Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:13, курсовая работа
Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней, вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и философов и приводил их к построению различных умозрительных гипотез. В философии и теологии человек рассматривался как существо, наделенное разумом и свободной волей. Эти качества образуют пропасть отделяющую человека от животного. Человек действует разумно, а так как он обладает свободной волей, излишне объяснять его действия какими-либо внешними причинами. Поведение животных управляется не разумом и волей, а слепыми природными инстинктами.
-постановка реалистичных,
но недостаточно трудных целей;
-адекватная самооценка, знание своих сильных и слабых сторон;
-вера в эффективность собственной деятельности;
-получение обратной связи о достижении цели;
-переживание ответственности
за свои действия и их
Мотивация учения определяется не только тем, какие мотивы и потребности учащихся реально вовлечены в учебный процесс, но и теми эмоциональными и рациональными оценочными процессами, которыми буквально пропитан мотивационный процесс. Иначе говоря, психологи все реже и реже оценивают мотивацию учения лишь как простое побуждение, как состояние (желания, интерес, склонность) определенной избирательной направленности учащихся на освоение учебного содержания.
2.1. Описание методик исследования
2.1.1.Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы
Данный метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен Прихожан А. шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002–2003 гг.
Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10–15 мин.
Некоторые из пунктов
опросника сформулированы таким образом, что
оценка «4» отражает высокий уровень познавательной
активности, тревожности или гнева. Другие
сформулированы таким образом, что высокая
оценка выражает отсутствие тревожности
или познавательной активности.
Балльные веса для пунктов шкал, в которых
высокая оценка выражает наличие высокого
уровня эмоции, подсчитываются в соответствии
с тем, как они подчеркнуты на бланке: на
бланке подчеркнуто: 1 2 3 4 вес для подсчета:
1 2 3 4. Для пунктов шкал, в которых высокая
оценка отражает отсутствие эмоции, веса
считаются в обратном порядке: на бланке
подчеркнуто: 1 2 3 4 вес для подсчета: 4 3
2 1.
Такими «обратными» пунктами являются: по шкале познавательной активности: 14, 30, 38; по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33; по шкале гнева подобных пунктов нет; по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.
Для получения балла
по шкале подсчитывается сумма весов
по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная
оценка по каждой шкале — 10 баллов,
максимальная — 40 баллов. Если пропущен
1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю
оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый
ответил, затем умножить это число на 10;
общий балл по шкале будет выражаться
следующим за этим результатом целым числом.
При пропуске двух и более баллов данные
испытуемого не учитываются.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА + МД + (–Т) + (–Г), где
ПА — балл по шкале
познавательной активности;
МД — балл по шкале мотивации достижения;
Т — балл по шкале тревожности;
Г — балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале
от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации
учения:
I уровень (45 — 60 баллов) — продуктивная
мотивация с выраженным преобладанием
познавательной мотивации учения и положительным
эмоциональным отношением к нему;
II уровень (29 — 44 баллов) — продуктивная
мотивация, позитивное отношение к учению,
соответствие социальному нормативу;
III уровень (13 — 28 баллов)— средний уровень
с несколько сниженной познавательной
мотивацией;
IV уровень ((–2) — (+12) баллов) — сниженная
мотивация, переживание «школьной скуки»,
отрицательное эмоциональное отношение
к учению;
V уровень ((–3) — (–60)баллов) — резко отрицательное
отношение к учению
В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные испытуемого по каждой
шкале сравниваются с нормативными значениями.
2.1.2. Методика диагностики
направленности учебной мотивации
Дубовицкая Т.Д.
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся.
Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом: 0–10 баллов – внешняя мотивация; 11–20 баллов – внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы: 0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации; 6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.
2.2. Сравнения уровня мотивации и эмоционального отношения к учебе учеников гимназических классов и классов возрастной нормы.
После обработки методики, необходимо сделать сводную таблицу сырых данных и выявить уровень мотивации каждого ученика (Приложение№). Считаем процентные отношения по каждому уровню мотивации и заносим результаты в таблицу (Таблица №1)
Таблица 1.
