Методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:00, реферат

Описание

Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления
своих данных использует целый арсенал научных методов.
Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев
Семенович Выготский (1896-1934) выразил это в следующей лаконичной формуле:
факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные

Содержание

Введение
Основная часть
А. не экспериментальные психологические методы
наблюдение
анкетирование
беседа
«архивный метод»
контент-анализ
монографический метод
Б. диагностические методы
1. тест (различные виды тестов)
В. экспериментальные методы
естественный
моделирующий
лабораторный
Г. формирующие методы

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

методы психологии(на печать).docx

— 46.35 Кб (Скачать документ)

ранее установленными соответсвующими нормами и стандартами.

Использование определенных и конкретных тестов в психологии наиболее

отчетливо проявляет общие  теоретические установки исследователя  и всего

исследования. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются

обычно как средство выявления  и измерения врожденных интеллектуальных и

характерологических особенностей испытуемых. В отечественной психологии

различные диагностические  методы рассматриваются в качестве средств

определения наличного уровня развития этих психологических особенностей.

Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют  наличный и

сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный

влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании,

результаты диагностического испытания не могут и не должны соотносится с

возможностями человека, с  особенностями его дальнейшего  развития, т.е. эти

результаты не имеют прогностического значения. Не могут эти результаты

послужить основанием и для  принятия тех или иных психолого-педагогических

мер.

Необходимость абсолютно  точного соблюдения инструкции и  использования

однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно

существенное ограничение  на широкое использование диагностических  методов в

большинстве прикладных областях психологической науки. В силу этого

ограничения достаточно квалифицированное  проведение диагностического

обследования требует  от исследователя специальной (психологической)

подготовки, владения не только материалом и инструкцией применяемой

тестовой методики, но и  способами научного анализа полученных данных.

Основным недостатком  большинства диагностических методик  является

осознание испытуемым искусственной  ситуации обследования, которое часто

приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов

(иногда начинает действовать  желание испытуемых угадать, что  от них хочет

экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж в глазах

экспериментатора или  других испытуемых и т.п.), что искажает результаты

эксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует  тщательного

подбора значимого для  испытуемых экспериментального материала  и сочетания

их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к  испытуемому, и с

психологическим наблюдением  за особенностями поведения испытуемых в ходе

эксперимента.   Достоинство диагностических методов (наряду с точностью и

портативностью) состоит  в очень широком спектре исследовательских  задач,

которые могут решаться с  помощью данных методов, - от исследования степени

овладения дошкольниками  различными перцептивными и мыслительными действиями

и некоторыми предпосылками  формирования операционально-технической  стороны

учебной деятельности и выявления  личностных особенностей испытуемых до

изучения специфики внутриколлективных отношений.

Итак, отличие диагностических  методов от методов неэкспериментальных

состоит в том, что они  не просто описывают изучаемое явление, но и дают

этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

Общей особенностью этих двух классов исследовательских методов  является то,

что они не дают возможности  исследователю проникнуть за изучаемое  явление,

не вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют  его.

Задача объяснения исследуемых  явлений может быть решена только благодаря

применению экспериментальных  исследовательских методов.

Наиболее полное собрание объективных тестов можно найти  в "компендиуме

объективных тестов личности и мотивации", составленном Р.Б. Кэттеллом и

Ф.В. Варбуртоном. В этом справочнике собрано более 400 различных тестов,

которые могут быть классифицированы на следующие 12 групп тестов, изучающих

личность:

Тесты способностей. Некоторые  тесты, первоначально созданные  для

исследования интеллектуальных функций, знаний и высоко коррелирующие с

личностными факторами, например с показателями: беглость речи, моторная

ригидность и т.д.

Тесты умений и навыков. К  этой группе относятся тесты на зрительно-моторную

координацию, координацию  движения рук, точность прохождения  лабиринта и

т.п.

Тесты на восприятие. Эта  группа охватывает широкий диапазон тестов: от

зрительного восприятия (завершение незаконченных изображений) до

обонятельного (предпочтение запахов).

Опросники. Это группа тестов, построенная в виде анкетных ответов о

поведении, вкусах, привычках и т.п., например анкеты для опроса о состоянии

здоровья, выполнении гигиенических требований и т.д.

