Межличностный конфликт и способы его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание

В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность не только в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми. Целью данной курсовой работы является анализ условий и особенностей возникновения и протекания межличностных конфликтов, поиск путей их разрешения.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы понятия межличностного конфликта
Основные характеристики конфликта
Виды и структура. Функции конфликта.
Глава II. Конфликтная ситуация и конфликтное поведение.
Элементы и образ конфликтной ситуации
Конструктивный и деструктивный конфликт.
Глава III. Подходы к разрешению конфликта
3.1. Динамика конфликта
3.2. Роль и место практического психолога в конфликте
Заключение
Список использованной литературы
Глоссарий

Работа состоит из  1 файл

курсовая конфликты.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

Итак, по отношению  к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные  функции:

Конфликт устраняет  полностью или частично противоречия, возникающие в силу  несовершенства  организации  деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. при разрешении конфликтов в более чем 65%  случаев удается полностью  или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

Конфликт позволяет  более  полно  оценить  индивидуально-психологические особенности людей,  участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека,  относительную силу его  мотивов,  выявляет  психологическую  устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации.  Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между  оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.

Конфликт  позволяет  ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие,  сопровождаемое  бурными эмоциями, снимает у  человека  эмоциональную  напряженность,   приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.

Конфликт служит источником развития  личности,  межличностных отношений.   При  условии  конструктивного  разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту,  расширить сферу  и  способы взаимодействия с окружающими.  Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

Конфликт  может  улучшить  качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали у руководителя качество  деятельности повышается в 28%  случаев, понижается в 17% случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще ухудшается.  Связано это, видимо, с тем, что руководитель в силу своего статуса чаще добивается своего.  Не конфликтуйте с начальством!

При отстаивании  справедливых целей повышается авторитет  одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.  Независимо от результата конфликта это  происходит  в четыре раза  чаще  чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.

Межличностные  конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

Выраженное  негативное воздействие большинства  конфликтов на  психическое  состояние участников.  Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100  и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.

Неблагополучно  развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим  насилием,  травмированием оппонентов. По  статистике  большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта.

Конфликт  сопровождается  стрессом.  При частых эмоционально напряженных  конфликтах  резко  возрастает  вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

Конфликт  формирует  негативный  образ другого - "образ врага" - который легко восстанавливается в случае  возникновения даже  незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.

Если победа в конфликте одержана с помощью  насилия, велика вероятность того,  что впоследствии человек  прибегнет  в подобной ситуации  к  такому  же  способу решения проблемы без достаточных оснований.

Поражение  в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.

Таково влияние  конфликта на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие  не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду. Степень влияния  конфликта  на  группу  прямопропорциональна степени связи сторон с окружением,  в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна  рангу  участников,  интенсивности  противоборства.

Конструктивные  функции:

      • Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).
      • Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в  организациях  почти  в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности,  чем  отрицательно.
      • Конфликт проявляет общественное мнение.
      • Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.
      • Конфликт  может  выполнять  функцию сплочения группы (и даже целого народа).
      • В  научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).
      • Завершение  конфликта  часто  сопровождается повышением дисциплины работников,  ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.

Деструктивные функции:

    • Конфликт  всегда  сопровождается  временным  нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе
    • Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.
    • Частые конфликты ведут к снижению  групповой  сплоченности.
    • Иногда ухудшается качество совместной  деятельности  во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того,  кто,  с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.

Конфликт должен быть не слишком частым и умело  управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Подходы к разрешению конфликта

 

    1. Динамика конфликта

 

Динамика конфликта  – это процесс изменения конфликта.

Зная структуру  конфликта и этапы его развития, необходимо выработать рациональное отношение  к конфликту, как к возможности  выявления противоречий, существующих относительно объективно и субъективно. 

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:

1. Предконфликтная стадия - нарастание социальной напряженности  или формирование конфликта, характеризуется  осознанием несовместимости интересов  и позиций, консолидацией сторон  конфликта; выдвижением требований к оппоненту.

2. Инцидент - конфликтный  эпизод, завязка конфликта, ситуация  взаимодействия, в которой происходит  столкновение интересов или целей  участников.

Инцидент может быть спровоцированным, но чаще спонтанным.

Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).

3. Эскалация конфликта  - прогрессирующее во времени  развитие конфликта, обострение  противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Эскалация может быть непрерывной с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений  и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений.

4. Сбалансированное противодействие.

