Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:16, курсовая работа
Целью этой работы является рассмотрение , обобщение и анализ предложенной информации по проблеме социально-психологические факторы принадлежности к молодежным субкультурам. Для этого нужно решить некоторые задачи:
1) изучить историю формирования представлений о молодежных субкультурах;
2) разобраться в понятиях субкультуры в социальной психологии и различных подходах к классификации субкультур;
Введение…………………………………………………………..
1 Понятие субкультуры, история возникновения субкультур………………………………………………………………….
1.1 История формирования представлений ……………………..
1.2 Понятие субкультуры в социальной психологии…………...
2 Социально-психологические факторы поведения……………
2.1 Понятие социально-психологические факторы в психологических теориях…………………………………………………..
2.2 Факторы принадлежности к молодежной субкультуре…….
Заключение………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Понятие субкультуры, история возникновения
субкультур…………………………………………………… |
5 |
1.1 История формирования представлений …………………….. |
5 |
1.2 Понятие субкультуры в социальной психологии…………... |
8 |
2 Социально-психологические факторы поведения…………… |
12 |
2.1 Понятие социально-психологические факторы в психологических теориях………………………………………………….. |
12 |
2.2 Факторы принадлежности к молодежной субкультуре……. |
14 |
Заключение…………………………………………………… |
18 |
Список использованных источников…………………………… |
20 |
ВВЕДЕНИЕ
Молодежь – это наше будущее. Эта социальная группа имеет право называться самой незащищенной, и в то же время у молодежи есть один большой «плюс», это достаточное количество сил, чтобы самим строить своё будущее. Однако, в наше нелегкое время социального и экономического кризисов, молодые люди более чем когда либо подвержены попаданию в различные неформальные общества и субкультурные организации.
Из вышесказанного ясно, что актуальность проблемы изучения субкультурных организаций неоспорима. Она заключается в первую очередь в изучении неформальных движений, путей попадания молодежи в эти объединения, факторов принадлежности к ним. Имея представление об этих процессах мы можем влиять на них. Таким образом, мы сможем больше узнать и понять современную молодежь и прогнозировать наше общее будущее.
Неформальные объединения или субкультуры, это явление сравнительно молодое. Термин впервые появился в 1951 году, а исследования в этой сфере одним из первых провел А. Коэн. Также в изучении субкультурных явлений принимали участие Т. Парсонс и С. Эйзенштадт. По его мнению, субкультура молодежи – это период подготовки молодых людей к миру вне семьи. К основоположникам традиций «культурных исследований» относят Р. Уильямса и Е. Томпсона. В среде отечественных исследователей выделяются В. Ливанов, В. Левичева, изучавшие неформальные объединения. Проблемы нравственной деградации армии изучал Б. Калачев, преступным молодежным группировкам были посвящены публикации И. Сундиева и Г. Забрянского. Белорусские социологи И. Андреева и Л. Новикова изучали молодежные субкультуры крупных городов. В начале ХХI века исследования молодежных субкультур проводили Ю.Н. Давыдов, З.В. Сикевич, Т.Б. Щепанская, А.Н. Тарасов, Е.Л. Омельченко. Мы видим, что множество исследователей обращались к этой проблеме, все они имели что-то общее и что-то различное в своих взглядах.
Целью этой работы является рассмотрение , обобщение и анализ предложенной информации по проблеме социально-психологические факторы принадлежности к молодежным субкультурам. Для этого нужно решить некоторые задачи:
Таким образом, объект исследования – это молодежные субкультуры, а предмет – социально-психологические факторы принадлежности к молодежным субкультурам.
1 ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРЫ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СУБКУЛЬТУР
1.1 История формирования
Субкультура – система убеждений, ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определенной культуры (Д. Джери, Дж. Джери. Большой толковый социологический словарь ).
Прежде всего, давайте уточним некоторые понятия.
«Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нём человека», включающая также «отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции». Мировоззрение играет решающую роль в отношении человека к миру. Определяющим признаком мировоззрения являются не знания сами по себе, а выработка на основе этих знаний отношения к миру.
Глубина же знаний, их характер, определяют научность или ненаучность мировоззрения, его полноту или ограниченность и т.д. Можно сделать вывод, что мировоззрение выступает как часть ценностного отношения к миру, как система принципов этого отношения.
Неотъемлемый компонент мировоззрения -- убеждения, существенная черта которых -- приверженность идее, которую человек признаёт справедливой и правильной. Например К. Маркс писал, что коммунистические идеи, которые овладевают мыслью, «подчиняют себе наши убеждения», к ним «разум приковывает нашу совесть,-- это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца... ».
Характер мировоззрения определяется в конечном счёте уровнем общественного развития, состоянием науки, просвещения. Решающим условием развития мировоззрения (кстати, оно может формироваться стихийно или целенаправленно) человека является его активное участие в жизни общества.
