Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:09, контрольная работа
Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд морально-этических требований. Среди них — соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.
Введение
3
1 Сущность, задачи и область применения психодиагностики
16
2 Профессионально-этические принципы в психодиагностике
19
3 Морально-этические нормы психодиагностики
21
Заключение
39
Список литературы
40
Исследование Мильграма подверглось критике с точки зрения этических норм из-за драматичных последствий для «учителей»: многие из них получили нервный срыв. Имел ли психолог право подвергать людей таким испытаниям? Не могло ли знание о том, что человек оказался способен на столь страшные поступки, повинуясь голосу власти, крайне негативно отразиться на его самооценке? Участники доверяли экспериментатору, и, заставив их пройти через столь унизительное испытание, не злоупотребил ли он этим доверием?
Ниже приводятся этические требования к проведению психологического исследования и психодиагностики, включенные в содержание этических стандартов, принятых Американской психологической ассоциацией (в сокращенном виде).
Психолог придает большое значение достоинству и ценности бытия отдельного человека и принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Испрашивая для себя свободу исследования и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на следующих условиях: компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагностического обследования и внимания к интересам своих коллег и общества.
Принцип 1. Ответственность. Психолог верит, что обществу нужно, чтобы он вел свои исследования там, где его выводы полезны; он планирует свои исследования таким образом, чтобы свести к минимуму возможность неверного использования своих результатов; он публикует отчет о своей работе, не исключая из него такое объяснение данных, которое может не укладываться в общую интерпретацию.
Принцип 2. Компетентность. Психолог знает границы своей компетентности и ограниченность своих методов и не предлагает своих услуг, а также не использует технику и методики, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам.
Принцип 3. Моральные и правовые стандарты. Психолог в своей практике обнаруживает восприимчивость к социальным нормам и моральным требованиям общества, в котором он работает; он понимает, что нарушение принятых моральных и правовых стандартов с его стороны может вовлечь его клиентов, студентов или коллег в позорные личностные конфликты и нанесет ущерб его собственному имени и репутации его профессии.
Принцип 4. Ошибочные
представления. Психолог избегает ошибочного
представления о своей
Принцип 5. Публичные заявления. Сдержанность, научная предусмотрительность и понимание ограниченности имеющихся знаний характеризуют все заявления психологов, которые прямо или опосредованно дают информацию обществу. Нужно избегать преувеличений, склонности к сенсациям, поверхностности и других видов неправильного представления. Когда дается информация о психологических процедурах и методах, необходимо указывать, что они должны использоваться только теми людьми, которые обучены их правильному использованию.
Принцип 6. Конфиденциальность.
Гарантировать сохранность
Принцип 7. Благополучие клиента. Психолог, который просит, чтобы индивид предоставил ему информацию о своей личности в ходе исследования, или допускает, чтобы ему открыли эту информацию, делает это только после того, как точно установлено, что отвечающее лицо полностью осознает цели исследования, а также способы, которыми может быть использована информация.
Принцип 8. Взаимоотношения с клиентом. Психолог информирует своего будущего клиента об основных сторонах потенциальных взаимоотношений, которые могут повлиять на решение клиента вступить в эти отношения.
Принцип 9. Безличностное обслуживание. Психологическое обслуживание в диагностических целях, для лечения или личной консультации проводится только в контексте профессиональных взаимоотношений и не предоставляется посредством публичных лекций или демонстраций, заметок в газетах или журналах, программ радио или телевидения, почты и другими подобными способами.
Принцип 10. Объявления об обслуживании. Психолог придерживается скорее профессиональных, чем коммерческих стандартов в оповещении своей пригодности к профессиональному обслуживанию.
Принцип 11. Внутрипрофессиональные отношения. Психолог честно ведет себя по отношению к коллегам в психологии и в других профессиях.
Принцип 12. Оплата. Финансовые вопросы в профессиональной практике находятся в соответствии с профессиональными стандартами, которые обеспечивают интересы клиента и профессии.
Принцип 13. Неразглашение теста. Психологические тесты и другие методы исследования, ценность которых отчасти зависит от неосведомленности испытуемого, не воспроизводятся и не описываются в популярных изданиях таким способом, который может сделать их невалидными. Доступ к таким методам ограничен теми людьми, кто профессионально заинтересован в них и гарантирует их надлежащее использование.
Принцип 14. Интерпретация тестов. Тестовые оценки, как и материалы теста, передаются только тем лицам, которые способны их интерпретировать и использовать надлежащим образом.
Принцип 15. Публикация теста. Психологические тесты предоставляются для коммерческой публикации только тем издателям, которые подают их профессионально и распределяют только среди тех, кто квалифицированно использует их.
Принцип 16. Меры предосторожности в исследованиях. Психолог принимает на себя обязанности, касающиеся благополучия своих испытуемых, как людей, так и животных. Ответственный психолог взвешивает альтернативные способы, которыми можно оценить энергию и ресурсы личности. Принимая решение провести исследование, психологи должны выполнять его, уважая людей, принимающих в нем участие и заботясь об их достоинстве и благополучии.
Принцип 17. Значимость публикаций. Значимость касается тех лиц, кто участвовал в издании, и определяется пропорционально их участию и только в соответствии с ним.
Принцип 18. Ответственность перед организацией. Психолог уважает права и репутацию института или организации, с которой он связан.
