Методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:00, реферат

Описание

Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления
своих данных использует целый арсенал научных методов.
Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев
Семенович Выготский (1896-1934) выразил это в следующей лаконичной формуле:
факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные

Содержание

Введение
Основная часть
А. не экспериментальные психологические методы
наблюдение
анкетирование
беседа
«архивный метод»
контент-анализ
монографический метод
Б. диагностические методы
1. тест (различные виды тестов)
В. экспериментальные методы
естественный
моделирующий
лабораторный
Г. формирующие методы

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

методы психологии(на печать).docx

— 46.35 Кб (Скачать документ)

формирующих методов.

К формирующим исследовательским  методам в психологии относятся

различные разновидности  так называемого социального  эксперимента, объектом

которого выступает определенная группа людей:

  • преобразующий эксперимент,
  • психолого-педагогический эксперимент,
  • формирующий эксперимент,
  • экспериментально-генетический метод,
  • метод поэтапного формирования и т.п.

Основной и главной  чертой всех этих методов является, по определению

Василия Васильевича Давыдова (1930), "...не простое констатирование

особенностей тех или  иных эмпирических форм психики, а их активное

моделирование, воспроизведение  в особых условиях, что позволяет  раскрыть их

сущность".

Использование формирующих  исследовательских методов связано  с

перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного  процесса и

выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и

характерологические особенности  испытуемых. По существу, данный

исследовательский метод  выступает в качестве средства создания широкого

экспериментального контекста  для использования всех других методов

психологии.

Формирующий эксперимент  часто используется в целях сопоставления

влияния различных обучающих  программ на психическое развитие испытуемых.

Формирующий эксперимент  это:

массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его

ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);

длительный, пролонгированный эксперимент;

эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной

общетеоретической концепции  в определенной области психологии (возрастной,

детской, педагогической и  других отраслях);

эксперимент комплексный, требующий  совместных усилий психологов-теоретиков,

психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и

др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где

все это можно организовать.

Таким образом, формирующий  эксперимент является существенной перестройкой

психолого-педагогической практики (как совместной деятельности

исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее

содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода

психического развития и  характерологических особенностей испытуемых. Именно

в силу этих своих характеристик  данный тип исследовательских методов

различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и

одновременно конструирует, создает новые психологические  особенности

испытуемых. Поэтому формирующие  и обучающие эксперименты входят в особую

категорию методов психологического исследования и воздействия. Они

позволяют направленно формировать  особенности таких психических  процессов,

как восприятие, внимание, память, мышление.

В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии

изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские  методы: они

утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими

или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в

экспериментальной области  психологии становится формирующий  эксперимент.

Итак, развитие методического  арсенала современной психологии

заключается в особой консолидации всех исследовательских методов,

результатом которой является образование нового комплекса исследовательских

методов - формирующего эксперимента.

 

Заключение

Итак, в этой работе рассмотрены  основные методы психологических

исследований и их классификация. Надо полагать, что разные авторы приводят

в своих трудах множество  вариантов классификации этих методов. Результатом

анализа стал этот реферат, который по мнению автора отражает наиболее

доступную и полную картину  по данной теме.

 

 

Список использованной литературы

Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие  для студентов

факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и

020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское

психологическое общество, 1999.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию

личности.- М.: Просвещение, 1985.

Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб.

и доп. - М.: 1990.

Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных

заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.

Соколова Е.Е. Введение в  психологию. Краткий конспект лекций и методические

указания к курсу: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов

психологии высших учебных  заведений по специальностям 52100 и 020400 -

"Психология". - М.: Российское  психологическое общество, 1999.

Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во

Моск ун-та, 1988.

 

 


Информация о работе Методы психологии