Моделирование как метод социальных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:49, контрольная работа

Описание

Социальные явления, лежащие в основе обществознания, достаточно сложны для научного осмысления и фиксации результатов, по сравнению с естественными науками. В то же время потребность в исследовании протекающих в обществе процессов становится все более острой и требует организации четкой научно-исследовательской методологии, являющейся основой широкого круга общественных дисциплин.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ:
1. Методология научных исследований
2. Социально-экономические и политические процессы как объект социальных исследований
3. Моделирование как метод социальных исследований
3.1 Классификация моделей
3.2 Принципы моделирования
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 59.00 Кб (Скачать документ)

В ходе использования индуктивного подхода к социальным явлениям явно обострилась проблема связи индивида с единицами социальной структуры, упорядочивающей поведение человека, делающей его узнаваемым и предсказуемым. Социальные процессы и явления изменяются не только в зависимости от природы  составляющих элементов, но и от способа  их соединения. Способ соединения людей  в социальную общность не только позволяет  исследователю определить механизм их детерминации в обществе, но и  служит атрибутом культурной самобытности. Таким образом, можно выделить несколько  способов подобного соединения, выделенных крупными европейскими социологами.

1. Моральный (Л. Гумплович). Люди, населяющие определенную территорию, в ходе своей текущей деятельности  вырабатывают некоторые нормы,  объясняющие некий параллелизм  в оценке схожих событий. Содержание  этих норм привязано к ценностным  стереотипам, сформировавшимся в  обществе, его традициям и нормам.

2. Психологический (Ч.  Кули). Укоренение моральных норм  в механизме привычек и бессознательного  выбора обусловливают проявление  психологического фактора в режиме  соединения поведения индивида  и социальной структуры. Человек  поступает так потому, что он  не может поступить иначе, поскольку  такой вариант поведения заложен  в его психологии, внутренней  мотивации. Схожесть вариантов  поведения, задаваемая на психологическом  уровне, открывает широкие возможности  для целенаправленного воздействия  власти или крупных общественных  объединений на настроение индивидов,  манипулирование общественным сознанием  и т. д.

3. Юридический (У. Самнер). Закрепление предписаний общественного  поведения в законодательной  форме — юридических норм и  законов — открывает возможности  в использовании юридического  контроля в социальных общностях.  Юридические средства интеграции  индивида в действующий социальный  порядок начинают действовать  при развитой практике отношений  на рынке, когда каждая сделка  должна регулироваться соответствующей  статьей закона, что заставляет  участников унифицировать свое  поведение в соответствующей  среде.

4. Экономический (Э. Дюркгейм). Предполагает типизацию социальных  действий через сложившуюся в  обществе систему общественного  разделения труда. Вступление  социальных субъектов в режим  свободного обмена произведенной  продукции способствует закреплению  этих субъектов в той экономической  роли, в которой субъекты выступают  на рынке ради получения материального  дохода. Социальный анализ сложившегося  общественного разделения труда  позволяет говорить о сложившихся  тенденциях в динамике занятости и характере поведения различных профессиональных и отраслевых групп.

Одним из наиболее ярких  свидетельств применения дедуктивного подхода к объяснению социальных процессов стала разработанная М. Вебером теория «социального действия».

С точки зрения мотивационной  обусловленности социальные действия, в соответствии с классификацией М. Вебера, можно разделить на четыре вида: целерациональное действие; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное. Целерациональное действие представляет собой сознательное использование условий и средств для достижения поставленной цели. В основе ценностно-рационального действия лежит вера в самодовлеющие ценности и нормы, характерные для той или иной социальной группы. Аффективное действие вызывается эмоциональным состоянием индивида, его чувствами и ощущениями. Длительные привычки и обычаи вызывают традиционное действие. Особенностью классификации социальных действий, по М. Веберу, является усиление по мере перехода от целерационального к традиционному роли общественных институтов, ослабляющих влияние индивидуальной рациональности в поведении человека.

С проникновением дедуктивных  методов в социальные науки влияние  позитивизма начинает постепенно ослабевать. Происходит уточнение сущности социального  факта, который наделяется свойствами обусловливающей его возникновение  системы. Так начинает оформляться  методология функционализма.

Функционализм. Ограниченность позитивистского подхода в анализе социальных явлений стала очевидной уже в период расцвета позитивизма, когда многие ученые стали постоянно сталкиваться с неоднозначностью фиксируемых закономерностей. Наиболее показательной работой, антипозитивистски направленной, является книга Э. Дюркгейма «Самоубийство», где французский ученый, исследуя статистику самоубийств в контексте образовательного признака, пришел к выводу, что, наряду с выявлением позитивной зависимости между количественными параметрами, необходимо брать в расчет субъектное отношение к рассматриваемым параметрам, задающее смысл в выборе альтернативы социального объяснения.

Отдавая приоритет целому в обществе, выступая против номинализма  в социологии, исследующего общество через призму его единичных проявлений, Э. Дюркгейм считал, что основные структуры  общества призваны удовлетворять потребности  этого целого. На основе употребления понятия функциональные потребности  ученый стремится привязать индивидуальные проявления социального поведения  к общей системе, вводя различение нормальных (способствующих сохранению целого) и патологических (способствующих разрушению целого) состояний социальной системы.

Институционализм. Нелинейность как свойство социальных изменений стала основой для развития одного из наиболее перспективных направлений в развитии методологии социальных наук — институционализма. Ставший носителем новейшей парадигмы в становлении экономической науки — институционализм — привлек к себе внимание тем, что попытался синтезировать концепции экономического и социального человека. Заслуживает внимание тот факт, что почти два последних десятилетия Нобелевские лауреаты в области экономики в различной степени являются сторонниками именно этого направления. Название направления является производным от понятия «институт», вобравшим функцию регулятора процессов в социальной системе.

