Мотивация девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:44, реферат

Описание

Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.

Содержание

Введение
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Общие представления о девиантном поведении и о его причинах
1.2 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения
1.3 Мотивация агрессивного поведения
1.4 Мотивация эрессивного поведения
1.5 Мотивация преступного (делинквентного) поведения
Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат..doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

Зоофилия (скотоложство, содомия) – Половое влечение к  животным. У подростков и у взрослых носит заместительный характер. Люди с подобной ориентацией могут  вступать в половые акты с любыми домашними животными, даже птицей.

Гомосексуализм  – половое влечение к лицам  своего же пола. Такие наклонности  могут формироваться у подростков и взрослых, которые в силу жизненных  обстоятельств лишены возможности  удовлетворять половые потребности  с лицами противоположного пола. Особенно часто гомосексуальные контакты вступают во время отбывания наказания местах лишения свободы, а так же в прохождения службы в армии. Как правило, у подростков гомосексуализм носит заместительный характер, а у взрослых может приобретать черты стойкой половой ориентации.

Правонарушения

Одной из форм антисоциального поведения, которое  направлено против интересов общества в целом или личных интересов  граждан, является правонарушение.

В юриспруденции  различают правомерное и неправомерное  поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) - такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

На практике преступления классифицируются по следующим  основаниям:

по степени  тяжести: на тяжкие, менее тяжкие и не представляющие большой общественной опасности;

по форме  вины: на умышленные и неосторожные;

по объекту  посягательства целям и мотивам: антигосударственные корыстные  насильственные и др.

по социально-демографическим  и криминологическим основаниям: преступления взрослых и молодежи, преступления несовершеннолетних, первичные, повторные и рецидивная преступность.

Преступление  – это противотравное, виновное наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред. Проступок- это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасность. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и др. отраслями права. Правонарушение в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.

Подросткам  и юношам в возрасте 14-18 лет присуща  как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный детский характер, поскольку совершаются из-за озорства и любопытства, не мотивируемой агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушения можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино и др.). Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания. Особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным молодежным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «Разборки», которые сопровождаются бранью, насилием.

психический мотивация

Глава II. Профилактика и коррекция  девиантного поведения 

2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения 

Глобальные  перемены, происходящие сегодня в  России, ведут к перестройке психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.

Подростки наиболее чувствительны к социальным и  психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.

Проблема девиантного  поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время  очень трудно оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно  сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям. Так, согласно общестатистическиим данным по стране среди молодёжи получили наибольшее распространение:

- пьянство и алкоголизм (в стадии зависимости) – 15-20%;

- наркомания (эпизодическое и регулярное употребление) от 1/4 до 1/3 до 100%;

- сексуальные отклонения – анонимные вопросы показывают 10-15% подростков имеют гомосексуальный опыт;

- бродяжничество – цифры варьируются от 3,2 до 5 млн. детей (по России «уличных» детей, имеющих семью и кров, но живущих на улице – до 2 млн.);

- противоправное поведение - преступное (уголовно наказуемое) – около 50% подростков и молодёжи.

Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция.

Г.П. Бочкарёва  считает, что есть:

1) семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы к своим детям;

2) семья, где нет эмоциональных контактов между её членами;

3) семья с нездоровой нравственной атмосферой.

А.Е. Личко  выделяет четыре неблагополучные ситуации в семье:

1) гиперопёка различных степеней;

2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность;

3) ситуация, создающая «кумира» семьи;

4) ситуация, создающая «золушек» в семье.

Б.Н. Алмазов  выделяет четыре типа неблагополучных  семей:

1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов;

2) конфликтные семьи;

3) нравственно неблагополучные семьи;

4) педагогически некомпетентные семьи.

З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

1) отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребёнка;

высокий уровень  подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;

преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности  ребёнка;

4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

М. Раттер среди  обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность воспитания, нахождение в детском доме и т.д.

Важнейшая роль в этом деле социализации и предупреждения развития девиантного поведения  должна принадлежать школе.

Коррекция девиантного  поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и  процедур, направленных на регуляцию  мотиваций, ценностных ориентаций, установок  и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Известный отечественный  учёный-педагог В. П. Кащенко ещё  в 30-х годах разработал классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические.

Педагогические  методы:

1. Метод общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, коррекция навязчивых мыслей и действий).

2. Специальные методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера)

3. Метод коррекции через труд.

Психотерапевтические  методы:

1. Внушение и самовнушение.

2. Гипноз.

3. Метод убеждения.

4. Психоанализ.

Психокоррекционный  комплекс, включающий в себя четыре основных блока.

1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный  блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать и что-то изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация  развития клиента, переход от отрицательной  фазы развития к положительной, овладение  определёнными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: Измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование  появлению позитивных поведенческих  реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребёнка с отклонениями в поведении. Она направлена как на изменение познавательных способностей (особенно в младшем возрасте), так и его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качество, а так же на развитие его интересов и склонностей. Следует отметить, что учебная деятельность в подростковый период остаётся ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.

А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

- метод разрушения отрицательного типа характера

- метод перестройки мотивационной сферы и самосознания:

а) объективного переосмысления своих достоинств и  недостатков;

б) переориентировки самосознания;

в) переубеждения;

г) прогнозирования  отрицательного поведения;

- метод перестройки жизненного опыта:

а) предписания;

б) ограничения;

в) переучивания;

г) переключения;

д) регламентации  образа жизни;

- метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

а) поощрения  и наказания;

б) соревнования;

в) положительной  перспективы.

 

Заключение 

Глобальные  перемены, происходящие сегодня в  России, ведут к перестройке психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.

Подростки наиболее чувствительны к социальным и  психологическим стрессам. Именно в  этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости  их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.

Проблема девиантного  поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем.

Следует вовремя  выявлять какие-либо нарушения в  развитии ребенка и заниматься коррекцией его поведения. Чем раньше будет обнаружена проблема, тем проще ее будет устранить.

Отношения взаимного  доверия и уважения разрушают  асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

Информация о работе Мотивация девиантного поведения