Молодежные субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Целью этой работы является рассмотрение , обобщение и анализ предложенной информации по проблеме социально-психологические факторы принадлежности к молодежным субкультурам. Для этого нужно решить некоторые задачи:
1) изучить историю формирования представлений о молодежных субкультурах;
2) разобраться в понятиях субкультуры в социальной психологии и различных подходах к классификации субкультур;

Содержание

Введение…………………………………………………………..
1 Понятие субкультуры, история возникновения субкультур………………………………………………………………….
1.1 История формирования представлений ……………………..
1.2 Понятие субкультуры в социальной психологии…………...
2 Социально-психологические факторы поведения……………
2.1 Понятие социально-психологические факторы в психологических теориях…………………………………………………..
2.2 Факторы принадлежности к молодежной субкультуре…….
Заключение………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 52.04 Кб (Скачать документ)

Второй фактор – особенности социальной мобильности в обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха.

Третий фактор – аномия в обществе в Дюркгеймовом смысле, т. е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений (11).

Объединение в группы можно рассматривать  как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоутверждения, свойственных отнюдь не только подростковому возрасту. Более того, некоторые неформальные объединения выполняют полезную функцию, направляя и управляя социальной активностью молодежи. Субкультуры во многом – своего рода «ростковые зоны» на теле «большой» (мэйнстримовской) культуры. Они необходимы как гарантия от культурного застоя. Они – своеобразный культурный авангард. Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за  стремления разрушать все вокруг.

Общей социально-психологической  основой отклоняющегося поведения и социальных болезней человека является особое нравственное состояние личности, называемое «аномия» и характеризующееся распадом ранее сформированных  или формирующихся социальных идеалов, утратой смысла жизни, потерей жизненных перспектив, моральным нигилизмом и цинизмом. Западная социальная психология рассматривает «аномию» как следствие безрезультатности борьбы человека с самим собой, с подспудными силами его подсознания. Советская социальная психология рассматривает это состояние как прямой результат противоречия между идеальными представлениями и реальной действительностью – одного из основных противоречий современного общества. Особое значение в развитии личности приобретает «аномия» для периодов поздней юности и ранней зрелости (т. е. для молодёжи в возрасте от 18 до 25 лет), когда социальная бесперспективность и беспомощность переживаются особенно остро и эмоционально.

Именно в пространстве  неформального  общения  возможен  первичный, самостоятельный  выбор  подростком  своего  социального   окружения   и партнёра. А привитие культуры этого выбора  возможно  лишь  в  условиях терпимости  взрослых.  Нетерпимость,  склонность  к   разоблачениям и морализаторство   примитивизируют   молодёжную    среду,    провоцируют подростков   к   протестным   реакциям,   часто   с   непрогнозируемыми     последствиями.

             Принято   считать,  что  главное   для  подростков  в   неформальных  группировках –  возможность  отдохнуть,  провести  свободное  время.  С социологической точки зрения это неправильно: «балдежь» стоит на  одном  из  последних  мест  в  перечне  того,  что   привлекает   молодежь   в неформальные объединения, – об этом говорит лишь чуть более 7%.  Около 15% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими  себе по духу людьми. Для 11% самое главное – условия для развития  своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

Психология  неформальности  включает  в   себя   много   слагаемых.

 Стремление быть  самим собой лишь первое из  них. Это  именно  стремление  при отсутствии умения быть  самим  собой.  Подросток   озабочен  поиском смысла  «Я»,  отделением  себя  «истинного»  от   себя   «неистинного», определением своего предназначения в жизни  –  настойчиво  увлекает  на путь поиска  чего-то  необычного.  А  определить  это  необычное  очень просто. Если взрослые не запрещают – это дело обычное и потому скучное. Если запрещают – вот он, тот самый сладкий плод.

   Второе  слагаемое   психологии   неформальности   –   зарождение   и поддержание.  Он начинает подрожать, даже  не  замечая,  что  постепенно обычным  становится  и  это  его  маскарад.  Зарождение  и  поддержание облегчают  задачу  выделение  из  окружающей  среды  -  ломать   голову приходится только первым.  Остальные  же,  как  послушное  стадо,  идут следом.

   Третье слагаемое  – стадный  инстинкт.  Групповым   он  кажется  лишь внешне.  Глубинно,  психологически  это   стадное  поведение.  И   пусть  стремление  выделиться,  обрести   автономность  и  независимость   носит индивидуальный характер  – одному выделиться трудно. А  в куче  –  легче. Заражение  и подражание, наслаиваясь на  индивидуалистическое  стремление  к  выделению,  искажает  цель,  ради  которой  подросток   предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а  растворяет  подростка  в толпе себе  подобных. Подавляющее большинство   неформальных  группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков  редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.

   Непременный атрибут  почти любого  стада  и   одновременно  еще  одно слагаемое  психологии данного типа –   наличие  конкурентов,  оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего  двора,  и  поклонники  иной  музыки,  и  просто взрослые.  Тут действуют все те же выделения и обособление, но  уже  не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром  взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный  протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов»  может  быть очень много. Поддержание образа врага  - одно из условий  существования подобных групп.