Институты представляют собой форму существования и концентрации социального опыта в сфере использования ресурсов, обеспечивающую структуризацию социальных общностей, регламентацию поведения социальных групп, индивидов в экономических, политических и социальных средах. Именно институты являются одним из внешних регуляторов среды, участвующих в формировании моделей социального поведения, являющихся условием научной типизации социальных событий и процессов. Институт является одной из важнейших категорий социологической науки, поскольку именно он обеспечивает основное внешнее влияние на поведение социальных субъектов. Институты определяют взаимодействие индивидов посредством контрактов (договоров), которые устанавливают правила, регулирующие гражданские отношения двух и более лиц в конкретной ситуации.

Перечень основных социальных институтов составляют: религия; брак и семья; экономическая система; система права; политическая структура  общества; банки; образование; здравоохранение; культура и т. д. Институты представляют собой среду, в которой осуществляется текущая деятельность социальных субъектов. Среда определяет объективный уровень поведения субъектов социального действия, предопределяя возможные его варианты. Наряду с институтами среду составляют социальная структура и ресурсы.

Таким образом, следует констатировать, что эволюционизм, функционализм  и институционализм образовали три  различных подхода к объяснению социальных процессов, различающихся  по способу обусловленности составляющих эти процессы социальных фактов. Эволюционизм исходил из хронологической, исторической предпосылки их проявления, тогда  как методологии функционализма, напротив, присущ дедуктивный характер выражения сущности социальных событий, получающих свою идентичность в зависимости  от положения и интересов наблюдателя. Методологическое значение институционализма  заключается в подчеркивании  детерминирующего влияния социальных регуляторов и норм, структурирующих  систему социальных взаимодействий.

 

3. Моделирование как метод  социальных исследований

Моделирование представляет собой инструмент проектирования социально-экономических  и политических систем с заданными свойствами. Социальные системы представляют собой определенным образом организованные совокупности социальных элементов, располагающих целями и средствами для их достижения. Социальные системы являются источником происходящих в обществе процессов, служащих предметом научного рассмотрения. Основу социальных систем составляют общественные стереотипы, выраженные в виде типовых ориентации представителей отдельных социальных групп, связанных общностью интересов и целей. Общественные стереотипы служат способом типизации социальных процессов и, как следствие этого, выражением системной целостности объединенных посредством проявления этого стереотипа сообществ социальных субъектов. Моделирование социально-экономических и политических систем является одним из этапов в реализации научно-исследовательских программ.

Способность программы создавать  продукт с заданными свойствами на основе анализа процессов и  систем выступает главным свидетельством полезности и методологической состоятельности  такой программы.

Технологии проектирования социально-экономических и политических систем часто называют социальными  технологиями, ключевым признаком которых  является применение на практике управления социальными общностями особых методологических решений, основанных на знании особенностей поведения общественных групп и  способов целенаправленного влияния  на них.

Наличие навыков в использовании  социальных технологий легитимными  органами государственной или муниципальной  власти позволит квалифицированно направлять деятельность общественных групп сообразно  общественным интересам, обеспечить режим  согласования прав и обязанностей между  этими группами на основе соблюдения принципов стабильности и пропорциональности развития общества в целом.

Социальные технологии целесообразно  применять при решении следующих  задач: целенаправленное придание социальным системам и процессам заданных свойств; обеспечение легитимности принимаемых  решений в крупных социальных общностях; отображение свойств  и динамики социальных процессов  при их объяснении и оценке; обеспечение  условий реализации социальных программ на основе выработки алгоритмов и  оформления организационного сопровождения  этих программ; направленное формирование спроса на различные категории товаров  или услуг (технология, широко используемая в маркетинговых исследованиях); подбор различных баз данных для  отслеживания тенденций и организации  текущего контроля за происходящими  в обществе изменениями.

Технология проектирования социально-экономических и политических систем осуществляется посредством  использования инструментальных методов, назначение которых состоит в  формировании условий, способствующих обретению желательных свойств  и признаков проектируемой системы. Совокупность инструментальных методов  можно разделить на три условные группы: моделирование, программирование и принятие эффективных управленческих решений.

Моделирование применялось  в научных исследованиях еще  в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области  научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки.

Большие успехи и признание  практически во всех отраслях современной  науки принес методу моделирования XX век. Однако методология моделирования  долгое время формировалась независимо друг от друга отдельными науками, вкладывающими  в ее содержание свой особый смысл. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Но постепенно стала  осознаваться роль моделирования как  универсального метода научного познания.

Модель — это такой  материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его  непосредственное изучение дает новые  знания об объекте-оригинале. Модель —  это упрощенное представление объекта, используемое для имитации возможных  состояний этого объекта. Известный  российский ученый Н. Моисеев писал: «Модель можно рассматривать  как специальную форму кодирования  информации... С помощью моделей  из старых знаний могут возникать  новые знания. И потому одной из важнейших задач науки является не только систематизация, кодирование  известной информации и построение на этой основе системы моделей (теорий), но и создание методов теоретического анализа, т. е. раскодирования той информации, которая потенциально содержится в моделях и приводит к получению нового знания».

Модель в научно-исследовательских  программах выполняет три основные функции: прогностическую, имитационную и проективную.

Прогностическая функция  основана на свойстве модели предсказывать вероятные изменения свойств и параметров исследуемых процессов и явлений с учетом действия различных факторов среды.

Имитационная функция  концентрирует внимание исследователя  исключительно на искусственном  воспроизводстве естественных свойств  исследуемого объекта, что является крайне важным при сложном характере  объекта и неопределенности проблемной ситуации.

Информация о работе Моделирование как метод социальных исследований