Морально-этические нормы психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:09, контрольная работа

Описание

Практическая психодиагностика — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд морально-этических требований. Среди них — соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.

Содержание

Введение
3
1 Сущность, задачи и область применения психодиагностики
16
2 Профессионально-этические принципы в психодиагностике
19
3 Морально-этические нормы психодиагностики
21
Заключение
39
Список литературы
40

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

Вопрос об изменении образа Я  клиента. Психологическая диагностика  дает проводящему обследование определенные сведения о клиенте. Но и сам объект исследования в ходе диагностики может отметить какие-то свои особенности, на которые до сих пор не обращал внимания. Их осознание способно привести к не всегда позитивному изменению представлений о себе и даже принятию решений, неблагоприятных для дальнейшей жизни.

Вопрос о понимании границ своей  компетентности. Необходимо правильно понимать сущность и цели тестирования, а также осознавать ограниченные возможности как психодиагностических инструментов, так и собственные. Психолог не может быть универсальным специалистом, он должен знать границы своей компетентности и не только не принимать решений в области, выходящей за ее пределы, но и не браться за те случаи, к которым он не чувствует себя готовым.

Вопрос о толерантности психолога. Клиента необходимо принимать таким, какой он есть. Обследование должно быть абсолютно беспристрастным, т.е. на него не должны оказывать влияние общие впечатления о личности обследуемого (симпатии или антипатии), равно как и собственное настроение или состояние.

Наиболее важна способность  психолога, которую Э. Г. Эйдемиллер обозначает как «принимающую нейтральность». Нейтральность означает, что все  аспекты бытия клиента для  специалиста одинаково важны, а  принимающая позиция в том, что он отнюдь не равнодушен к личности клиента и его ситуации. В данном контексте психолог должен обладать умением выстраивать и контролировать дистанцию общения с пользой для клиента и для самого себя.

Вопрос о дефект-центризме связан с низкой профессиональной компетентностью или профессиональной деформацией специалиста. Самым ярким примером является подход к клиенту как к объекту — носителю определенного симптома, составной части синдрома. Такое отношение не подразумевает ценностного и целостного подхода к личности клиента, к системе его жизненных отношений.

Дефект-центризм иллюстрируется следующими высказываниями: «меня интересуют только особенности мышления», «явное нарушение мотивационной сферы» и т.п. К другим симптомам профессиональной деформации относится определенный профессиональный жаргон, обусловленный отношением к клиенту как к носителю болезни, тождественному ей; «награждение» клиентов обидными прозвищами — «этот дебил», «эта истеричка» и т.п.

Рассмотренные вопросы относятся  к общеэтическим. Крайне важны этические требования к психологу сферы образования, поскольку практическая деятельность специального психолога более всего ориентирована именно на нее (Р. С. Немов):

- психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых имеет необходимое образование и квалификацию;

- психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психокоррекционных и психодиагностических методик, в своих выводах и рекомендациях;

- в случае применения методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях;

- психолог препятствует использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально неподготовленными людьми, предупреждает об этом тех, кто по незнанию пользуется их услугами;

- психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев экспертизы, оговоренных законом;

- если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица — представителя органа образования, врача, судьи и т.п., психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих;

- данные индивидуального обследования подростков, юношей и девушек психолог имеет право передавать другим лицам лишь при согласии на это самих испытуемых, при этом испытуемый имеет право знать, что и кому сообщается;

- допускается сообщение другим лицам только таких данных о детях, которые не могут быть использованы им во вред;

Широкое понимание этики — в  определении ее как самоанализа  и систематического осмысления предпосылок и следствий профессиональных действий, затрагивающих других людей и самого профессионала. Практика показывает острую актуальность формирования у будущего психолога и общих этических убеждений, и способности вникать в специальные этические вопросы в отдельных направлениях своей деятельности. Однако изучение этики не должно ограничиваться когнитивной составляющей, сюда обязательно должны включаться обучение по моделям, тренировка эмпатии, развитие умения делать логичные выводы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, психодиагностика - это, прежде всего, наука, которая изучает  способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта).

Уровень развития психодиагностики в  России не так высок как на Западе. Этические проблемы редко обсуждаются нашими психодиагностами и часто нарушаются. Психолог-практик должен при оказании помощи опираться на свое научное мышление и знание психологии. На Западе существует большое количество этических принципов и требований, специальные кодексы профессиональной этики, этические стандарты.

Независимо от того, кто занимается психодиагностикой, - профессионал или любитель - "самообразованец", при ее проведении обязательно соблюдение следующих морально-этических норм. В ряде стран с достаточно стабильной общественно-экономической системой существуют государственные, оформленные юридически ограничения на распространение и применение тестов. Они содержат следующие, как правило, обязательные нормы: - большинство тестов, назначенных для отбора профессионального и экспертизы, запрещено для открытой публикации в средствах массовой информации - для предотвращения их применения малоквалифицированными людьми и их искажений в практическом применении, связанных с предварительным знакомством с ними; - психологи, применяющие тесты и занимающиеся тестированием, должны иметь диплом о высшем психологическом образовании или ученую степень не ниже кандидата психологических наук (то есть соответственной ей), а иные лица, причастные к этой практике, должны иметь лицензию на право заниматься подобной деятельностью.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Зоткин Н.В. Основы психодиагностики: Учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 "Психология" / Зоткин Н.В. - Самара: Изд-во "Универс групп", 2007. - 208 с.
  2. Кибальченко И.А.Психодиагностика: учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением / Кибальченко И.А., Голубева Е.В. – М: Издательство: Феникс, 2009.
  3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  4. Психологическая диагностика: Учебное пособие — М., 2000.
  5. Титкова Л.С. Психодиагностика: Учебное пособие / Титкова Л.С. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 79 с.
  6. Халтагарова О.Д. Краткий психологический словарь: Учебное пособие / Халтагарова О.Д. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. - 55 с.
  7. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  8. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика персонала/ Под ред. Д.Я.Райгородского. – М: Бахрах-М, 2010 г.

Информация о работе Морально-этические нормы психодиагностики