Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:16, курсовая работа
Целью этой работы является рассмотрение , обобщение и анализ предложенной информации по проблеме социально-психологические факторы принадлежности к молодежным субкультурам. Для этого нужно решить некоторые задачи:
1) изучить историю формирования представлений о молодежных субкультурах;
2) разобраться в понятиях субкультуры в социальной психологии и различных подходах к классификации субкультур;
Введение…………………………………………………………..
1 Понятие субкультуры, история возникновения субкультур………………………………………………………………….
1.1 История формирования представлений ……………………..
1.2 Понятие субкультуры в социальной психологии…………...
2 Социально-психологические факторы поведения……………
2.1 Понятие социально-психологические факторы в психологических теориях…………………………………………………..
2.2 Факторы принадлежности к молодежной субкультуре…….
Заключение………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………
7) Копирование западных структур, течений, культуры.
8) Религиозные идейные убеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели в жизни.
11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
Главным, определяющим фактором их возникновения и развития, несомненно, стали процессы демократизации и гласности, которые не только пробудили к активной деятельности миллионы людей, но и поставили перед ними новые задачи. Результатом этого закономерно явился бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников.
В конце 1990-х годов появились первые социологические публикации о российских молодежных "субкультурах", где субкультурная идентичность представлялась в терминах выбора актуального стиля, а не классовой принадлежности (7).
1.2 Понятие субкультуры в социальной психологии
Понятие "субкультура" в первом приближении обозначает совокупность ценностей, убеждений, жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее. Несмотря на то, что сегодня понятие субкультуры во многом ассоциируется с различными молодежными культурами (моды, рокеры, скинхэды, панки), оно также вполне применимо к группам, организованным по принципу этнической, гендерной и сексуальной принадлежности.
Понятие "субкультуры" имеет большое значение в силу того, что фиксирует факт наличия различных культур в рамках одного общества. В отличие от более раннего понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и в случае с "контркультурой", понятие "субкультура" подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Вместе с тем понятие "контркультура" чаще применяется в отношении групп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции, тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур. (10)
Лисовский в своей книге «Социология молодежи» приводит такое понятие субкультуры: «Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной». (2,260.) Субкультура у Лисовского формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Молодежная субкультура (подростковая) – культурное пространство и круг общения подростковых и молодежных сообществ, помогающих им адаптироваться в социуме и создавать свои автономные формы культурной активности. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры, – стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям, обычно они не особо вникают в них и в основном объединяются по внешним характеристикам – одежда, прическа, музыка, места общения и т.д.(журнал)
«Классик» социологии Роберт Мертон считал, что асоциальные, в том числе субкультурные, группы и движения возникают из-за слишком разных начальных условий для достижения успеха, который провозглашается обществом как значимая ценность.
Здесь социологи находят момент рождения субкультуры – в качестве ответа на возникшее противоречие. Именно она предлагает молодежи «обходные пути» для достижения целей при сохранении индивидуальности.(6)
Для многих подростков объединение в неформальные группы и асоциальный образ жизни являются одной из форм протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших.
Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых, во-вторых, новой формой межличностных отношений, где подростки глубже познают окружающих и самого себя. Наконец, подростковая группа представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.(4,36,37)
Сейчас мы рассмотрим
различные классификации
Первая классификация по К.Б.Соколову.
Открытая субкультура. Представители этой субкультуры отличаются убежденностью в свободе приобщения к их субкультурным ценностям, терпимым отношением друг к другу, поисками путей сотрудничества, которые учитывают интересы сторон. Это объединение эмоционально раскованных подростков.
Компромиссная субкультура. Для неё характерен свободный вход и свободный выход или переход в другую субкультуру. Представители легко идут на компромисс, для них характерен повышенный познавательный интерес. Присутствует тенденция к увеличению числа участников.
Самодостаточная субкультура. Существует возможность свободного входа, при условии отказа от прежних культурных позиций. В ней практически не учитывается мнение других, преобладает монологичность в общении, нет потребности в кооперации. Характерна для подростков с повышенными потребностями в самопознании.
Ломающая субкультура. Характерные черты – это свободный вход, отсутствие возможности свободного выхода, негативное отношение к ценностям других субкультур, общение характеризуется манипулированием, удовлетворение своих интересов в ущерб другим. Данная субкультура связывает либо подростков с заниженным уровнем самооценки, которые становятся рядовыми членами группы, либо подростков с гиперсамооценкой.
Закрытая субкультура. Проникновение в неё со стороны резко ограничено, а выход часто вообще невозможен. Агрессивно настроенные участники со стойким эгоистичным непониманием чужого мнения или нежеланием его понять. Конфликты подавляются агрессией. Участники преимущественно из проблемных семей, подростки с девиантным поведением или имеющие отклонения в развитии.(5,49.50)
Вторая классификация, которую я хотела бы рассмотреть, выделена Кондрашенко. Он делит неформальные группы по социальной направленности.
Просоциальные группы способствуют у своих членов развитию положительных нравственных качеств. Вопросы решаются коллективно, деятельность направлена на социально полезные дела. По структуре такие группы чаще бывают демократическими.
Асоциальные группы складываются на базе совместных развлечений, они стоят в стороне от острых социальных проблем. Но при определенных условиях перерастают в антисоциальные.
Антисоциальные группы по структуре автократические. Деятельность в них чаще направлена на вред обществу, для многих подростков объединение в такие группы выступает как своеобразное проявление реакции эмансипации.(4,37,38)
Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1)со способом времяпрепровождения – музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;
2) с социальной позицией – экокультурные;
3) с образом жизни – "системники" и их многочисленные ответвления;
4) с альтернативным творчеством – официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие (синкевич,молодежная культура).
По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
– увлечение современной молодежной музыкой;
– устремление к правопорядковой деятельности;
– активно занимающиеся определенными видами спорта;
– околоспортивные – различные фанаты;
– философско-мистические;
– защитники окружающей среды.
2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Понятие социально-психологических факторов в психологических теориях
Для начала я предлагаю
рассмотреть понятия фактор и
факторы социально-
Фактор – движущая сила какого-либо явления или процесса, определяющая его сущность, главное направление (8). Другими словами, факторы это то, что влияет на развитие процесса. Понятие фактора используется в различных областях жизни и деятельности человека.
Социальные факторы
– изменения которые
Говоря о психологических факторах, мы подразумеваем внутренние качества личности, ее направленность. Одна из парадигм социологии также затрагивает психологические факторы. Она называется парадигма «психологического детерминизма», возникшая на основе учения Зигмунда Фрейда. Социальная реальность в ней рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества (2,18).
В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющее различия между людьми.
Теории выполняют две основные функции: они объясняют и предсказывают поведение. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определенным образом организованное, благодаря чему оно становится понятным. Теория должна не только объяснять прошлые и настоящие события, но также и предсказывать будущие. Она должна обеспечивать основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока еще не наступили (9,25,26).
В персонологии понятие социальные факторы заменяется на понятие ситуационные факторы, а понятие психологические факторы на личностные переменные.
Хотя большинство персонологов давали разные описания и объяснения поведения, они допускали, что личностные переменные отвественны за поведение человека и могут адекватно объяснить его. Главный тезис психологии личности заключается в том, что внешнее поведение отражает действие причинных факторов, лежащих в его основе, которые относительно стабильны во времени и ситуациях. Психодинамическая теория Фрейда является ярким воплощением этой точки зрения, ориентированной на человека. Психодинамическое направление допускает, что поведение человека диктуется стойкими личностными характеристиками.
В меньшей степени важность этих процессов также видна в постфрейдовских теориях, таких как теория Юнга, теория Адлера и теория Хорни. Эти теоретики, несмотря на различие их подходов, сходились во мнении, что личностные задатки имеют большое влияние на жизненный опыт человека. Также и феноменологическое направление Роджерса склоняется к трактовке переменных человека как важнейшей движущей силы поведения.
Соответственно эти, такие непохожие, персонологи разделяют положение о том, что ситуационные воздействия играют второстепенную роль в формировании и модификации поведения. Все же мы знаем, что люди на протяжении жизни изменяют свое поведение в ответ на изменяющиеся условия окружающей среды. Приобретение нового статуса и исполнение новых ролей также приводит к изменению поведения. Становится очевидно, что по крайней мере какая-то доля нашего поведения регулируется социокультурным контекстом.
Акцент Фромма
на социальных, политических и
экономических факторах как
Хотя ситуационно-
Итак, основываясь на
приведенном материале и
2.2 Факторы принадлежности к молодежной субкультуре
В нашем обществе существует
своя специфика появления
Первый – социальная и экономическая неустойчивость общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.