Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:09, контрольная работа
Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд морально-этических требований. Среди них — соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.
Введение
3
1 Сущность, задачи и область применения психодиагностики
16
2 Профессионально-этические принципы в психодиагностике
19
3 Морально-этические нормы психодиагностики
21
Заключение
39
Список литературы
40
Вопрос об изменении образа Я клиента. Психологическая диагностика дает проводящему обследование определенные сведения о клиенте. Но и сам объект исследования в ходе диагностики может отметить какие-то свои особенности, на которые до сих пор не обращал внимания. Их осознание способно привести к не всегда позитивному изменению представлений о себе и даже принятию решений, неблагоприятных для дальнейшей жизни.
Вопрос о понимании границ своей компетентности. Необходимо правильно понимать сущность и цели тестирования, а также осознавать ограниченные возможности как психодиагностических инструментов, так и собственные. Психолог не может быть универсальным специалистом, он должен знать границы своей компетентности и не только не принимать решений в области, выходящей за ее пределы, но и не браться за те случаи, к которым он не чувствует себя готовым.
Вопрос о толерантности психоло
Наиболее важна способность психолога, которую Э. Г. Эйдемиллер обозначает как «принимающую нейтральность». Нейтральность означает, что все аспекты бытия клиента для специалиста одинаково важны, а принимающая позиция в том, что он отнюдь не равнодушен к личности клиента и его ситуации. В данном контексте психолог должен обладать умением выстраивать и контролировать дистанцию общения с пользой для клиента и для самого себя.
Вопрос о дефект-центризме связан с низкой профессиональной компетентностью или профессиональной деформацией специалиста. Самым ярким примером является подход к клиенту как к объекту — носителю определенного симптома, составной части синдрома. Такое отношение не подразумевает ценностного и целостного подхода к личности клиента, к системе его жизненных отношений.
Дефект-центризм иллюстрируется следующими высказываниями: «меня интересуют только особенности мышления», «явное нарушение мотивационной сферы» и т.п. К другим симптомам профессиональной деформации относится определенный профессиональный жаргон, обусловленный отношением к клиенту как к носителю болезни, тождественному ей; «награждение» клиентов обидными прозвищами — «этот дебил», «эта истеричка» и т.п.
Рассмотренные вопросы относятся к общеэтическим. Крайне важны этические требования к психологу сферы образования, поскольку практическая деятельность специального психолога более всего ориентирована именно на нее (Р. С. Немов):
- психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых имеет необходимое образование и квалификацию;
- психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психокоррекционных и психодиагностических методик, в своих выводах и рекомендациях;
- в случае применения методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях;
- психолог препятствует использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально неподготовленными людьми, предупреждает об этом тех, кто по незнанию пользуется их услугами;
- психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев экспертизы, оговоренных законом;
- если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица — представителя органа образования, врача, судьи и т.п., психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих;
- данные индивидуального обследования подростков, юношей и девушек психолог имеет право передавать другим лицам лишь при согласии на это самих испытуемых, при этом испытуемый имеет право знать, что и кому сообщается;
- допускается сообщение другим лицам только таких данных о детях, которые не могут быть использованы им во вред;
Широкое понимание этики — в определении ее как самоанализа и систематического осмысления предпосылок и следствий профессиональных действий, затрагивающих других людей и самого профессионала. Практика показывает острую актуальность формирования у будущего психолога и общих этических убеждений, и способности вникать в специальные этические вопросы в отдельных направлениях своей деятельности. Однако изучение этики не должно ограничиваться когнитивной составляющей, сюда обязательно должны включаться обучение по моделям, тренировка эмпатии, развитие умения делать логичные выводы и т.д.
Заключение
Таким образом, психодиагностика - это, прежде всего, наука, которая изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта).
Уровень развития психодиагностики в России не так высок как на Западе. Этические проблемы редко обсуждаются нашими психодиагностами и часто нарушаются. Психолог-практик должен при оказании помощи опираться на свое научное мышление и знание психологии. На Западе существует большое количество этических принципов и требований, специальные кодексы профессиональной этики, этические стандарты.
Независимо от того, кто занимается психодиагностикой, - профессионал или любитель - "самообразованец", при ее проведении обязательно соблюдение следующих морально-этических норм. В ряде стран с достаточно стабильной общественно-экономической системой существуют государственные, оформленные юридически ограничения на распространение и применение тестов. Они содержат следующие, как правило, обязательные нормы: - большинство тестов, назначенных для отбора профессионального и экспертизы, запрещено для открытой публикации в средствах массовой информации - для предотвращения их применения малоквалифицированными людьми и их искажений в практическом применении, связанных с предварительным знакомством с ними; - психологи, применяющие тесты и занимающиеся тестированием, должны иметь диплом о высшем психологическом образовании или ученую степень не ниже кандидата психологических наук (то есть соответственной ей), а иные лица, причастные к этой практике, должны иметь лицензию на право заниматься подобной деятельностью.
Список литературы
Информация о работе Морально-этические нормы психодиагностики