Мнения. К этой группе относятся  тесты на выявление отношений  испытуемого к

другим людям, нормам поведения  и морали, политическим взглядам и  т.д.

 

Эстетические тесты. Это  группа тестов на предпочтение музыкальных

произведений, картин, рисунков, поэтов, художников и т.п.

Проективные тесты. Группа методик, предназначенных для диагностики

личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную

(многозначительную) ситуацию, например, интерпретировать содержание

сюжетной картинки. Ответы на задания этих тестов (в отличие от

интеллектуальных тестов) не могут быть альтернативными (правильно -

неправильно).

Ситуационные тесты. Они  предполагают создание определенной социальной

ситуации. Например, одно и  то же задание выполняется в одиночестве  и перед

всем классом, для личного  зачета и для командного, в ситуации соревнования

или кооперации и т.д.

Игры. Это игровые ситуации, где хорошо проявляются индивидуальные

особенности личности испытуемого. Поэтому многие игры включены в состав

объективных тестов.

Физиологические тесты. К  ним относятся тесты, в которых  регистрируются

показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор и т.п.

Физические тесты. Их не всегда легко отличить от физиологических. Размер

грудной клетки, удельный вес, тургор мышц, величина жировой складки  и

другие показатели следует  относить к физическим тестам.

Случайные наблюдения. Это  может быть, например, число неопределенных

ответов, количество пометок  на тестовом бланке, аккуратность письма,

ерзание, неусидчивость при  обследовании и другие проявления.

Объективные тесты изучения личности представляют собой истинно

экспериментальный подход, полностью освобожденный от субъективных оценок.

По мнению большинства  специалистов эта область в изучении личности в

психологии наиболее перспективна.

 

В. Экспериментальные  методы.

В отличие от не экспериментальных  и диагностических методов

"психологический эксперимент  предполагает возможность активного

вмешательства исследователя  в деятельность испытуемого с  целью создания

условий, отчетливо выявляющих психологический факт..." [Петровский Артур

Владимирович (1924)].Специфика экспериментальных методов состоит, таким

образом, в том, что они  предполагают:      а) организацию  специальных

условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические  особенности

испытуемых;

б) изменение этих условий  в ходе исследования.

Вместе с тем экспериментальные  методы предполагают использование  не

экспериментальных и диагностических  методов, непосредственно включают их в

себя в качестве своих  естественных моментов.

В психологии существуют три  типа собственно экспериментального (в

классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:

естественный (полевой) эксперимент;

моделирующий эксперимент;

лабораторный эксперимент.

1. Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого

метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам.

Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует

не экспериментатор, а  сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они

органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в

данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как

правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи

неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические

особенности испытуемых.

Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная

замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка

проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической

включенности в условия  жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого

метода относятся сложность  подбора контрастных естественных условий и, в

частности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических

методик, которые применяются  в составе естественного эксперимента и служат

для отбора экспериментальных  данных.

2. Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента

испытуемый действует  по инструкции экспериментатора и знает, что участвует

в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью

эксперимента данного  типа является то, что поведение  испытуемых в

экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях

абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или

деятельности: запоминание  различных сведений, выбор или  постановку целей,

выполнение различных  интеллектуальных и практических действий и т.д.

Моделирующий эксперимент  позволяет решать самые разнообразные

исследовательские задачи.

3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода -

предполагает проведение исследований в психологической  лаборатории,

оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип

эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью

экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных

психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора,

различий сенсорных порогов  и т.п.) и гораздо реже - при изучении более

сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций  и т.п.).

Лабораторный эксперимент  более соответствует предмету предмету

психологического исследования.

 

Г. Формирующие  методы.

Все описанные выше исследовательские  методы (неэкспериментальные,

диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером:

описанию измерению и  объяснению подвергаются эмпирические, стихийно

сложившиеся (или, в крайнем  случае, моделируемые в узких и  искусственных

рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического

развития.Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного

изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая

принципиально новая исследовательская  цель требует применения особых,

Информация о работе Методы психологии