Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:33, реферат
В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны:
побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и
направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается
от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и
состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление,
способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в
основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, ил
1.2. Мотив и мотивация 12
1.3. Мотивы учения младших школьников и их формирование 18
1.3.1. Понятие о мотивах учения и их классификация 18
1.3.2. Широкие социальные мотивы 19
1.3.3. Роль целей в мотивации учения 21
1.3.4. Отметка в мотивации учения младшего школьника 22
1.3.5. Познавательная потребность и мотивы учения. 23
1.3.6. Мотивы, связанные с содержанием учения. 24
1.3.7. Мотивы, связанные с процессом учения 27
цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть,
чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе
выполнения самых различных действий и поэтому так же нecпeцифичнa для
потребностей, как и интерес.
Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто
сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие
изменяющимся условиям выполнения действия.
Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему
мотивационных факторов,
участвуют в мотивации
ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше
ответственны за стиль, а не за направленность, поведения.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и
бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие
поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические
проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления
о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей,
чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они
кажутся.
1.3. Мотивы учения младших
1.3.1. Понятие о мотивах учения
и их классификация
В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для
ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы
найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том,
чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы не огорчать учителя или
порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель
остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется
вместе с изменением мотива.
Мотивы оказывают влияние на
характер учебной
ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой
отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его
лишено радости и удовлетворения.
А. Н. Леонтьев различает мотивы понимаемые и мотивы реально
действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не
побуждать его заниматься учебной деятельностью. Понимаемые мотивы в ряде
случаев становятся мотивами реально действующими[1].
Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т. е. в момент
деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда
они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т. е. учащийся
может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не
хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание
или нежелание действовать является, по А. Н. Леонтьеву, показателем
положительной или отрицательной мотивации.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним
мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются,
дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не
все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них —
ведущие, другие — второстепенные.
Все мотивы могут быть
порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с
содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний: другие мотивы
лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами
учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо
окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и
узколичными; мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой,
заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и
престижные мотивы (выделиться среди товарищей, запять определенное
положение в классе).
Какое же место занимают эти группы, мотивов в мотивации учения младших
школьников? Исследования мотивов учения младших школьников показали, что
мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и
содержанием, не занимают ведущего места. По данным исследований Л. И.
Божович и ее сотрудников, у первоклассников эти мотивы занимают третье
место, а у третьеклассников
даже пятое место.
1.3.2. Широкие социальные мотивы
«В системе мотивов, - пишет Л. И. Божович, - побуждающих учебную
деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают настолько
большое место, что способны определить положительное отношение детей к
деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного
интереса»[2].
Мотивы долга и
хотя реально этот мотив проявляется в добросовестном выполнении заданий
учителя, в стремлении выполнять все его требования.
Многие младшие школьники проявляют очень низкий уровень личной
ответственности, они склонны винить в своих неудачах, ошибках не себя, а
других людей, товарищей, близких.
Ответственное отношение
понимание социальной ценности учения, понимание, что образование - это
не просто личное достояние, но прежде всего достояние страны, что получение
образования имеет государственное значение (младшие школьники редко
указывают на этот мотив)
понимание ученического долга перед обществом, родителями, коллективом
(как мы уже говорили выше, младшие школьники плохо осознают мотивы,
связанные с долгом, очень редко дети указывают на эти мотивы в словесных
высказываниях).
Однако одного понимания
Ответственное отношение предполагает высокий уровень самоконтроля и
самооценки. В связи с этим очень важно формировать умения организовать свою
учебную деятельность, планировать ее, контролировать выполнение: не
отвлекаться на уроке, доводить начатое дело до конца, самостоятельно
выполнять задания, проявлять старательность и аккуратность при выполнении
учебных заданий, активность на уроке и при подготовке к уроку; критически
оценивать свое отношение к учению, свое поведение: относить свои ошибки и
неудачи не за счет других людей, обстоятельств, а за счет своих личных
особенностей.
Ответственное отношение к учению проявляется в умении школьника
сознательно подчинять свои действия более важным целям и задачам, т. е.
проявлять соподчинение
мотивов.
1.3.3. Роль целей в мотивации
учения
Младшие школьники уже могут
в какой-то мере управлять
на основе сознательно принятого намерения. Роль таких намерений особенно
ярко проявляется в том случае, когда нет интереса, а материал трудный.
Намерение выступает как мотив,
бы, однако, неверным думать, что намерение складывается само собой. Для
того чтобы возникло намерение, необходимы мотивированная постановка цели
учителем и принятие этой цели учеником. В практике мы сталкиваемся с тем,
что постановка цели учителем еще не обеспечивает принятие цели учеником, а
значит, и создание намерения.
Чтобы цель стала намерением, необходимо участие учащихся не только в
постановке цели, но и в анализе, обсуждении условий ее достижения
(повторить задание, вдуматься в содержание, наметить план выполнения).
Важнейший вопрос учебной деятельности - управление целями учебной
деятельности. Цель должна быть ясной и четкой, что усиливает мотивацию.
Цель должна быть строго очерченной по объему.
Кроме того, цель имеет разную побудительную силу в зависимости от
того, насколько велик объем намеченной работы. Если он слишком велик, то
деятельность снова начинает развертываться так, как если бы цели не было,
т. е. для младших школьников побудительная сила цели обратно
пропорциональна
объему неинтересной работы.
1.3.4. Отметка в мотивации учения
младшего школьника
Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все
дети первого и второго классов хорошо понимают объективную роль отметки.
Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь
немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или
огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но
большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения
мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или
решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство
детей выбирают задачу на отметку.
Отметка выражает и оценку
знаний учащегося, и
нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради
сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник
может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок,
склонен к переоценке своих результатов. По данным Ш. А. Амонашвили, 78%
детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят
домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие
отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам,
постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к
получаемым отметкам.