Уровень мотивации | |||
Класс |
Высокий |
Средний |
Низкий |
6"а"(гимназический) |
0% |
32% |
68% |
6"г"(гимназический) |
0% |
74% |
26% |
6"б" |
22% |
56% |
22% |
6"в" |
0% |
33% |
67% |
Для наглядности полученные данные можно представить в виде графика (График 1.).
В результате анализа полученных данных можно сделать вывод, что уровень мотивации в гимназических классах не превышает уровень мотивации учащихся классов возрастной нормы. Лучшие показатель уровня мотивации в 6 «Б» классе: 22% учащихся имеют высокий уровень мотивации, 56% - средний и 22% - низкий уровень мотивации. Самые низкие показатели в 6 «В» классе: 0%- высокий уровень, 33% средний и 67% - низкий уровень мотивации. В гимназических классах преобладает средний и низкий уровни мотивации. В 6 «А»: 32% средний уровень, 68%- высокий. В 6 «Г»: 74% - средний и 26% - низкий уровень мотивации.
График 1.Сравнение уровня мотивации.
В результате диагностики эмоционального отношения к учению, для каждого из учеников были получены оценки познавательной активности, тревожности и выраженности негативных эмоциональных переживаний. Сводные данные приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Эмоциональное отношение |
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Показатель |
Класс | |||
Тревожность |
6"а"(гимназический) |
5% |
82% |
14% |
6"г"(гимназический) |
13% |
83% |
4% | |
6"б" |
0% |
56% |
44% | |
6"в" |
8% |
58% |
34% | |
Познавательная активность |
6"а"(гимназический) |
18% |
73% |
9% |
6"г"(гимназический) |
48% |
52% |
4% | |
6"б" |
56% |
44% |
0% | |
6"в" |
0% |
33% |
67% | |
Негативные эмоции |
6"а"(гимназический) |
0% |
32% |
68% |
6"г"(гимназический) |
0% |
74% |
26% | |
6"б" |
22% |
56% |
22% | |
6"в" |
0% |
33% |
67% |
При сравнении данных об уровне тревожности (График 2.) можно сделать вывод, что уровень тревожности в гимназических классах гораздо выше, чем в классах возрастной нормы.
Гимназические классы:
6 «А»: 5 % - высокий уровень, 82% - средний, 14% - низкий;
6 «Г»: 13% - высокий, 83% - средний, 4% - низкий
В классах возрастной нормы преобладает средний и низкий уровень тревожности:
6 «Б»: 0%- высокий, 56% - средний, 44%- низкий уровень тревожности;
6 «В»: 8% - высокий, 58%- средний, 34%- низкий уровень тревожности;
График 2. Сравнение уровня тревожности.
При сравнении данных об уровне познавательной активности (График 3.) можно сделать вывод, что в гимназических классах нет четкого преобладания высокого уровня познавательной активности.
График 3. Сравнение познавательной активности.
Самые лучшие показатели познавательной активности в 6 «Б» классе, здесь больше половины учащихся имеют высокий уровень познавательной активности (56%), а учащихся с низким уровнем не выявлено. В гимназических классах преобладает средний уровень мотивации:
6 «А»: 18 % - высокий уровень, 73% - средний, 9% - низкий;
6 «Г»: 48% - высокий, 52% - средний, 4% - низкий.
В 6 «В» классе больше половины учащихся (67%) имеет низкий уровень познавательной активности, 33% - средний, а учащихся с восоким уровнем познавательной активности не выявлено.
Анализ данных по уровню
негативного отношения к учебе
(График 4.) показал, что наиболее высокий
уровень негативных эмоций выявлен
в классах с преобладанием
высокой мотивации и
График 4. Сравнение уровня негативного эмоционального отношения к учебе.
Большинство учащихся 6 «Г» класса (74%) имеют средний уровень негативного эмоционального отношения к учебе и только у 26% негативные эмоции отсутствуют.
В 6 «Б» классе 22% учащихся имеют высокий уровень негативного эмоционального отношения к учебе, 56% средний и только у 22% учащихся негативные эмоции отсутствуют.
В 6 «А» и 6 «В» у большинства учащихся (68% и 67% соответственно) негативные эмоции отсутствуют.
Исследование направленности
учебной мотивации представлено
в виде графика 5. Анализируя полученные
данные можно сделать вывод, что
в гимназических классах количе