Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:09, контрольная работа
Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд морально-этических требований. Среди них — соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.
Введение
3
1 Сущность, задачи и область применения психодиагностики
16
2 Профессионально-этические принципы в психодиагностике
19
3 Морально-этические нормы психодиагностики
21
Заключение
39
Список литературы
40
Министерство образования и науки Российской Федерации
ЧОУ ВПО
Академия социального
Социально-экономический
Контрольная работа
по дисциплине «»
на тему: МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Выполнила: студентка
5 курса группы 9432
Белялова К.В.
Казань 2011
Содержание
Введение |
3 |
1 Сущность, задачи и область применения психодиагностики |
16 |
2 Профессионально-этические |
19 |
3 Морально-этические нормы психодиагностики |
21 |
Заключение |
39 |
Список литературы |
40 |
Введение
Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд морально-этических требований. Среди них — соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.
Исходя из актуальности данной темы рассмотрим все эти требования в виде принципов и морально-этических норм психодиагностики в данной контрольной работе.
1 Сущность, задачи и область применения психодиагностики
Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.
Термин “диагностика ” активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Он образован от греческих корней: “диа” и “гнозис” и буквально истолковывается как “различительное познание”. В настоящее время, под термином “диагностика” подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы, путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. О психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об объектах диагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях.
В психологии существует более 15 тыс. психодиагностических методов, которые используются на практике. Однако, даже если применить все эти методы к отдельному человеку, то вряд ли удастся получить в результате удовлетворительную информацию, позволяющую дать всестороннюю оценку его личности. Это объясняется прежде всего неудовлетворительным теоретическим обоснованием психодиагностики, а также недостаточным уровнем развития теории личности.
Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия и последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики теории личности.
Предмет диагностирования - психическое – обнаруживается в самых различных формах. Однако диагностически релевантными они становятся лишь будучи включены в следующую систему отношений:
- интраиндивидуальные связи (
- интериндивидуальные вариации
свойств (диагностические
- отношения “объект – субъект” (диагностические данные о личности имеют ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом общественных требований).
Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.
В психодиагностике выделяют признаки и категории. Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть “латентными переменными”. Для количественных категорий часто используется также название “диагностические факторы”. Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Трудность психологической диагностики в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень другого скрытого фактора “страх наказания”). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка) недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, или серию поступков в разных ситуациях.
Тестом в психодиагностике называют серию однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый- носитель предполагаемого скрытого фактора. Различные тестовые задания выявляют у индивида различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.
За внешней простотой научных
тестов скрывается большая исследовательская
работа по их разработке и апробации. Различение
практического обследования и научного
дифференциально-
Психологический диагноз имеет
развернутый и комплексный
Некоторые черты и особенности у индивида могут в некоторых ситуациях как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения. Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) у ребенка – одна из причин внутренних кризисов в развитии личности.
Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает распутать клубок внутреннего конфликта.
Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.
Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией, а по отношению к психодиагностическим методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения.
Практические области
Психологическое тестирование применяется в образовании, для тестирования интеллекта, специальных способностей, достижений, личностных качеств, поведения и др.
Тестирование проводится в сфере профессиональной деятельности в качестве вспомогательных средств, для принятия решений о приеме на работу, расстановке кадров.
В клинической психологии и психологическом консультировании применяется тестирование и оценка психического состояния, при неспособности индивида справиться со своими трудностями или проблемами. В нейрофизиологии проводятся нейропсихологические исследования взаимодействия мозговых патологий с поведением человека. Установлено влияние возраста на поведенческие эффекты, к которым приводит поражение мозга.
2 Профессионально-этические принципы в психодиагностике
Связь научно-практической деятельности
и нравственности — одно из условий
существования и выживания
Основной моральный принцип современной этической модели — биоэтики — принцип «уважения прав и достоинства личности». Вопрос об отношениях врача и пациента, психолога и клиента определяется новыми типами взаимоотношений — информационным, совещательным, интерпретационным, являющимися, по сути, формой защиты прав и достоинства человека.
На первый план вместо патерналистской модели защиты и сохранения жизни выходит принцип благополучия клиента, который реализуется доктриной информированного согласия — самоопределение клиента зависит от степени его информированности. Специалист обязан снабдить клиента всей интересующей его информацией, в том числе той, о которой, в силу своей некомпетентности, он может не подозревать. Клиент оставляет за собой право принимать решения, связанные с его состоянием и получением профессиональной помощи. Специалист дает разъяснения относительно прогнозов изменения состояния, включая перспективу отказа от помощи, а клиент, зная свои цели и ценности, определяет вариант, который больше всего соответствует его интересам и планам на будущее.
Решения клиента носят добровольный характер и соответствуют его собственным ценностям. В этом и состоит нравственный стержень взаимоотношений врач — пациент в биоэтике — принцип уважения личности. Однако необходимость уважать самоопределение пациента (клиента) в любом случае не означает, что нужно слепо идти у него на поводу. Предпосылка для самоопределения — это осознание возможности выбора и понимание достоинств и недостатков каждого из вариантов решения. Именно поэтому информирование и консультирование клиента выходят на первый план.
Любая деятельность психолога-профессионала предполагает следование определенным нормам, регламентирующим в первую очередь взаимоотношения с клиентами и коллегами. Психолог несет особую ответственность за выбор нравственной позиции и принципов работы. Попытки разработать своеобразный «кодекс чести» психолога осуществлялись достаточно часто и реализованы в его вариантах, принятых в отдельных ассоциациях.
К принципиально
решенным этическим проблемам
Существуют и не решенные этические проблемы, возникающие из-за несоблюдения принципов согласия на базе информации и защиты от негативных последствий или из-за того, что их значением полностью или частично пренебрегают ради других, «более высоких» целей. В психологии это чаще всего связано с отсутствующим или ограниченным разъяснением, с информированием, сделанным постфактум, а иногда и с сознательным обманом, как это было, например, при знаменитых экспериментах Мильграма.
Исследование
С. Мильграмом психологических
В исследовании принимали участие экспериментатор, «ученик» и «учитель». Экспериментатор сообщал «учителю», что его интересует влияние наказания на эффективность обучения. «Учитель» должен был подвергать «ученика» разряду электрического тока, и увеличивать напряжение всякий раз, когда он дает неправильный ответ. По мере увеличения напряжения «ученик» демонстрировал все более сильные реакции — начиная со стонов и заканчивая криками агонии и биением о стены (300 вольт). (В действительности «ученик» был сообщником экспериментатора и никаким ударам тока не подвергался.) Если «учитель» в тот или иной момент отказывался продолжать, экспериментатор спокойно говорил, что это его обязанность. Как выяснил Мильграм, 62% испытуемых-«учителей» дошли до применения тока в 450 вольт.
Информация о работе Морально-этические нормы психодиагностики