Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 01:19, реферат
Применяемые в науке методы исследования не могут быть произвольными, выбранными без достаточных оснований, всего лишь по прихоти исследователя. Истинное познание достигается лишь в том случае, когда применяемые в науке методы строятся в соответствии с объективно существующими законами природы и общественной жизни,нашедшими свое выражение в философии диалектического и исторического материализма.
1. Содержание
2. Вступление. Методы исследования в психологии.
3. Классификация методов исследования в психологии.
4. Неэкспериментальные методы исследования
5. Диагностические методы исследования
6. Экспериментальные методы исследования
7. Формирующие методы исследования
8. Заключение к работе
9. Список используемой литературы
- Ситуационные тесты.
Они предполагают создание
- Игры. Это игровые
ситуации, где хорошо проявляются
индивидуальные особенности
- Физиологические
тесты. К ним относятся тесты,
в которых регистрируются
- Физические тесты.
Их не всегда легко отличить
от физиологических. Размер
- Случайные наблюдения.
Это может быть, например, число
неопределенных ответов,
- Объективные тесты
изучения личности
По мнению большинства
специалистов эта область в изучении
личности в психологии наиболее перспективна.
6. Экспериментальные методы исследования
В отличие от неэкспериментальных и диагностических методов "психологический эксперимент" предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт. Специфика экспериментальных методов состоит, таким образом, в том, что они предполагают:
а) организацию специальных
условий деятельности, влияющих на
исследуемые психологические
б) изменение этих условий в ходе исследования.
Эксперимент - один из главных методов современной психологии; это исследование, в процессе которого мы сами называем интересующие нас психические явления и создаём условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения их связей между собой и обстоятельствами жизни человека. Эксперимент - это метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений.
Основные признаки эксперимента:
- активная позиция исследователя; это означает, что исследователь может вызвать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы;
- создание заранее
продуманной, искусственной
Правильно поставленный
эксперимент позволяет
При традиционном планировании
меняется лишь одна независимая переменная,
при факторном - несколько. Достоинством
последнего является возможность оценки
взаимодействия факторов - изменения
характера влияния одной из переменных
в зависимости от значения другой.
Для статистической обработки результатов
эксперимента в этом случае применяется
дисперсионный анализ (Р. Фишер). Если
изучаемая область относительно
неизвестна и система гипотез
отсутствует, то говорят о пилотажном
эксперименте, результаты которого могут
помочь уточнить направление дальнейшего
анализа. Когда имеются две
Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надёжное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием.
Чаще всего в психолого-педагогических экспериментах имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор, и контрольной, в которой он отсутствует.
Экспериментатор по своему усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частности, даёт возможность находить наиболее рациональные приёмы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя условия заучивания того или иного учебного материала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее быстрым, прочным и точным. Проводя исследования при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.
Психолого-педагогические эксперименты различаются:
- по форме проведения;
- количеству переменных;
- целям;
- характеру организации исследования.
В отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к видам эксперимента. В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:
а) естественный эксперимент;
б) моделирующий эксперимент;
в) лабораторный эксперимент.
Естественный (полевой) эксперимент , как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.
Моделирующий эксперимент.
При проведении моделирующего эксперимента
испытуемый действует по инструкции
экспериментатора и знает, что участвует
в эксперименте в качестве испытуемого.
Характерной особенностью эксперимента
данного типа является то, что поведение
испытуемых в экспериментальной
ситуации моделирует (воспроизводит) на
разных уровнях абстракции вполне типичные
для жизненных ситуаций действия
или деятельности: запоминание различных
сведений, выбор или постановку целей,
выполнение различных интеллектуальных
и практических действий и т.д. Моделирующий
эксперимент позволяет решать самые
разнообразные
Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету предмету психологического исследования.
Эксперимент является важнейшим инструментом науки. В процессе проведения эксперимента исследователь систематически изменяет ситуацию с целью определить эффект от подобных изменений и сделать важные выводы. Большинство экспериментов может быть описано просто в терминах «если - то». Экспериментатор обычно говорит: «Если сделать то-то, то получится следующее». «Если» в таком случае - независимая переменная, «то» - зависимая. Например, возьмём гипотезу: поощрение учеников позитивно влияет на последующее обучение. Перефразируем её в терминах: «если - то»: «Если учеников поощрять, то это позитивно повлияет на их последующее обучение».
Для проверки этого предположения экспериментатор должен определить основные понятия, необходимые для наблюдения и оценки результата. Это действие называется операционализацией понятий.
Операциональным определением
понятия «поощрение учеников» может быть
присвоение более высоких степеней, устная
похвала, определённые привилегии отличившемуся
и т.д. «Последующее обучение» можно определить
с точки зрения последующей успеваемости.
Таким образом, данный педагогический
эксперимент проводится с целью проверить
следующую гипотезу: «Поощрение учеников
оказывает позитивное влияние на последующее
обучение».
7. Формирующие методы исследования
Все описанные выше исследовательские методы отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития.
Использование всех
этих методов не предполагает задачи
существенного изменения
К формирующим исследовательским
методам в психологии относятся
различные разновидности так
называемого социального
- преобразующий эксперимент,
- психолого-педагогический эксперимент,
- формирующий эксперимент,
- экспериментально-генетический метод,
- метод поэтапного
формирования и т.п.
Использование формирующих
исследовательских методов
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.
Формирующий эксперимент это:
-массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);
-длительный, пролонгированный эксперимент;
-эксперимент не
ради эксперимента, а ради реализации
той или иной
-эксперимент комплексный,
требующий совместных усилий
психологов-теоретиков, психологов-практиков,
психологов-исследователей, дидактиков,
методистов и др. И поэтому
это есть эксперимент,
Необходимо отметить,
что в процессе развития психологии
изменяются не только теории и понятия,
но и исследовательские методы: они
утрачивают созерцательный, констатирующий
характер, становятся формирующими или,
точнее, трансформирующими. Ведущим
типом исследовательского метода в
экспериментальной области
8. Заключение к работе
Итак, в этой работе рассмотрены основные методы психологических исследований и их классификация. Надо полагать, что разные авторы приводят в своих трудах множество вариантов классификации этих методов. Результатом анализа стал этот реферат, который по мнению автора отражает наиболее доступную и полную картину по данной теме.
9. Список используемой литературы:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 1997.
3. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1995 год.
4. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб.
и доп. - М.: 1990.
5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.