        Психология неформальности  по  природе  своей  носит   двойственный, активно-реактивный  характер.  С   одной   стороны,   это   во   многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны,  мы  сами  же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия  направлялась  в  не  лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы  приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому  протесту  в  явно  негативных формах. Еще  одна  особенность  –  завышение  притязания.  Это   то   самое «потребительство»,  которое  столь  часто  ставится  молодым  в   вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь  с  западной,  а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения.

Иногда человек сам  не понимает, как попал в это  общество. Конечно, в первую очередь  это касается подростков. Парень или  девушка не расположенные к субкультуре, люди, малоотличающиеся от остальных, могут просто попасть в компанию неформалов. Если это готы, рэперы или рокеры, например, то они начинают копировать их стиль, вживаться в круг своих новых знакомых просто чтобы поддерживать с ними отношения. Соответственно, попав в другую компанию, они переходят в ту субкультуру, которая принята в ней. Это чаще всего не опасно и не вызывает никаких проблем, не считая в некоторых случаях неприятностей с родителями (дети отбились от рук), в школе (вызывающая одежда и поведение). Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток.

Многие ошибки в воспитании молодёжи определяются тем, что мы стремимся  решать частные вопросы (профессиональной подготовки, моральной стойкости, умения соблюдать законы и другие), не сформировав главного: умения размышлять над непростыми проблемами современной жизни и действовать в ней, ориентируясь на общечеловеческие ценности и своё собственное совершенствование.   

 Однако не только  необходимость перехода к частностям  и мелочам жизни, к которым  современная молодёжь часто не  готова, составляет трудность её  взросления. Она определяется и  другими социально-психологическими  факторами. Современный молодой  человек имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, чем его сверстник 20–30 лет назад. Уровень его запросов, притязания, ожидания характеризуются максимализмом, не соотносятся с его призванием, способностями, что часто ведёт к нереализованности планов и связанными с этим разочарованием, неудовлетворённостью сделанным выбором. И дело здесь не только в соответствии или несоответствии природных задатков, склонностей и интереса к той деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Выбор будущей профессии, будущей деятельности для молодого человека - это во многом вопрос о смысле жизни, о жизненной перспективе. Эта проблема скорее мировоззренческая, чем профориентационная, и все попытки профориентации будут во многом бесплодны, пока молодой человек не разберётся в себе, пока не осознает свои интересы, ценности, склонности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Молодежные  субкультуры. Когда мы думаем об этом явлении, то, как правило, представляем себе группы юнцов, которые без шапок в любую погоду, нечесанные, тусуются в подворотнях или подъездах, громко поют и играют на гитарах, в неурочное время врубают свои транзисторы, распивают спиртное и ругаются, иногда задевают прохожих либо неприкаянно бредут по улице. Во многом они похожи на взрослых, и все же у них есть нечто особенное.

Многие  ученые называют молодежные субкультуры  переходными  ступенями  из детства  во взрослую жизнь и это действительно  так. Молодежная субкультура возникла потому, что благодаря ей молодое поколение удовлетворяло какие-то жизненно важные потребности. В ней молодежь сейчас находит то, чего не может дать ей семья и общество.

Задачей современного исследования молодёжной субкультуры должен быть в первую очередь отказ от негативистских предубеждений и дифференцированный подход к оценке отличных от общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и неформальных молодёжных объединений.

Факторы попадания и принадлежности к субкультурам в основе своей похожи, так как они берут начало от ситуации в обществе, политической ситуации в стране и социального наследия. В тоже время они строго индивидуальны, так как каждый по-своему воспринимает социальные изменения, и у каждого они вызывают различную реакцию.

И в качестве вывода. Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают – любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Щепанская Т.Б. Молодежные сообщества//Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. С.34 – 85.
  2. Социология молодежи. Учебник. /Отв. Ред. В.Т. Лисовский. СПб.: Изд-во СПб. Университета, 1996. 460 с.
  3. Кон И.С. Социальная психология. – М., Воронеж, 1999. 560 с.
  4. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учеб. пособие/В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. – Мн. : Аверсев, 2004 – 465 с. – (Учебник высшей школы).
  5. Иванова О.В. Подростки с нарушениями слуха и молодежные субкультуры/О.В. Иванова//Воспитание и обучение. – 2005. – №5. – С. 48 – 52.
  6.                       Подросток и субкультура/    //Здоровье детей. – 2008. –№24. – С. 36 – 38.
  7. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. Серия “Специализированные курсы в социологическом образовании”. Москва: Институт социологии РАН, 2000.
  8. Словарь по социальной педагогике.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Автор-составитель Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
  9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е издание. – СПб.: Питер, 2008. – 607 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  10. Key Concepts in Cultural Theory, Edgar Andrew, Sedgwick Peter (eds), London, New York: Routledge, 1999
  11. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России//Социологические исследования. – 2002. – №10. 
  12. Кравченко В.А. Социология девиантности.
  13. Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990.
  14. Запесоцкий  А.С.,  Файн  А.П.  «Эта  непонятная  молодёжь…: проблемы неформальных молодежных объединений» – М: Профиздат, 1990г.
  15. Левичева В.Ф. “Молодежный Вавилон”- М., 1989г.

     

 

 


Информация о работе Молодежные субкультуры