Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:00, реферат
Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления
своих данных использует целый арсенал научных методов.
Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев
Семенович Выготский (1896-1934) выразил это в следующей лаконичной формуле:
факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные
Введение
Основная часть
А. не экспериментальные психологические методы
наблюдение
анкетирование
беседа
«архивный метод»
контент-анализ
монографический метод
Б. диагностические методы
1. тест (различные виды тестов)
В. экспериментальные методы
естественный
моделирующий
лабораторный
Г. формирующие методы
Заключение
Список использованной литературы
восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать
естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно
получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во
всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной
процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс
экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения
ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной
информацией для исследователя. Не случайно величайшие естествоиспытатели,
такие как Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882), Вильгельм Гумбольт (1767-1835),
Иван Петрович Павлов (1849-1936), Конрад Лоренц (1903), и многие другие
считали метод наблюдения главным источником научных фактов.
2. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее
распространенных
обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с
данными, полученными при помощи других исследовательских методов)
используются при составлении анкет.
Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:
это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление
осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на
выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту,
использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу,
или хотите остаться ребенком и почему?";
это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты
предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор
наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося
к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из
учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов
можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия",
"география", "физика" и т.д.;
это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не
просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать
(оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например,
вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную
шкалу ответов:
5 - уверено да;
4 - больше да, чем нет;
3 - не уверен, не знаю;
2 - больше нет, чем да;
1 - уверенно нет.
Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все
они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако
если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные)
вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что
значительно затрудняет использование количественных способов отработки и
анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее
формализованным типом анкет,
так как они позволяют
количественный анализ данных анкетирования.
Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое
получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений
в зависимости от характера
учебно-воспитательного
Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать,
как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи
анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не
могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных
зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой
ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать
отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует
сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а
также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых
подлинные цели опросов и т.д.
3. Беседа - специфичный для психологии метод исследования
человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация
между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя
людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности
другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений
широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и
представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и
последователей "глубинной" психологии и т.д.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на
первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об
испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе -
в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают
клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и
целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.
Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в
зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных
протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.
Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор
предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным
средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа
проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как
наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка
предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа
и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в
исследуемых психологических особенностях испытуемых.
4. "Архивный метод"
или изучение продуктов
американской научной литературе принят термин "архивный метод" для таких
исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает
актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и
заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой
деятельности и т.д. Отечественные психологи используют другой термин для
обозначения этого метода. Чаще всего его обозначают как "анализ продуктов
деятельности", или праксиметрический метод.
В качестве объекта исследования при использовании метода изучения
продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты
творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые
записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного вида
трудовой деятельности и т.п.). Применяя этот метод, можно анализировать не
только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения.
Например, наиболее распространенным методом изучения продуктов
деятельности учащихся в школе является изучение школьных сочинений. Этот
метод (также как и метод индивидуальной беседы) дает богатый
психологический материал относительно индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся. Благодаря использованию этого метода, изменяя лишь
темы сочинений, учитель за сравнительно короткое время может собрать
массовый качественный материал о самых различных особенностях учащихся.
Результаты использования этого метода (наряду с результатами наблюдения и
бесед) могут дать ценный материал для составления вопросов различных анкет.
Анализ продуктов деятельности - метод, широко распространенный в
исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии
творчества. Для психологии творчества он является одним из основных,
поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его
уникальности.
Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для
клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрения,
маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изменяется характер
продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок
больных.
Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и
исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого
изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.
5. Контент-анализ. К разновидностям "архивного метода" относится также
техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее
разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет
единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Этот метод широко
распространен не только в психологии, но и других социальных науках.
Особенно часто он используется в практической психологии, психологии
рекламы и коммуникации. Разработка метода контент-анализа связана с именами
Г.Лассуэла, Ч.Осгуда и Б.Берельсона, автора фундаментальной монографии
"Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Стандартными единицами
при анализе текста в контент-анализе являются:
6. Монографический метод.
Данный исследовательский
воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и
конкретизируется в
иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется,
как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и
индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения,
деятельности и
При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев,
выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических
образований.
Обычно в психологических исследованиях используется не один какой-
нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют
и дополняют друг друга.
Б. Диагностические методы.
К диагностическим
методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию
изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при
помощи которых выявляются, например, различные уровни развития
психологических свойств и характеристик испытуемых.
1. Тест (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированное
задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические
характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования
является испытание, диагностика определенных психологических особенностей
человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с