Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:00, реферат
Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления
своих данных использует целый арсенал научных методов.
Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев
Семенович Выготский (1896-1934) выразил это в следующей лаконичной формуле:
факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные
Введение
Основная часть
А. не экспериментальные психологические методы
наблюдение
анкетирование
беседа
«архивный метод»
контент-анализ
монографический метод
Б. диагностические методы
1. тест (различные виды тестов)
В. экспериментальные методы
естественный
моделирующий
лабораторный
Г. формирующие методы
Заключение
Список использованной литературы
формирующих методов.
К формирующим исследовательским методам в психологии относятся
различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом
которого выступает определенная группа людей:
Основной и главной чертой всех этих методов является, по определению
Василия Васильевича Давыдова (1930), "...не простое констатирование
особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное
моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их
сущность".
Использование формирующих
исследовательских методов
перестройкой определенных
характеристик учебно-
выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и
характерологические особенности испытуемых. По существу, данный
исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого
экспериментального контекста для использования всех других методов
психологии.
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления
влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.
Формирующий эксперимент это:
массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его
ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);
длительный, пролонгированный эксперимент;
эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной
общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной,
детской, педагогической и других отраслях);
эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков,
психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и
др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где
все это можно организовать.
Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой
психолого-педагогической практики (как совместной деятельности
исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее
содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода
психического развития и
характерологических
в силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов
различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и
одновременно конструирует, создает новые психологические особенности
испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую
категорию методов психологического исследования и воздействия. Они
позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов,
как восприятие, внимание, память, мышление.
В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии
изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они
утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими
или, точнее, трансформирующими.
Ведущим типом
экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент.
Итак, развитие методического арсенала современной психологии
заключается в особой консолидации всех исследовательских методов,
результатом которой является образование нового комплекса исследовательских
методов - формирующего эксперимента.
Заключение
Итак, в этой работе рассмотрены основные методы психологических
исследований и их классификация. Надо полагать, что разные авторы приводят
в своих трудах множество вариантов классификации этих методов. Результатом
анализа стал этот реферат, который по мнению автора отражает наиболее
доступную и полную картину по данной теме.
Список использованной литературы
Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов
факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и
020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское
психологическое общество, 1999.
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию
личности.- М.: Просвещение, 1985.
Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб.
и доп. - М.: 1990.
Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных
заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.
Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические
указания к курсу: Учебно-методическое
пособие для студентов
психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 -
"Психология". - М.: Российское психологическое общество, 1999.
Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во
Моск ун-та, 1988.