Принцип 19. Деятельность по продвижению. Психолог, связанный с созданием или распространением психологических приборов, книг и других видов продукции, предназначенных для коммерческой продажи, отвечает за обеспечение того, чтобы эти приборы, книги и другие виды продукции преподносились профессиональным и фактическим путем.
Этическая практика требует, чтобы исследователь информировал участников обо всех особенностях исследования, которые, как предполагается, могут влиять на готовность человека принять в нем участие, а также объяснял все прочие стороны исследования, о которых расспрашивает участник. Отказ дать испытуемому полное объяснение накладывает на исследователя еще большую ответственность за обеспечение благополучия и достоинства участников исследования.
Откровенность и честность являются существенными характеристиками отношений между исследователем и участником исследования. Если методические требования исследования делают необходимыми скрытность или обман, исследователю нужно обеспечить понимание участником причин этого и восстановить прежние взаимоотношения. Исследователь должен уважать право индивида отказаться от участия в исследовании или прервать это участие в любое время. Допустимое с этической точки зрения исследование начинается с установления ясного и справедливого соглашения между исследователем и участником исследования, которое разъясняет ответственность каждого. Исследователь обязан уважать все обещания и обязательства, включенные в это соглашение.
Исследователь предохраняет участников исследования от физического и психического дискомфорта, вреда и опасности. Если существует риск таких последствий, исследователь должен проинформировать об этом участников, получить их согласие до начала работы и принять все возможные меры, чтобы уменьшить вредные последствия. Нельзя использовать те методы исследования, которые могут причинить серьезный и длительный ущерб его участникам.
Этическая практика требует, чтобы после того как данные собраны, исследователь дал участнику полное объяснение характера исследования и устранил те неверные представления о нем, которые могли возникнуть. Если научная или человеческая ценность исследования оправдывает задержку объяснения или утаивание данных, на исследователя налагается особая ответственность: он должен убедить испытуемых в том, что исследование не принесло им никакого вреда.
Если методы исследования могут привести к нежелательным для участника последствиям, исследователь обязан обнаружить их и избежать или исправить; это же относится и к отдаленным последствиям.
Когда на базе психодиагностики ставится
медицинский или судебно-
1. Принцип научной обоснованности требует от психодиагностической методики, чтобы она была, как минимум, валидной и надежной, т.е. давала результаты, заслуживающие доверия.
2. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты диагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред клиенту. Если диагностика проводится для конкурсного отбора, этот принцип применяется совместно с принципом открытости результатов диагностики для обследуемого, требующим информирования клиента о том, что и как у него будет выясняться, каковы результаты обследования, кем и как они будут использоваться.
3. Принцип объективности выводов требует, чтобы все выводы из результатов тестирования были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, полученных с применением надежных методик, а не зависели от субъективных установок лиц, проводящих тестирование или пользующихся его данными.
4. Принцип эффективности рекомендаций предполагает, что они должны быть полезными для клиента. Запрещается предлагать рекомендации, практически бесполезные или могущие привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.
3 Морально-этические нормы
Морально-этические нормы
При проведении психодиагностики предлагается соблюдать следующие морально-этические нормы:
- человека нельзя подвергать обследованию вопреки его воле, исключая особые случаи из судебной и медицинской практики, оговоренные законом;
- перед тестированием нужно предупредить клиента о том, что в ходе исследования он может невольно выдать о себе и своих чувствах такую информацию, которую сам не осознает;
- любой человек, помимо случаев, оговоренных законом, имеет право знать результаты своего тестирования или диагностики, а также то, кем и как они могут использоваться;
- результаты тестирования предоставляются клиенту в форме, доступной для верного понимания;
- при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования;
- главная ответственность за надлежащее практическое применение тестов лежит на психологах и на лицах и организациях, пользующихся тестами.
В ряде стран с достаточно стабильной общественно-экономической системой существуют государственные, оформленные юридически ограничения на распространение и применение тестов. Они содержат общие обязательные нормы:
1. большинство тестов, предназначенных для профессионального отбора и экспертизы, запрещено для открытой публикации в СМИ в целях предотвращения их применения малоквалифицированными людьми и искажений в практическом применении, связанных с предварительным знакомством с ними;
2. психологи, применяющие тесты и занимающиеся тестированием, должны иметь диплом о высшем психологическом образовании или ученую степень не ниже кандидата психологических наук (или соответствующую ей), а иные лица, причастные к этой практике, должны иметь лицензию на право заниматься подобной деятельностью.
Специфические этические проблемы возникают при психодиагностике лиц с отклонениями в развитии. На это должен обращать внимание любой психолог независимо от его специализации — клинический психолог, психолог-консультант, психолог сферы образования и особенно специальный психолог.
Вопрос о необходимости информирования испытуемого о целях и содержании психологического обследования перед его проведением. Помимо информирования, психолог обязан получить согласие клиента (при необходимости) на ознакомление с результатами его обследования других специалистов, проявлять корректность при проведении исследования либо в случае отказа от последнего.
Особенная тонкость необходима при психологическом исследовании таких людей, чья компетентность временно или постоянно ограничена по причинам: а) когнитивного нарушения и возникающих отсюда трудностей понимания; б) психического расстройства, поражающего волевые компоненты при принятии решений.
Информация о работе Морально-этические нормы психодиагностики