Морально-этические нормы психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:09, контрольная работа

Описание

Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд морально-этических требований. Среди них — соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.

Содержание

Введение
3
1 Сущность, задачи и область применения психодиагностики
16
2 Профессионально-этические принципы в психодиагностике
19
3 Морально-этические нормы психодиагностики
21
Заключение
39
Список литературы
40

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ЧОУ ВПО

Академия социального образования 

Социально-экономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «»

на тему: МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ  ПСИХОДИАГНОСТИКИ

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 

5 курса группы 9432

Белялова К.В.

 

 

 

 

 

 

Казань 2011

Содержание

 

Введение

3

1 Сущность, задачи и область применения психодиагностики

16

2 Профессионально-этические принципы  в психодиагностике

19

3 Морально-этические нормы психодиагностики

21

Заключение

39

Список литературы

40


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Практическая психодиагностика —  это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд морально-этических требований.  Среди них — соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.

Исходя из актуальности данной темы рассмотрим все эти требования в  виде принципов и морально-этических норм психодиагностики в данной контрольной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность, задачи и область применения психодиагностики

 

Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Термин “диагностика ” активно  используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Он образован от греческих корней: “диа” и “гнозис” и буквально истолковывается как “различительное познание”. В настоящее время, под термином “диагностика” подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы, путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. О психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об объектах диагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях.

В психологии существует более 15 тыс. психодиагностических методов, которые используются на практике. Однако, даже если применить все эти методы к отдельному человеку, то вряд ли удастся получить в результате удовлетворительную информацию, позволяющую дать всестороннюю оценку его личности. Это объясняется прежде всего неудовлетворительным теоретическим обоснованием психодиагностики, а также недостаточным уровнем развития теории личности.

Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия и последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики теории личности.

Предмет диагностирования - психическое  – обнаруживается в самых различных  формах. Однако диагностически релевантными они становятся лишь будучи включены в следующую систему отношений:

- интраиндивидуальные связи (диагностические  данные должны отражать взаимосвязь психических свойств личности);

- интериндивидуальные вариации  свойств (диагностические данные  должны служить основой для  установления различий между  данным индивидом и другими личностями);

- отношения “объект – субъект” (диагностические данные о личности имеют ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом общественных требований).

Цель психодиагностики в самом  общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.

В психодиагностике выделяют признаки и категории. Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть “латентными переменными”. Для количественных категорий часто используется также название “диагностические факторы”. Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Трудность психологической диагностики в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень другого скрытого фактора “страх наказания”). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка) недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, или серию поступков в разных ситуациях.

Тестом в психодиагностике называют серию однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый- носитель предполагаемого скрытого фактора. Различные тестовые задания выявляют у индивида различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.

За внешней простотой научных  тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации. Различение практического обследования и научного дифференциально-диагностического исследования является одним из важнейших в современной тестологической культуре. Обследование – это применение готового, уже разработанного теста. Его результат – сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека (испытуемого). Дифференциально-диагностическое исследование – это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков (или “эмпирических индикаторов”), по которым можно получать информацию о заданном свойстве.

Психологический диагноз имеет  развернутый и комплексный характер. Сюда, к примеру, может входить  констатация у одного и того же человека одновременно следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления), сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность), “проницаемости границ Я” (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации достижения социального успеха и т. п.

Некоторые черты и особенности  у индивида могут в некоторых  ситуациях как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения. Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) у ребенка – одна из причин внутренних кризисов в развитии личности.

Одна из важнейших задач глубинной  личностной психодиагностики состоит в выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает распутать клубок внутреннего конфликта.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных  параметров психического состояния  человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.

Психодиагностика занимает промежуточное  положение среди других психологических  дисциплин. Она представляет собой  как бы связующее звено между общей и прикладной психологией, а по отношению к психодиагностическим методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения.

Практические области применения психологии: психология труда, инженерная, социальная, педагогическая, медицинская, юридическая, военная и спортивная психология – при создании и применении психодиагностических методов находят в психодиагностике общий теоретико-методологический базис для оценки личности в системе социальных, экономических и других отношений. Эти практические области психологии со своей стороны обогащают систему основных психологических знаний применением и многократной проверкой их на практике.

Психологическое тестирование применяется  в образовании, для тестирования интеллекта, специальных способностей, достижений, личностных качеств, поведения и др.

Тестирование проводится в сфере  профессиональной деятельности в качестве вспомогательных средств, для принятия решений о приеме на работу, расстановке кадров.

