Мотивация учения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:33, реферат

Описание

В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны:
побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и
направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается
от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и
состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление,
способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в
основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, ил

Содержание

1.2. Мотив и мотивация 12
1.3. Мотивы учения младших школьников и их формирование 18
1.3.1. Понятие о мотивах учения и их классификация 18
1.3.2. Широкие социальные мотивы 19
1.3.3. Роль целей в мотивации учения 21
1.3.4. Отметка в мотивации учения младшего школьника 22
1.3.5. Познавательная потребность и мотивы учения. 23
1.3.6. Мотивы, связанные с содержанием учения. 24
1.3.7. Мотивы, связанные с процессом учения 27

Работа состоит из  1 файл

Мотивация учения младших школьников.docx

— 44.26 Кб (Скачать документ)

Мотивация учения младших школьников

  1.2. Мотив и  мотивация    12

  1.3. Мотивы учения  младших школьников и их формирование     18

    1.3.1. Понятие  о мотивах учения и их классификация  18

    1.3.2. Широкие  социальные мотивы   19

    1.3.3. Роль  целей в мотивации учения     21

    1.3.4. Отметка  в мотивации учения младшего  школьника      22

    1.3.5. Познавательная  потребность и мотивы учения.  23

    1.3.6. Мотивы, связанные с содержанием учения. 24

    1.3.7. Мотивы, связанные с процессом учения    27 
 
 
 
 

      1.2. Мотив и мотивация 

      В поведении человека, есть две  функционально взаимосвязанные   стороны:

побудительная  и  регуляционная.  Побуждение  обеспечивает   активизацию   и

направленность  поведения, а регуляция отвечает за то, как  оно  складывается

от начала до конца  в конкретной ситуации. Психические  процессы,  явления  и

состояния: ощущения, восприятие, память,  воображение,  внимание,  мышление,

способности,  темперамент,  характер,   эмоции  -  все  это  обеспечивает  в

основном,  регуляцию поведения.  Что же  касается  его   стимуляции,   или

побуждения, то оно  связано с понятиями мотива  и  мотивации.  Эти,  понятия,

включают в себя представление о потребностях, интересах, целях,  намерениях,

стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах,  которые

заставляют его  вести себя определенным образом, об управлении  деятельностью

в процессе ее осуществления  и о многом другом. Среди всех  понятий,  которые

используются  в  психологии  для  обеспечения  и  объяснения   побудительных

моментов в поведении  человека, самыми  общими,  основными  являются  понятия

мотивации и мотива. Рассмотрим их.

      Термин «мотивация» представляет  более  широкое  понятие,  чем  термин

«мотив». Слово  «мотивация» используется в современной  психологии  в  двояком

смысле: как обозначающее систему факторов,  детерминирующих  поведение  (сюда

входят, в частности, потребности,  мотивы,  цели,  намерения,  стремления  и

многое  другое)  и  как  характеристика  процесса,  который  стимулирует   и

поддерживает поведенческую  активность на определенном уровне.

      Мотивационного объяснения требуют   следующие  стороны  поведения:  его

возникновение,    продолжительность,    устойчивость,    направленность    и

прекращение после  достижения поставленной  цели,  преднастройка  на  будущие

события,  повышение  эффективности,  разумность  или  смысловая  целостность

отдельно взятого  поведенческого акта. Кроме того, на  уровне  познавательных

процессов    мотивационному   объяснению   подлежат   их    избирательность;

эмоционально-специфическая  окрашенность.

      Представление о мотивации   возникает  при  попытке   объяснения,  а  не

описания  поведения.  Это  -  поиски  ответов  на  вопросы  типа  «почему?»,

«зачем?», «для какой  цели?», «ради чего?»,  «какой  смысл?».  Обнаружение  и

описание причин устойчивых изменений поведения  и  есть  ответ  на  вопрос  о

мотивации содержащих его поступков.

      Любая форма поведения может быть  объяснена  как  внутренними,  так  и

внешними причинами.  В  первом  случае  в  качестве  исходного  и Конечного

пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения,  а

во втором - внешние  условия и  обстоятельства  его  деятельности.  В  первом

случае  говорят о мотивах,  потребностях,  целях,  намерениях,   желаниях,

интересах и т. п., а во  втором  -  о  стимулах,  исходящих  из  сложившейся

ситуации. Иногда все психологические факторы, которые  как  бы  изнутри,  от

человека  определяют  его  поведение;  называют  личностными   диспозициями.

Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной  и  ситуационной  мотивациях

как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

      Известный, немецкий психолог  К.  Левин  показал,  что   каждый  человек

характерным для  него образом воспринимает и оценивает  одну и ту же  ситуацию

и у разных людей  эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же  человек

в зависимости  от того, в каком состоянии он находится, ту же самую  ситуацию

может воспринимать по-разному. Это особенно характерно  для  интеллектуально

развитых  людей,  имеющих  большой  жизненный  опыт  и  способных  из  любой

ситуации. Извлечь  для себя много полезного, видеть  ее  под  разными  углами

зрения и действовать  в ней различными способами.

