Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:13, курсовая работа
Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней, вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и философов и приводил их к построению различных умозрительных гипотез. В философии и теологии человек рассматривался как существо, наделенное разумом и свободной волей. Эти качества образуют пропасть отделяющую человека от животного. Человек действует разумно, а так как он обладает свободной волей, излишне объяснять его действия какими-либо внешними причинами. Поведение животных управляется не разумом и волей, а слепыми природными инстинктами.
Из созданных за эти годы, более или менее продуманных и доведенных до определенного уровня завершенных концепций мотивации можно, пожалуй, назвать только теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А. Н. Леонтьевым (1903-1979) и продолженную в работах его учеников и исследователей [28].
К середине XX столетия в психологии мотивации выделились и до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные множество теорий. Каждая из них имеет свои достижения и вместе с тем свои недостатки. Основной недостаток заключается в том, что все эти теории, если их рассматривать в отдельности, в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и выделением всего того положительного, что в них содержится, способна дать нам более или менее полную картину объяснения человеческого поведения. Однако такое объединение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методах исследования, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации человека.
Не смотря на постоянные
усилия по выяснению природы
В отечественной психологии сложилось два понимания потребностей. Одни авторы понимают потребности как объективные состояния живых существ, связанные с недостатком необходимых условий существования; другие рассматривают потребности как субъективные переживания нужды (голод, жажда, интерес и пр.). При этом очевидно, что не все необходимые условия существования и не все переживания нужды можно возвести в ранг потребностей. В работах А.Н.Леонтьева заложена иная методология подхода к пониманию потребностей. Как причина активности живых существ кроется не в их устройстве, а в особых отношениях со средой, так и потребности характеризуют не столько живое существо само по себе, сколько его отношения с миром. Как и природу активности, природу потребностей надо искать в отношениях живого существа к условиям его жизни. Потребности надо понимать не как свойство (атрибут) живого существа, его необходимую характеристику, а как характеристику отношений живого существа со своей средой. “Такие отношения складываются на нескольких уровнях: организм – среда, вид – экологическая ниша, природный субъект – общество, личность – другие личности”[28]. Набор и соотношение потребностей каждого отдельного человека есть продукт истории его жизни, индивидуальных условий воспитания, его онтогенетического развития. Это подтверждает мнение А.Н.Леонтьева о том, что “хозяином” потребностей является человек как личность, и потребности имеют “представительство” на сложных уровнях отношений человека с миром [32].
Традиционно потребности
классифицируются по какому-либо основанию:
биологические – социальные (по
природе), материальные – духовные
(по характеру предмета). В.А.Иванников
общую классификацию
Потребностей, побуждающих человека к действиям, так много, что стоит последовать совету С.Б.Каверина, “избавиться от безмерного и бесконечного расширения перечня потребностей и поставить вопрос о потребностях как об ограниченном и обозримом наборе движущих сил активности личности”.
В онтогенезе потребности изменяются по своему содержанию, строению, динамическим свойствам и другим характеристикам.
П.В.Симонов вмешательство в сферу потребностей представляет в следующем виде: актуальная для человека, но слепая, неопредмеченная потребность; информация, вооружающая эту потребность способами удовлетворения; пробные действия; положительные эмоции; трансформированная, усиленная эмоциями потребность более высокого ранга, способная породить новую и перспективную цель. Путь к потребностям, по мнению П.В.Симонова, все же лежит через сознание субъекта, точнее, через вооружение его средствами удовлетворения естественных органически присущих ему потребностей. Тогда возникает вопрос, какие именно потребности стоит вооружать в первую очередь, обеспечивая тем самым их доминирование в мотивационной структуре личности. Этот вопрос не имеет универсального ответа. Сколь бы ни были значительны успехи теоретических исследований в области педагогической теории, педагогическая практика всегда остается искусством [54].
Некоторые пути развития потребностей наметила Л.И.Божович. Во-первых, это путь расширения потребностей через изменение положения ребенка в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими людьми. Новые требования порождают новые потребности. Во-вторых, считает Л.И.Божович, новые потребности возникают у ребенка в процессе его развития в связи с усвоение им новых форм поведения и деятельности. В-третьих, помимо расширения круга потребностей и появления новых происходит развитие внутри каждой потребности от элементарных ее форм к более сложным, качественно своеобразным. И последний путь это путь развития структуры мотивационной сферы ребенка, т.е. развитие взаимодействующих потребностей и мотивов [7].
Механизм развития потребностей
Л.И.Божович связывает с
Описанный процесс при благоприятных условиях может приобрести форму самодвижения и саморазвития. Полноценное формирование человеческой личности решительным образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут форму самодвижения. Проблема развития потребностей связана с проблемой внутренней стимуляции его активности.
Возможен иной путь развития потребностей. Это путь опосредования потребностей сознанием. Известно, что поведение обычно осуществляется в направлении наиболее сильной потребности. Очевидно, что возможны ситуации, в которых потребность не может быть непосредственно удовлетворена. Такие ситуации диктуют необходимость действовать вопреки непосредственному побуждению человека. В этом случае исход может быть разным. Один из них состоит в том, что человек будет действовать в соответствии с поставленной целью, преодолевая те потребности, которые ему мешают. Сознательно поставленные цели – есть результат опосредования потребностей человека сознанием. Человек, побуждаемый имеющимися у него намерениями может действовать произвольно, направляя свое поведение и деятельность на достижение поставленной цели. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты действий, которые ведут к реализации их мотивов. Процесс образования целей называется целеполаганием. Реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. от умений ставить цели и достигать их. Способности к целеполаганию и умению действовать в соответствии с поставленными целями формируется лишь на определенном пути онтогенетического развития. Содержание процессов постановки целей (их виды, уровни, этапы, качества, проявления) связано с содержанием мотивов. Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать. Одну и ту же цель можно поставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив – почему он к этому стремится.
По вопросу о соотношении мотива и потребности Леонтьев отмечал, что опредмечивание потребности способствует превращению ее в мотив. Он определял мотив как объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности [31].
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Мотивация – единая сложная, многоуровневая система неоднородных психологических факторов, детерминирующих поведение человека. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам изучения. В современной психологии существует ни один десяток психологических концепций мотивации. Не смотря на это в настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы четко основные понятия. Большинство исследователей считают, что мотивация включает в себя потребности, мотивы, интересы, стремления, убеждения, установки, эмоции, цели, ценности, и др. в их сложном переплетении и взаимодействии. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова понимается как стержень личности, к которому “стягиваются” такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, социальные ожидания, притязания, волевые качества и другие социально-психологические качества. Структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся и изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием. Высшим уровнем регуляции является сознательно-волевой.
Ряд исследователей рассматривает
мотивацию как систему
По Асееву понятие мотивации включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, или диспозиции, идеалы и т. д. Все эти мотивационные явления объединяются термином «побуждения».[3]
Мотивация как движущая сила человеческого поведения, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, деятельность и психические процессы
Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет, свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить, те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия [32].
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.
Х.Хекхаузен вводит понятие
о мотиве, как сложной самоподкрепляющейс
Матюхина считает, что направленность деятельности предает именно мотив, а потребность является ее предпосылкой [40].
Мотивация тесным образом связана с эмоциями. Одна из функций эмоций состоит в том, что они ориентируют человека, указывая на значимость окружающих человека явлений, на степень их важности, на их модальность (положительность или отрицательность)[29].
Все психологи при раскрытии понятий мотивы и цели подчеркивали их взаимосвязь. Леонтьев говорил, что цель одного и того же действия может по-разному сознаваться в зависимости от того, в связи с каким именно мотивом она возникает. Отсюда может меняться и смысл действия для личности [28].