В клинической психологии и психологическом  консультировании применяется тестирование и оценка психического состояния, при неспособности индивида справиться со своими трудностями или проблемами. В нейрофизиологии проводятся нейропсихологические исследования взаимодействия мозговых патологий с поведением человека. Установлено влияние возраста на поведенческие эффекты, к которым приводит поражение мозга.

 

2 Профессионально-этические принципы в психодиагностике

 

Связь научно-практической деятельности и нравственности — одно из условий  существования и выживания современной цивилизации. С 80-х гг. XX в. в сфере исследований человека начинается настоящий «этический бум». Хельсинкская декларация, исправленная и дополненная в 1989 г., гласит, что психологическое исследование человека, как и биомедицинское, подчиняется двум главным этическим принципам — свободной воли и защиты испытуемых от негативных последствий.

Основной моральный принцип  современной этической модели —  биоэтики — принцип «уважения прав и достоинства личности». Вопрос об отношениях врача и пациента, психолога и клиента определяется новыми типами взаимоотношений — информационным, совещательным, интерпретационным, являющимися, по сути, формой защиты прав и достоинства человека.

На первый план вместо патерналистской  модели защиты и сохранения жизни  выходит принцип благополучия клиента, который реализуется доктриной информированного согласия — самоопределение клиента зависит от степени его информированности. Специалист обязан снабдить клиента всей интересующей его информацией, в том числе той, о которой, в силу своей некомпетентности, он может не подозревать. Клиент оставляет за собой право принимать решения, связанные с его состоянием и получением профессиональной помощи. Специалист дает разъяснения относительно прогнозов изменения состояния, включая перспективу отказа от помощи, а клиент, зная свои цели и ценности, определяет вариант, который больше всего соответствует его интересам и планам на будущее.

Решения клиента носят добровольный характер и соответствуют его  собственным ценностям. В этом и  состоит нравственный стержень взаимоотношений врач — пациент в биоэтике — принцип уважения личности. Однако необходимость уважать самоопределение пациента (клиента) в любом случае не означает, что нужно слепо идти у него на поводу. Предпосылка для самоопределения — это осознание возможности выбора и понимание достоинств и недостатков каждого из вариантов решения. Именно поэтому информирование и консультирование клиента выходят на первый план.

Любая деятельность психолога-профессионала  предполагает следование определенным нормам, регламентирующим в первую очередь взаимоотношения с клиентами и коллегами. Психолог несет особую ответственность за выбор нравственной позиции и принципов работы. Попытки разработать своеобразный «кодекс чести» психолога осуществлялись достаточно часто и реализованы в его вариантах, принятых в отдельных ассоциациях.

К принципиально  решенным этическим проблемам принадлежат  те, в которых после объяснения испытуемому всех обстоятельств  дела было получено его согласие. При подаче исследовательских проектов, например, в Германии, еще до их собственно обсуждения, испрашивается вотум Комиссии по этике Немецкого общества психологии, которая проверяет соответствие именно этому критерию. Однако на практике за соблюдение и осуществление этих принципов не несет ответственности никакой орган, это находится в личной компетенции исследователя.

Существуют и  не решенные этические проблемы, возникающие  из-за несоблюдения принципов согласия на базе информации и защиты от негативных последствий или из-за того, что их значением полностью или частично пренебрегают ради других, «более высоких» целей. В психологии это чаще всего связано с отсутствующим или ограниченным разъяснением, с информированием, сделанным постфактум, а иногда и с сознательным обманом, как это было, например, при знаменитых экспериментах Мильграма.

Исследование  С. Мильграмом психологических закономерностей  подчинения власти было выполнено в Йельском университете и получило премию по социальной психологии Американской ассоциации развития науки.

В исследовании принимали участие экспериментатор, «ученик» и «учитель». Экспериментатор сообщал «учителю», что его интересует влияние наказания на эффективность обучения. «Учитель» должен был подвергать «ученика» разряду электрического тока, и увеличивать напряжение всякий раз, когда он дает неправильный ответ. По мере увеличения напряжения «ученик» демонстрировал все более сильные реакции — начиная со стонов и заканчивая криками агонии и биением о стены (300 вольт). (В действительности «ученик» был сообщником экспериментатора и никаким ударам тока не подвергался.) Если «учитель» в тот или иной момент отказывался продолжать, экспериментатор спокойно говорил, что это его обязанность. Как выяснил Мильграм, 62% испытуемых-«учителей» дошли до применения тока в 450 вольт.

Информация о работе Морально-этические нормы психодиагностики