      Сиюминутное, актуальное поведение  человека  следует  рассматривать   не

как реакцию на определенные внутренние или внешние  стимулы, а как  результат

непрерывного взаимодействия его диспозиций  с  ситуацией.  Это  предполагает

рассмотрение мотивации  как  циклического  процесса  непрерывного  взаимного

воздействия и  преобразования, в котором субъект  действия и ситуация  взаимно

влияют, друг на друга, и  результатом  этого  является  реально  наблюдаемое

поведение. Мотивация  в  данном  случае  мыслится  как  процесс  непрерывного

выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих  альтернатив.

      Мотивация объясняет целенаправленность  действия,  организованность  и

устойчивость   целостной   деятельности,   направленной,    на    достижение

определенной цели.

      Мотив в отличие от мотивации  - это то, что принадлежит самому  субъекту

поведения,   является   его   устойчивым   личностным   свойством,   изнутри

побуждающим  к совершению  определенных  действий.   Мотив,   также   можно

определить как  понятие, которое в  обобщенном  виде  представляет  множество

диспозиций.

      Из  всех  возможных  диспозиций  наиболее  важной   является   понятие

потребности.  Ею  называют  состояние  нужды  человека   или   животного   в

определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и

развития. Потребность  как состояние личности всегда  связана  с  наличием  у

человека чувства  неудовлетворенности,  связанного  с  дефицитом  того,  что

требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

      Количество и качество  потребностей,  которые  имеют  живые   существа,

зависит от уровня их организации, от образа,  и  условий  жизни,  от  места,

занимаемого соответствующим организмом  на  эволюционной  лестнице.  Меньше

всего потребностей у растений, которые  имеют  нужду  в  основном  только  в

определенных  биохимических  и  физических  условиях  существования.  Больше

всего разнообразных  потребностей у человека, у  которого,  кроме  физических

органических  потребностей,  есть  еще  материальные,  духовные,  coциальные

(последние   представляют  собой  специфические   потребности,   связанные   с

общением  и  взаимодействием  людей  друг  с  другом).  Как  личности   люди

отличаются друг от  друга  разнообразием  имеющихся  у  них  потребностей  и

особым сочетанием этих потребностей.  Основные  характеристики  человеческих

потребностей –  сила, периодичность возникновения  и  способ  удовлетворения.

Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда  речь

идет  о  личности,  является  предметное  содержание  потребности,   т.   е.

совокупность тех  объектов  материальной  и  духовной  культуры,  с  помощью

которых данная потребность может быть удовлетворена.

      Второе после потребности по  своему мотивационному значению  понятие  —

цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на  который

в  данный   момент   направлено   действие,   связанное   с   деятельностью,

удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого

человеком в сложной  мотивационной динамике его поведения  представить в  виде

своеобразной арены, на  которой  разворачивается  красочный  и многогранный

спектакль его  жизни, и допустить, что наиболее яркое в данный момент на  ней

освещено то место, которое должно приковывать к себе  наибольшее  внимание

зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть  то

мотивационно-побудительное  содержание  сознания,   которое   воспринимается

человеком  как  непосредственный  и  ближайший   ожидаемый   результат   его

деятельности.

      Цель   является   основным   объектом   внимания,    занимает    объем

кратковременной и оперативной памяти;  с  ней  связаны  разворачивающийся  в

данный момент времени мыслительный  процесс  и  большая  часть  всевозможных

эмоциональных переживаний. В отличие от цели,  связанной  с  кратковременной

памятью, потребности, вероятно, хранятся, в долговременной памяти.

      Рассмотренные   мотивационные   образования:   диспозиции    (мотивы),

потребности и  цели - являются основными  составляющими  мотивационной  сферы

человека.

      Кроме  мотивов,  потребностей   и   целей   в   качестве   побудителей

человеческого поведения  рассматриваются также интересы,  задачи,  желания  и

намерения.    Интересом    называют    особое    мотивационное    состояние'

познавательного характера, которое,  как  правило,  напрямую  не  связано  с

какой-либо одной, актуальной в данный момент времени  потребностью.  Интерес

к себе может, вызвать  любое неожиданное событие, непроизвольно  привлекшее  к

себе  внимание.  Любой  новый  появившийся  в  поле  зрения  предмет,  любой

частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

      Интересу соответствует особый  вид  деятельности,  которая   называется

ориентировочно-исследовательской. Чем выше на  эволюционной  лестнице  стоит

организм, тем больше времени занимает у него данный вид  деятельности  и  тем

совершеннее  ее  методы  и   средства.   Высший   уровень   развития   такой

деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно-

творческие изыскания.

      Задача как частный ситуационно-мотивационный  фактор  возникает  тогда,

когда в ходе выполнения действия, направленного на  достижение  определенной

Информация о работе Мотивация учения младших школьников