Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:33, реферат
В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны:
побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и
направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается
от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и
состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление,
способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в
основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, ил
1.2. Мотив и мотивация 12
1.3. Мотивы учения младших школьников и их формирование 18
1.3.1. Понятие о мотивах учения и их классификация 18
1.3.2. Широкие социальные мотивы 19
1.3.3. Роль целей в мотивации учения 21
1.3.4. Отметка в мотивации учения младшего школьника 22
1.3.5. Познавательная потребность и мотивы учения. 23
1.3.6. Мотивы, связанные с содержанием учения. 24
1.3.7. Мотивы, связанные с процессом учения 27
Мотивация учения младших школьников
1.2. Мотив и мотивация 12
1.3. Мотивы учения
младших школьников и их
1.3.1. Понятие
о мотивах учения и их
1.3.2. Широкие социальные мотивы 19
1.3.3. Роль целей в мотивации учения 21
1.3.4. Отметка в мотивации учения младшего школьника 22
1.3.5. Познавательная потребность и мотивы учения. 23
1.3.6. Мотивы,
связанные с содержанием
1.3.7. Мотивы,
связанные с процессом учения
1.2. Мотив и мотивация
В поведении человека, есть две
функционально взаимосвязанные
побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и
направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается
от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и
состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление,
способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в
основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или
побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия,
включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях,
стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые
заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью
в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые
используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных
моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия
мотивации и мотива. Рассмотрим их.
Термин «мотивация»
«мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком
смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда
входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и
многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и
поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивационного объяснения
возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и
прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие
события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность
отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных
процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность;
эмоционально-специфическая окрашенность.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не
описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа «почему?»,
«зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и
описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о
мотивации содержащих его поступков.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и
внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и Конечного
пунктов объяснения
выступают психологические
во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом
случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях,
интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся
ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от
человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями.
Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях
как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Известный, немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек
характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию
и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек
в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию
может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально
развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой
ситуации. Извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами
зрения и действовать в ней различными способами.
Сиюминутное, актуальное
как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат
непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает
рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного
воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно
влияют, друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое
поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного
выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивация объясняет
устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение
определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту
поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри
побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно
определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество
диспозиций.
Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие
потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в
определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и
развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у
человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что
требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа,
зависит от уровня их организации, от образа, и условий жизни, от места,
занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше
всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в
определенных биохимических и физических условиях существования. Больше
всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических
органических потребностей, есть еще материальные, духовные, coциальные
(последние представляют собой специфические потребности, связанные с
общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди
отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и
особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих
потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.
Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь
идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е.
совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью
которых данная потребность может быть удовлетворена.
Второе после потребности по
своему мотивационному
цель. Целью называют
тот непосредственно
в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью,
удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого
человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде
своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный
спектакль его жизни, и допустить, что наиболее яркое в данный момент на ней
освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание
зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то
мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается
человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его
деятельности.
Цель является основным объектом внимания, занимает объем
кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в
данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных
эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной
памятью, потребности, вероятно, хранятся, в долговременной памяти.
Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы),
потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы
человека.
Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей
человеческого поведения
рассматриваются также
намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние'
познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с
какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес
к себе может, вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к
себе внимание. Любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой
частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.
Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется
ориентировочно-
организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем
совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой
деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно-
творческие изыскания.
Задача как частный
когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной