Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:00, реферат
Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления
своих данных использует целый арсенал научных методов.
Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев
Семенович Выготский (1896-1934) выразил это в следующей лаконичной формуле:
факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные
Введение
Основная часть
А. не экспериментальные психологические методы
наблюдение
анкетирование
беседа
«архивный метод»
контент-анализ
монографический метод
Б. диагностические методы
1. тест (различные виды тестов)
В. экспериментальные методы
естественный
моделирующий
лабораторный
Г. формирующие методы
Заключение
Список использованной литературы
ранее установленными соответсвующими нормами и стандартами.
Использование определенных и конкретных тестов в психологии наиболее
отчетливо проявляет общие
теоретические установки
исследования. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются
обычно как средство выявления и измерения врожденных интеллектуальных и
характерологических особенностей испытуемых. В отечественной психологии
различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств
определения наличного уровня развития этих психологических особенностей.
Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и
сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный
влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании,
результаты диагностического испытания не могут и не должны соотносится с
возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти
результаты не имеют прогностического значения. Не могут эти результаты
послужить основанием и для принятия тех или иных психолого-педагогических
мер.
Необходимость абсолютно точного соблюдения инструкции и использования
однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно
существенное ограничение
на широкое использование
большинстве прикладных областях психологической науки. В силу этого
ограничения достаточно квалифицированное проведение диагностического
обследования требует от исследователя специальной (психологической)
подготовки, владения не только материалом и инструкцией применяемой
тестовой методики, но и способами научного анализа полученных данных.
Основным недостатком
большинства диагностических
осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто
приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов
(иногда начинает действовать
желание испытуемых угадать,
экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж в глазах
экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты
эксперимента. Данный недостаток
диагностических методик
подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания
их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с
психологическим наблюдением
за особенностями поведения
эксперимента. Достоинство диагностических методов (наряду с точностью и
портативностью) состоит
в очень широком спектре
которые могут решаться с помощью данных методов, - от исследования степени
овладения дошкольниками различными перцептивными и мыслительными действиями
и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны
учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до
изучения специфики
Итак, отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных
состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают
этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.
Общей особенностью этих двух
классов исследовательских
что они не дают возможности исследователю проникнуть за изучаемое явление,
не вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют его.
Задача объяснения исследуемых явлений может быть решена только благодаря
применению экспериментальных исследовательских методов.
Наиболее полное собрание объективных тестов можно найти в "компендиуме
объективных тестов личности и мотивации", составленном Р.Б. Кэттеллом и
Ф.В. Варбуртоном. В этом справочнике собрано более 400 различных тестов,
которые могут быть классифицированы на следующие 12 групп тестов, изучающих
личность:
Тесты способностей. Некоторые тесты, первоначально созданные для
исследования интеллектуальных функций, знаний и высоко коррелирующие с
личностными факторами, например с показателями: беглость речи, моторная
ригидность и т.д.
Тесты умений и навыков. К этой группе относятся тесты на зрительно-моторную
координацию, координацию движения рук, точность прохождения лабиринта и
т.п.
Тесты на восприятие. Эта группа охватывает широкий диапазон тестов: от
зрительного восприятия (завершение незаконченных изображений) до
обонятельного (предпочтение запахов).
Опросники. Это группа тестов, построенная в виде анкетных ответов о
поведении, вкусах, привычках и т.п., например анкеты для опроса о состоянии
здоровья, выполнении гигиенических требований и т.д.
Мнения. К этой группе относятся тесты на выявление отношений испытуемого к
другим людям, нормам поведения и морали, политическим взглядам и т.д.
Эстетические тесты. Это группа тестов на предпочтение музыкальных
произведений, картин, рисунков, поэтов, художников и т.п.
Проективные тесты. Группа методик,
предназначенных для
личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную
(многозначительную) ситуацию, например, интерпретировать содержание
сюжетной картинки. Ответы на задания этих тестов (в отличие от
интеллектуальных тестов) не могут быть альтернативными (правильно -
неправильно).
Ситуационные тесты. Они предполагают создание определенной социальной
ситуации. Например, одно и
то же задание выполняется в
всем классом, для личного зачета и для командного, в ситуации соревнования
или кооперации и т.д.
Игры. Это игровые ситуации, где хорошо проявляются индивидуальные
особенности личности испытуемого. Поэтому многие игры включены в состав
объективных тестов.
Физиологические тесты. К ним относятся тесты, в которых регистрируются
показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор и т.п.
Физические тесты. Их не всегда легко отличить от физиологических. Размер
грудной клетки, удельный вес, тургор мышц, величина жировой складки и
другие показатели следует относить к физическим тестам.
Случайные наблюдения. Это может быть, например, число неопределенных
ответов, количество пометок на тестовом бланке, аккуратность письма,
ерзание, неусидчивость при обследовании и другие проявления.
Объективные тесты изучения личности представляют собой истинно
экспериментальный подход, полностью освобожденный от субъективных оценок.
По мнению большинства специалистов эта область в изучении личности в
психологии наиболее перспективна.
В. Экспериментальные методы.
В отличие от не экспериментальных и диагностических методов
"психологический эксперимент
предполагает возможность
вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания
условий, отчетливо выявляющих психологический факт..." [Петровский Артур
Владимирович (1924)].Специфика экспериментальных методов состоит, таким
образом, в том, что они предполагают: а) организацию специальных
условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности
испытуемых;
б) изменение этих условий в ходе исследования.
Вместе с тем
экспериментальных и диагностических методов, непосредственно включают их в
себя в качестве своих естественных моментов.
В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в
классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:
естественный (полевой) эксперимент;
моделирующий эксперимент;
лабораторный эксперимент.
1. Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого
метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам.
Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует
не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они
органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в
данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как
правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи
неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические
особенности испытуемых.
Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная
замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка
проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической
включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого
метода относятся сложность
подбора контрастных
частности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических
методик, которые применяются
в составе естественного
для отбора экспериментальных данных.
2. Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента
испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует
в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью
эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в
экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях
абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или
деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей,
выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д.
Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные
исследовательские задачи.
3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода -
предполагает проведение исследований в психологической лаборатории,
оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип
эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью
экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных
психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора,
различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более
сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.).
Лабораторный эксперимент более соответствует предмету предмету
психологического исследования.
Г. Формирующие методы.
Все описанные выше исследовательские методы (неэкспериментальные,
диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером:
описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно
сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных
рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического
развития.Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного
изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая
принципиально новая исследовательская цель требует применения особых,