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации -- усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в Беларуси.
Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания норм общения, традиций, обычаев, усвоение социальных ролей), благодаря которым человек становится дееспособным участником социальной жизни.
Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе. Прежде подготовка к взрослой жизни была менее продолжительной чем сейчас: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью, а вот сейчас человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Говорить о конце социализации не приходится так как этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека, и заканчивается в глубокой старости, но наиболее благоприятным временем для социализации является все же детство и юность.
Людей,
которые непосредственно
Особенностью же нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика подростков, заключается в том, что этот процесс происходит в условиях ослабления политического и идеологического прессинга, расширения социальной самостоятельности и инициативы молодежи. Он сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем профессиональном будущем и будущем общества.
Субкультуры - это яркое открытие "молодежи" и ее исследователей. В классических теориях они представлялись культурами различных молодежных меньшинств в пределах плюралистических обществ, аутентичными формами, независимыми идентичностями, отражавшими новые измерения послевоенной классовой структуры, стилистические различия которых объяснялись разрывом преемственности в воспроизводстве классовых культур. Внимание уделялось раскодированию значений различных стилей одежды, музыки, территориальности и других языков взаимодействия внутри групп сверстников. Связь символических форм и классовых позиций молодых людей рассматривалась не как реальная, а как воображаемая. Подобные теории были ограничены классовым подходом, измерением субкультурности через девиантные/делинквентные бунты молодежи против семейно-соседского происхождения, гендерной и этнической слепотой (фокус на белых, гетеросексуальных мужчинах), евро- и западоцентризмом. (7)
Термин «субкультура» впервые ввел американский исследователь Т. Роззак в 1951 году. Этот термин определяет характеристику стиля и особого образа жизни, поведения и мышления, набора символов, культурных образцов и ценностей той или иной обособленной социальной группы, которая в тоже время не теряет связей с более широкой социальной общностью и с доминирующей в обществе культурой.
Субкультура – это культура групп, объединений в пределах более крупного культурного образования; трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску; возникающая как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп, является мировоззренческой дифференциацией среди молодежного движения.(5)
Одно из первых исследований,
объясняющих механизм формирования
иных культурных правил, было проведено
Альбертом Коэном в середине прошлого
века. Объектом исследований ученого стала
банда подростков-правонарушителей.(
Само понятие “субкультура” сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под “культурою” понималась господствующая этическая, эстетическая, мировоззренческая система - профессиональная, поддерживаемая элитами и исходящая от элит, получавшая сакральное подкрепление. Все, что за ее пределами, - область профанного, бытового, - лишалось статуса “культуры” (ср.: обыденные представления о “культурном” и “некультурном” - поведении, вкусах, речевых стереотипах и т.д.).(1)
Хотя появление термина
“субкультура” в научной
Эстетика, этика, идеология молодежных сообществ получила признание как особая “молодежная культура”. Обнаружилось существование и других культур (напр., детской), отличающихся от официальной, но вполне реальных, со своими нормативными и символическими характеристиками. Это придало новую жизнь понятию “субкультуры”, впрочем, в несколько измененном значении. Теперь оно прочитывается как обозначение “подсистемы” культуры, указывая на мультикультурный характер современного общества. (1)
В 1960-е годы западный мир содрогнулся, впервые столкнувшись с массовым открытым неповиновением молодежи, вылившемся в мощное движение хиппи, которое прокатилось волной по всей Европе. Более ранние субкультуры 1940-50-х годов (зуты, теды, моды и др.), не носили столь массового характера, затрагивая лишь определенные социальные слои. С тех пор общество больше не знало покоя от подрастающих бунтарей, всякий раз грубо попирающих его нравственные устои.
Советские социологи критиковали понятие "субкультура" как "буржуазное", подменяющее классовую борьбу конфликтом поколений, отвлекающее молодежь от ее подлинных революционных интересов.
Изначально неформалы в России развивались так:
1) Волна неформалитета в послереволюционные годы. Контркультурные группировки молодёжи.
2) Волна 60-х годов.
Это первые симптомы
3) Волна 1986 года. Существование
неформальных групп было
С середины 1980-х годов понятие "субкультура" начинает осмысливаться отечественными учеными в отношении советского общества, а первые эмпирические исследования советских молодежных субкультур относятся уже к концу "перестройки". Распространившиеся на ее волне молодежные группы называли неформальными, их анализировали с помощью достаточно механического разнесения на "позитивные", "нейтральные" и "негативные" (за "перестройку" или против нее). Это понятие использовали и сами участники молодежной сцены, хотя распад и радикальные реформы государственной сферы лишили неформальную идентичность всякого смысла.
Причины возникновения таких групп различны:
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Желание утвердится в новой среде.
5) Привлечь к себе внимание.
6) Не развитая сфера
организации досуга для