Отдельные авторы (А.Г. Здравомыслов, С.В. Соколов) выделяют стадию тупика: равновесие, вызванное неэффективностью предпринимаемых шагов и осознанием пирровой победы, паралич действий, поиск новых подходов и смена лидеров, переоценка собственных интересов, затухание противоборства, перемирие, начало переговоров.

5. Завершение конфликта:  угасание или преобразование  конфликта.

Необходимо различать  завершение и разрешение конфликта, это разные понятия. Понятие завершения является более общим и означает любую форму его окончания. Разрешение же предполагает более частный случай завершения конфликта разрешение проблемы, ставшей причиной данного взаимодействия.

6. Послеконфликтная стадия.

Послеконфликтная стадия состоит из 2 фаз:

    • частичная нормализация отношений характеризуется наличием негативных эмоций, не дающих возможности спокойно реагировать на действия противной стороны. Для этой фазы характерны переживания, осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязаний, отношения к партнеру, обострение чувства вины по отношению к нему;
    • полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия.

 

3.2. Роль и место практического  психолога в конфликте

 

Не всегда конфликты  можно однозначно трактовать в качестве положительного или отрицательного явления. В то же время очевидно, что конфликты, наносящие непоправимый ущерб людям и природе, конфликты, связанные с насилием, должны быть ограничены или, еще лучше, предупреждены. Последний акт, конечно, более разумен и полезен со всех точек зрения, чем прекращение или разрешение конфликта, уже имеющего место. Поэтому именно на предупреждение конфликтов направлены значительные усилия.

Нельзя не отметить, что  эффективность предупреждения конфликтов затруднена, главным образом, тем, что  проблема постороннего вмешательства в конфликт на его латентной стадии, а тем более ранней, встречает препятствия. Предупреждение конфликта заключается в первую очередь в воздействии на все или некоторые его элементы до того, как открытое противостояние возникло.

Наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его причин. Деятельность по предупреждению разнообразна и многоуровнева. На общесоциальном уровне речь идет о выявлении и устранении дезорганизующих факторов. Кроме того, в целях предупреждения многочисленных конфликтов, необходимо выявление и изучение их причин. Каждый конфликт на производстве возникает по конкретным причинам и при определенных условиях. Поэтому анализ и объяснение объективных причин возникновения наиболее распространенных случаев и последующее обобщение данных может сыграть важную роль в определении круга проблем, нуждающихся в безотлагательном решении.

В психологическом, индивидуальном плане устранение причин конфликта  тесно связано с воздействием на мотивацию участников и предполагает выдвижение контрмотивов, которые заблокировали бы первоначальные агрессивные намерения конфликтующих участников.

Прежде чем вступить в противоборство, будущие соперники  находятся, скорее всего, в нейтральных  взаимоотношениях, а возможно, и  сотрудничают между собой. Надежный путь предупреждения конфликта - налаживание и укрепление сотрудничества. Психологами-конфликтологами разработан ряд методов поддержания и развития сотрудничества:

- Согласие, состоящее  в том, что возможного противника  вовлекают в совместную деятельность.

- Практическая эмпатия,  предполагающая «вхождение» в  положение партнера, понимание его  трудностей, выражение сочувствия  ему и готовности помочь.

- Сохранение репутации  партнера, уважительное отношение  к нему, хотя интересы обоих  партнеров в данное время и расходятся.

- Взаимное дополнение  партнеров, которое состоит в  использовании таких черт будущего  соперника, которыми не обладает  первый субъект. Развивая и  используя эти черты, можно  укрепить взаимное уважение и  сотрудничество и избежать конфликта.

- Исключение социальной  дискриминации, которое запрещает  подчеркивание различий между  партнерами по сотрудничеству  какого-либо превосходства одного  над другими.

- Неразделение заслуг. Этим достигается взаимное уважение  и снимаются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды и т.п.

- Психологический настрой,  приемы которого довольно многообразны. В своих конкретных проявлениях  оно может включать, например, своевременное  информирование партнера о возможных  или предстоящих переменах, обсуждение с ним последствий этого и т.п.

- Психологическое «поглаживание», которое означает поддержание  хорошего настроения, положительных  эмоций по самым различным  поводом, что снимает напряженность,  вызывает чувство симпатии к  партнеру и тем самым заметно  затрудняет возникновение конфликтной ситуации.

При управлении конфликтом стоит соблюдать определенную последовательность этапов, каждый из которых имеет  четкую цель и место в цепочке  управления конфликтом.

1. Признание наличия  конфликта.

2. Договоренность о  процедуре и составе участников решения - необходимо оговорить очень четко, в ряде случаев следует закрепить письменно.

Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения