Мотивация трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание

Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней, вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и философов и приводил их к построению различных умозрительных гипотез. В философии и теологии человек рассматривался как существо, наделенное разумом и свободной волей. Эти качества образуют пропасть отделяющую человека от животного. Человек действует разумно, а так как он обладает свободной волей, излишне объяснять его действия какими-либо внешними причинами. Поведение животных управляется не разумом и волей, а слепыми природными инстинктами.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 940.50 Кб (Скачать документ)

График 5. Соотношение уровня внешней и внутренней мотивации.

 

2.4 Исследование  структуры учебных мотивов.

 

 Как показывают  психологические исследования (Л.И. Божович, Л.С. Славина, А.Д. Андреева и др.), мотивация учения подростков (12–14 лет) характеризуется устойчивым доминированием мотива самоутверждения. В структуре учебной мотивации учеников шестых классов гимназических, так и классов возрастной нормы явно преобладают широкие социальные мотивы, в частности мотивы самоопределения и самосовершенствования (таблица 3).

 

Таблица 3.

Среднегрупповые ранги  по группам учебных мотивов

                                                           Классы                            Мотивы                        

гимназические

возрастной нормы

6"А"

6"Г"

6"Б"

6"В"

1. Долга и ответственности

7

6

5

7

2. Самоопределения и  самосовершенствования

6

7

1

3

3. Благополучия

1

1

7

1

4. Престижа

5

5

4

2

5. Избегания неприятностей

2

4

6

6

6. Содержания (учебно-познавательный)

4

2

2

5

7. Процесса (учебно-познавательный)

3

3

3

4


 

 

Как свидетельствует анализ данных таблицы 3, иерархии групп учебных мотивов в гимназических классах  и классах возрастной нормы достоверно различаются. В частности, мотив избегания неприятностей, обусловленный страхом наказания и отрицательной оценки учебных успехов со стороны родителей и учителей, гораздо более характерен для учеников гимназических классов. Причем эти школьники в большей степени, нежели учащиеся обычных классов, ориентированы на получение одобрения учителя, положительной отметки (т.е. формальных атрибутов учебной успешности – «учиться – правильно отвечать на вопросы учителя»).

Более чем половина детей (55%), учащихся в гимназических классах характерен профиль, с преимущественной ориентацией на мотивы благополучия и избегания неприятностей. Учебно-познавательные мотивы при этом занимают средние места в иерархии. Эти дети хотят быть успешными учениками, считая успешностью отсутствие «плохих» отметок, замечаний учителя. Им важно выполнять определенный ритуальный минимум действий, демонстрируя собственное «ученичество» для того, чтобы родители их не ругали. Между тем сколько-нибудь выраженного интереса к учебе они не выказывают. Пассивное отрицательное эмоциональное отношение вызывают у них контрольная работа, новый материал, сложное задание, ответ на уроке.

Также для учащихся гимназических классов характерна большая выраженность узколичностных мотивов (благополучия и престижа). Такие дети считают своим долгом радовать родителей успехами в школе, стараются хорошо учиться, чтобы добиться уважения учителей. Эти школьники ориентированы на учебные достижения, им хочется занять определенное место в отношениях с окружающими, заслужить их авторитет. На уроке они чувствуют себя уверенно, спокойно и свободно, при возникновении препятствия они не теряют веры в успех. Однако познавательная деятельность на данном возрастном этапе для них – это скорее средство самоутверждения и достижения успеха (и социального одобрения).

 

 

 

Выводы и  рекомендации

 

В нашем исследовании были достигнуты следующие результаты:

  1. В  результате анализа полученных данных можно сделать вывод, что уровень мотивации в гимназических классах не превышает уровень мотивации учащихся  классов возрастной нормы. Особенно низкий уровень познавательной мотивации в 6 «А» классе, который получил статус гимназического при наборе детей в школу.
  2. При сравнении данных об уровне тревожности (График 2.) можно сделать вывод, что уровень тревожности в гимназических классах гораздо выше, чем в классах возрастной нормы.
  3. Анализ данных по уровню негативного отношения к учебе (График 4.) показал, что наиболее высокий уровень негативных эмоций выявлен в классах с преобладанием высокой мотивации и познавательной активности.
  4. Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что в гимназических классах и классах возрастной нормы количество детей с выраженным доминированием внутренней мотивации примерно одинаково.
  5. Иерархии групп учебных мотивов отличаются. В структуре учебных мотивов учащихся гимназических классов, более выражены мотивы избегания неприятностей и благополучия. Для них характерна ориентация на формальные атрибуты учебной успешности.
  6. Также для учащихся гимназических классов характерна большая выраженность узколичностных мотивов (благополучия и престижа), а познавательная деятельность на данном возрастном этапе для них – это скорее средство самоутверждения, достижения успеха и социального одобрения.

 

На основании сделанных  выводов, можно дать следующие рекомендации:

    1. Необходимо уделять больше внимания мотивационному компоненту учения. Формирование познавательной мотивации надо начинать с изучения, т.е. выявления ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.
    2. Важно донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний  и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют
    3. Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности. Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер. 
      На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности. В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности
    4. Необходимо обеспечивать индивидуальный подход к формированию мотивации “отставших детей”. 
      Эта работа включает следующие направления: 
      – восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживаний успеха, поддержание уверенности в ученике); преодоление “выученной беспомощности” как следствие длительных неудач; 
      – ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого); 
      – укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).
    5. Более эффективным является формирование гимназических классов не при наборе  в школу, а при переходе в среднее звено, когда мотивационная сфера ребенка становится более устойчивой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Успешность учебной  деятельности зависит от многих психологических и педагогических факторов. Важнейшими среди них являются мотивационный и интеллектуальный факторы (В.Н.Мясищев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.К.Маркова, Н.Ф.Талызина). Нет никаких оснований недооценивать влияния уровня интеллектуального развития личности на успешность учебной деятельности. Однако, отдельные экспериментальные исследования заставляют пересмотреть роль и значение учебной мотивации в соотношении мотивационного и интеллектуального факторов. Так, данные, полученные в некоторых психолого-педагогических исследованиях (А.А.Реан, В.А.Якунин, Н.И.Мешков), позволяют говорить, что высокий уровень развития учебной мотивации может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков. В обратном направлении компенсаторный механизм не работает: никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие или низкую учебную мотивацию, и, соответственно не может привести в этом случае к высокой успешности учебной деятельности. Таким образом, фактор мотивации имеет большее значение для успешной учебы, чем фактор интеллекта. Это требует соответствующего мотивационного обеспечения учебного процесса. Особенности обучения в гимназических классах, такие как, большая нагрузка, углубленное изучение предметов и высокий уровень знаний, способствует формированию различных типов учебной мотивации учащихся, связанных как с желанием, так и с необходимостью получать глубокие знания. Знание и учет особенностей учебной мотивации гимназистов позволит учителю реально повысить эффективность учебного процесса и осуществлять личностно-ориентированное обучение в гимназии.

 

 

 

 

 




Информация о работе Мотивация трудовой деятельности