Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:44, реферат
Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.
Введение
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Общие представления о девиантном поведении и о его причинах
1.2 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения
1.3 Мотивация агрессивного поведения
1.4 Мотивация эрессивного поведения
1.5 Мотивация преступного (делинквентного) поведения
Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Саратовский
государственный университет
Факультет
психологии
Реферат на тему
«Мотивация девиантного
поведения»
Выполнила студентка
4 курса 452 группы
Хамзина
Айжана.
Саратов.2011.
Содержание
Введение
Глава I. Девиантное
поведение как социально-
1.1 Общие представления о девиантном поведении и о его причинах
1.2 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения
1.3 Мотивация агрессивного поведения
1.4 Мотивация эрессивного поведения
1.5 Мотивация преступного (делинквентного) поведения
Глава II. Профилактика
и коррекция девиантного
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения
Заключение
Список литературы
Введение
Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство. Если с самого детства не уделять должного внимания ребенку, в будущем можно столкнуться с большими трудностями.
Неправильное воспитание приводит к формированию у ребенка пренебрежительного или даже негативного отношения к нормам и правилам общественной жизни, искажению жизненных ценностей, появлению асоциальных ценностей.
Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы.
Таким образом,
на сегодняшний день в нашем обществе
имеется серьезный дефицит
Подростковый
возраст является одним из самых
сложных периодов в онтогенезе человека.
В этот период происходит не только
перестройка ранее сложившихся
психологических структур, но возникают
новые образования, закладываются основы
сознательного поведения, вырисовывается
общая направленность в формировании
нравственных представлений и социальных
установок.
Глава
I. Девиантное поведение
как социально-педагогическая
проблема
1.1 Общие
представления о девиантном поведении
и о его причинах
Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Для характеристики отклоняющегося поведения используют такие специальные термины, как "делинквентность" и "девиантность". Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.к. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).
К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство.
Имеются две
крайние точки зрения на обусловленность
девиантного поведения: натурально-биологическая
и социологически-
На формирование девиантного поведения влияют как внешние (в том числе социально-экономические), так и внутренние (в частности, психологические) факторы. Это и безработица, и низкий уровень жизни, и голод, и определенная субкультура тех или иных слоев общества.
Л. М. Зюбин отмечает три причины, приводящие к особенностям мотивации трудных подростков:
1) недостаток умственного развития в целом (но не патология!), что препятствует правильному самоанализу поведения и прогнозирования его последствий;
2) недостаточная самостоятельность мышления и поэтому большая внушаемость и конформность;
3) низкая познавательная активность, обедненность и неустойчивость-духовных потребностей.
В русле же рассматриваемой проблемы можно назвать две основные психологические (внутренние) причины отклоняющегося поведения: неудовлетворенные просоциальные потребности, создающие внутренний конфликт личности и ведущие к формированию деформированных и аномальных потребностей, и наличие асоциальных личностных диспозиций (мотиваторов), приводящих к выбору асоциальных средств и путей удовлетворения потребностей или избавления от них (путем, например, самоубийства).
Неудовлетворенная
потребность ребенка в
Неправильное воспитание приводит к формированию у ребенка пренебрежительного или даже негативного отношения к нормам и правилам общественной жизни, искажению жизненных ценностей, появлению асоциальных ценностей, т. е. к формированию асоциальных личностных диспозиций, влияющих на мотивацию отклоняющегося, в том числе и преступного, поведения.
Ф. Патаки выделяет натуральные (природные) и социокультурные диспозиции. Натуральные диспозиции — это психопатические явления, связанные с психофизиологическими нарушениями в организации поведения. К социокультурным он относит в определенных национальных, локальных и этнических культурах своеобразные наследуемые и передаваемые по традиции образцы и модели решения конфликта, которые в случае их интериоризации личностью могут вызвать в ней склонность к какому-то виду девиантного поведения; это и подражание эталонам поведения, имеющимся в определенных слоях общества, в семье, соприкоснувшейся с криминальностью, и т. д.
Автор справедливо
подчеркивает, что диспозиция —
это не непосредственная причина
девиантности, а всего лишь вызывающий
предрасположенность к ней
Надо отметить,
что социальные нормы поведения
(социокультурные диспозиции) могут
не совпадать в разные исторические
эпохи, у разных наций и народностей.
В определенных культурах ритуальный
акт человеческого
и многие законы шариата у мусульман. Алкоголизм может выступать в сознании большинства людей как «национальное своеобразие».
При социальной
запущенности наряду с асоциальным
поведением резко деформируется
система ценностно-нормативных
Однако, как
среди несовершеннолетних, так и
среди взрослых преступников, число
лиц с четко сформированной антиобщественной
системой ценностей и негативными
ценностно-нормативными представлениями
достаточно незначительное. И большая
часть людей с отклоняющимся поведением
сохраняет представления об общечеловеческих
ценностях и нормах морали, однако по разным
причинам не может руководствоваться
этими нормами в своем поведении, либо
оправдывает себя и свои социальные отклонения
различными защитными мотивациями.
1.2 Особенности
отдельных психических форм девиантного
поведения
К основным формам
девиантного поведения в
Наркомания
Наркотики известны
человечеству с незапамятных времен.
Древние источники
Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:
Морфий и героин – алколойды опиума;
Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты;
Гашиш (анаша, план, марихуана);
Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной системы.
Кокаин – алколойд растения кока.
Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.
Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.
На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.
Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях. Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство – то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь.