Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:44, реферат
Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.
Введение
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Общие представления о девиантном поведении и о его причинах
1.2 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения
1.3 Мотивация агрессивного поведения
1.4 Мотивация эрессивного поведения
1.5 Мотивация преступного (делинквентного) поведения
Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения
Заключение
Список литературы
Зоофилия (скотоложство, содомия) – Половое влечение к животным. У подростков и у взрослых носит заместительный характер. Люди с подобной ориентацией могут вступать в половые акты с любыми домашними животными, даже птицей.
Гомосексуализм
– половое влечение к лицам
своего же пола. Такие наклонности
могут формироваться у
Правонарушения
Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, является правонарушение.
В юриспруденции
различают правомерное и
На практике преступления классифицируются по следующим основаниям:
по степени тяжести: на тяжкие, менее тяжкие и не представляющие большой общественной опасности;
по форме вины: на умышленные и неосторожные;
по объекту посягательства целям и мотивам: антигосударственные корыстные насильственные и др.
по социально-демографическим
и криминологическим
Преступление – это противотравное, виновное наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред. Проступок- это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасность. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и др. отраслями права. Правонарушение в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.
Подросткам и юношам в возрасте 14-18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушения можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино и др.). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания. Особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным молодежным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «Разборки», которые сопровождаются бранью, насилием.
психический мотивация
Глава II.
Профилактика и коррекция
девиантного поведения
2.1 Основные
подходы к профилактике и коррекции девиантного
поведения
Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.
Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.
Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям. Так, согласно общестатистическиим данным по стране среди молодёжи получили наибольшее распространение:
- пьянство и алкоголизм (в стадии зависимости) – 15-20%;
- наркомания (эпизодическое и регулярное употребление) от 1/4 до 1/3 до 100%;
- сексуальные отклонения – анонимные вопросы показывают 10-15% подростков имеют гомосексуальный опыт;
- бродяжничество – цифры варьируются от 3,2 до 5 млн. детей (по России «уличных» детей, имеющих семью и кров, но живущих на улице – до 2 млн.);
- противоправное поведение - преступное (уголовно наказуемое) – около 50% подростков и молодёжи.
Поэтому основной
задачей решения данной проблемы
девиантного поведения
Г.П. Бочкарёва считает, что есть:
1) семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы к своим детям;
2) семья, где нет эмоциональных контактов между её членами;
3) семья с нездоровой нравственной атмосферой.
А.Е. Личко выделяет четыре неблагополучные ситуации в семье:
1) гиперопёка различных степеней;
2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность;
3) ситуация, создающая «кумира» семьи;
4) ситуация, создающая «золушек» в семье.
Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей:
1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов;
2) конфликтные семьи;
3) нравственно неблагополучные семьи;
4) педагогически некомпетентные семьи.
З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:
1) отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребёнка;
высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;
преувеличение
из эгоистических соображений
4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность воспитания, нахождение в детском доме и т.д.
Важнейшая роль в этом деле социализации и предупреждения развития девиантного поведения должна принадлежать школе.
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Известный отечественный учёный-педагог В. П. Кащенко ещё в 30-х годах разработал классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические.
Педагогические методы:
1. Метод общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, коррекция навязчивых мыслей и действий).
2. Специальные методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера)
3. Метод коррекции через труд.
Психотерапевтические методы:
1. Внушение и самовнушение.
2. Гипноз.
3. Метод убеждения.
4. Психоанализ.
Психокоррекционный комплекс, включающий в себя четыре основных блока.
1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать и что-то изменить в своей жизни.
Коррекционный
блок. Цель: гармонизация и оптимизация
развития клиента, переход от отрицательной
фазы развития к положительной, овладение
определёнными способами
Блок оценки
эффективности коррекционных
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребёнка с отклонениями в поведении. Она направлена как на изменение познавательных способностей (особенно в младшем возрасте), так и его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качество, а так же на развитие его интересов и склонностей. Следует отметить, что учебная деятельность в подростковый период остаётся ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.
А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:
- метод разрушения отрицательного типа характера
- метод перестройки мотивационной сферы и самосознания:
а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;
б) переориентировки самосознания;
в) переубеждения;
г) прогнозирования отрицательного поведения;
- метод перестройки жизненного опыта:
а) предписания;
б) ограничения;
в) переучивания;
г) переключения;
д) регламентации образа жизни;
- метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:
а) поощрения и наказания;
б) соревнования;
в) положительной перспективы.
Заключение
Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.
Подростки наиболее
чувствительны к социальным и
психологическим стрессам. Именно в
этом возрасте наблюдается резкий рост
конфликтных, недисциплинированных, не
умеющих владеть собой
Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем.
Следует вовремя выявлять какие-либо нарушения в развитии ребенка и заниматься коррекцией его поведения. Чем раньше будет обнаружена проблема, тем проще ее будет устранить.
Отношения взаимного
доверия и уважения разрушают
асоциальные установки у