся тесты,  в которых регистрируются показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор и т.п.

- Физические тесты.  Их не всегда легко отличить  от физиологических. Размер грудной  клетки, удельный вес, тургор мышц, величина жировой складки и  другие показатели следует относить  к физическим тестам.

- Случайные наблюдения. Это может быть, например, число  неопределенных ответов, количество  пометок на тестовом бланке, аккуратность  письма, ерзание, неусидчивость при  обследовании и другие проявления.

- Объективные тесты  изучения личности представляют  собой истинно экспериментальный  подход, полностью освобожденный  от субъективных оценок.

По мнению большинства  специалистов эта область в изучении личности в психологии наиболее перспективна. 

6. Экспериментальные методы исследования

В отличие от неэкспериментальных и диагностических методов "психологический эксперимент" предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт. Специфика экспериментальных методов состоит, таким образом, в том, что они предполагают:

а) организацию специальных  условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности  испытуемых;

б) изменение этих условий в ходе исследования.

Эксперимент - один из главных методов современной  психологии; это исследование, в  процессе которого мы сами называем интересующие нас психические явления и  создаём условия, необходимые и  достаточные для проявления и  измерения их связей между собой  и обстоятельствами жизни человека. Эксперимент - это метод сбора  фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых  явлений.

Основные признаки эксперимента:

- активная позиция  исследователя; это означает, что  исследователь может вызвать  психическое явление столько  раз, сколько необходимо для  проверки выдвинутой гипотезы;

- создание заранее  продуманной, искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство  проявляется лучше всего и  его можно точнее и легче  оценивать.

Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять  гипотезы в причинно-следственных казуальных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Различают традиционные и факторные  планы проведения эксперимента

При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном - несколько. Достоинством последнего является возможность оценки взаимодействия факторов - изменения  характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой. Для статистической обработки результатов  эксперимента в этом случае применяется  дисперсионный анализ (Р. Фишер). Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез  отсутствует, то говорят о пилотажном эксперименте, результаты которого могут  помочь уточнить направление дальнейшего  анализа. Когда имеются две конкурирующие  между собой гипотезы и эксперимент  позволяет выбрать одну из них, говорят  о решающем эксперименте. Контрольный  эксперимент осуществляется с целью  проверки каких-либо зависимостей. Применение эксперимента, однако, наталкивается  на принципиальные ограничения, связанные  с невозможностью в ряде случаев  осуществлять произвольное изменение  переменных. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют  статус корреляций (т.е. вероятностных  и статистических зависимостей) и, как  правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается  включенным в ситуацию общения с  обследуемым лицом (испытуемым) и  может невольно повлиять на его поведение (рис. 8). Особую категорию методов  психологического исследования и воздействия  образуют формирующие, или обучающие, эксперименты. Они позволяют направленно  формировать особенности таких  психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые  обеспечивают надёжное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием.

Чаще всего в  психолого-педагогических экспериментах  имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый  фактор, и контрольной, в которой  он отсутствует.

Экспериментатор по своему усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать  последствия такого изменения. Это, в частности, даёт возможность находить наиболее рациональные приёмы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя условия заучивания того или иного учебного материала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее быстрым, прочным и точным. Проводя исследования при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

Психолого-педагогические эксперименты различаются:

- по форме проведения;

- количеству переменных;

- целям; 

- характеру организации  исследования.

В отечественной  и зарубежной психологии существуют различные подходы к   видам  эксперимента. В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:

а) естественный эксперимент;

б) моделирующий эксперимент;

в)  лабораторный эксперимент.

Естественный (полевой) эксперимент , как говорит само название этого метода, наиболее приближен  к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.

Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует  в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение  испытуемых в экспериментальной  ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных  сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые  разнообразные исследовательские  задачи.

Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами  и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету предмету психологического исследования.

Эксперимент является важнейшим инструментом науки. В  процессе проведения   эксперимента исследователь систематически изменяет ситуацию с целью определить эффект от подобных изменений и сделать  важные выводы. Большинство экспериментов  может быть описано просто в терминах «если - то». Экспериментатор обычно говорит: «Если сделать то-то, то получится следующее». «Если» в таком  случае - независимая переменная, «то» - зависимая. Например, возьмём гипотезу: поощрение учеников позитивно влияет на последующее обучение. Перефразируем  её в терминах: «если - то»: «Если  учеников поощрять, то это позитивно  повлияет на их последующее обучение».

Для проверки этого  предположения экспериментатор  должен определить основные понятия, необходимые  для наблюдения и оценки результата. Это действие называется операционализацией понятий.

Операциональным определением понятия «поощрение учеников» может быть присвоение более высоких степеней, устная похвала, определённые привилегии отличившемуся и т.д. «Последующее обучение» можно определить с точки зрения последующей успеваемости. Таким образом, данный педагогический эксперимент проводится с целью проверить следующую гипотезу: «Поощрение учеников оказывает позитивное влияние на последующее обучение». 

7. Формирующие методы исследования

Все описанные выше исследовательские методы отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в  узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности  и уровни психического развития.

Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения наличного  предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская  цель требует применения особых, формирующих  методов.

К формирующим исследовательским  методам в психологии относятся  различные разновидности так  называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей:

-  преобразующий  эксперимент,

-  психолого-педагогический  эксперимент, 

-  формирующий  эксперимент, 

-  экспериментально-генетический  метод,

-  метод поэтапного  формирования и т.п.  

Использование формирующих  исследовательских методов связано  с перестройкой определенных характеристик  учебно-воспитательного процесса и  выявлением влияния этой перестройки  на возрастные, интеллектуальные и  характерологические особенности  испытуемых. По существу, данный исследовательский  метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования  всех других методов психологии.

Формирующий эксперимент  часто используется в целях сопоставления  влияния различных обучающих  программ на психическое развитие испытуемых.

Формирующий эксперимент  это:

-массовый эксперимент,  т.е. статистически значимый (это  значит, что его ареалом является  минимум - школа, педагогический  коллектив);

-длительный, пролонгированный  эксперимент; 

-эксперимент не  ради эксперимента, а ради реализации  той или иной общетеоретической  концепции в определенной области  психологии (возрастной, детской, педагогической  и других отраслях);

-эксперимент комплексный,  требующий совместных усилий  психологов-теоретиков, психологов-практиков,  психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому  это есть эксперимент, протекающий  в особых учреждениях, где все  это можно организовать.

Необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они  утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Ведущим  типом исследовательского метода в  экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент. 

8. Заключение к работе

Итак, в этой работе рассмотрены основные методы психологических исследований и их классификация. Надо полагать, что разные авторы приводят в своих трудах множество вариантов классификации этих методов. Результатом анализа стал этот реферат, который по мнению автора отражает наиболее доступную и полную картину по данной теме.

9. Список используемой литературы:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 1997.

3. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1995 год.

4. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб.

и доп. - М.: 1990.

5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

Информация о работе Методы исследования в психологии