Мотивация учения у средних подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 07:59, курсовая работа

Описание

Цель: исследование мотивов учебной деятельности учащихся 5-6 классов

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Глава. …………………………………………………………………………….....
1.1 Мотивация учения ……………………………………………………………...5
1.1.3. Виды мотивов учения………………………………………………………..6
1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения подростков…………………………………………………………………………..9
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста………………..17
2 Глава. Мотивация учения у средних подростков………………………………...
2.1. организация исследования……………………………………………………20
2.2. анализ полученных данных…………………………………………………..21
заключение…………………………………………………………………………23
список литературы………………………………………………………………...24
приложение………………………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

мотивация учения у средних подростков.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «АмГПГУ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

1 Глава. …………………………………………………………………………….....

1.1 Мотивация  учения ……………………………………………………………...5

1.1.3. Виды мотивов учения………………………………………………………..6

1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения подростков…………………………………………………………………………..9

1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста………………..17

2 Глава. Мотивация учения у средних подростков………………………………...

2.1. организация  исследования……………………………………………………20

2.2. анализ  полученных данных…………………………………………………..21

заключение…………………………………………………………………………23

список  литературы………………………………………………………………...24

приложение………………………………………………………………………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Мотивация является ведущим фактором регуляции  активности личности, ее поведения  и деятельности и представляет исключительный интерес для педагогов и родителей. По существу, никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей невозможно без учета его мотивации.

   В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной  деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида действий к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем к контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных способов решения. В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств.

   Однако  в средних классах у учащихся наблюдается снижение мотивации учения. Многие подростки теряют интерес к учебе.

   Принимая  во внимание все выше сказанное, следует отметить, что тема нашей курсовой работы кажется нам актуальной.

   Цель: исследование мотивов учебной деятельности учащихся 5-6 классов

   Объект: младшие подростки

   Предмет: мотивация учения

   Гипотеза: у детей младшего подросткового возраста преобладает внешне организованная мотивация

   Задачи:

  • рассмотреть теоретический подход к проблеме мотивация учения в                      

      младшем подростковом возрасте

  • дать психологическую характеристику детей младшего подросткового

      возраста

  • провести исследование мотивации учения у учащихся 5-6 классов
  • опираясь на полученный опыт и знания, проанализировать результаты и

      сделать выводы

   Методы: анкетирование

   Практическая  значимость исследования: Для организации эффективной воспитательной работы по развитию мотивации учителю очень важно представить себе общие тенденции возрастного развития школьника: знать, с какими мотивами приходит ребенок в школу, какая мотивация может и должна складываться у ученика к концу начальной школы, чтобы она готовила учащегося к решению задач средней школы; учитывать, какая мотивация может и должна сложиться у учащихся к концу средней школы, чтобы выпускник был готов к постановке и решению профессиональных и социальных задач.

   Характеристика  выборки: 5 и 6 классы по 23 и 22 человека соответственно

   База  исследования: массовая общеобразовательная школа № 32

   Структура: данная курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1 Глава

   1.1. Мотивация учения 

   Мотивация (или мотивационная сфера) включает в себя много разных побуждений. Прежде чем приступать к анализу мотивационной сферы, остановимся на том, что такое процесс учения.

   Учение  целесообразно рассматривать как  активную деятельность школьников по усвоению знаний, способов их самостоятельного приобретения.

   Что же представляет собой учение как  деятельность? В отечественной психологии есть разные подходы к этому пониманию. Изложим понимание целостной учебной деятельности как оно представлено в работах В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина.

   Прежде  чем начать учение, школьник должен усвоить (понять, принять для себя, самостоятельно поставить) учебную задачу. Полноценное учение невозможно, далее, без активных учебных действий - способов, приемов учебной работы (например, сравнить разные стороны изучаемого предмета, выделить в них отдельные признаки, перестроить их и преобразовать, построить схемы, модели). Осуществление активного учения требует также от ученика умений проверить себя, оценить, т. е. выполнения действий самоконтроля и самооценки. Таким образом, целостная учебная деятельность обязательно включает в себя все эти компоненты - учебную задачу, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. В психологической литературе детально описаны особенности каждого из этих компонентов учебной деятельности.

   Рассмотрим  несколько примеров соотношения  учения и его мотивации. Один и тот же ученик учится по-разному по различным учебным предметам, ибо у него к этим предметам неодинаковый интерес, вследствие этого он не полностью реализует возможности своей учебной деятельности. Например, школьник не любит биологию и, хотя обладает соответствующими приемами умственной работы, не прибегает к ним, учится хуже, чем мог бы. Один и тот же ученик может обнаруживать зрелые формы мотивации на одном учебном предмете и пассивность, безразличие на другом. Здесь наблюдается различие в учебной деятельности из-за несовпадения мотивации к разным учебным предметам. Педагогическая работа в этих случаях должна состоять в восстановлении интереса к "нелюбимому" предмету, в данном случае к биологии. 
Одно и то же поведение ученика в ходе учения может побуждаться разными
мотивами и, значит, иметь разную значимость для школьника. Например, ученик может решать одну и ту же задачу и даже одним способом, но в одном случае он это делает, чтобы получить хорошую отметку учителя и одобрение родителей, в другом - заслужить авторитет у сверстников, в третьем случае его интересует содержание самого предмета, в четвертом он видит путь от изучения этого предмета к будущей профессии, в пятом действует сочетание нескольких побуждений. Во всех этих случаях действие одно и то же (значит, и цель везде одна и та же), а мотивы разные. Отношение мотива и цели и образует смысл учения для ребенка (А. Н. Леонтьев.).  

   1.1.2. Виды мотивов учения  

   Мотив учения - это направленность ученика  на различные стороны учебной  деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других - отношения с другими людьми в ходе учения. Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

   1) познавательные мотивы, связанные  с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

   2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

   Эти группы мотивов описаны в психологической  литературе. 
Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп: 1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;

   2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляцию учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

   3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого "мотива достижения", который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

   Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей 
школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и 
инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть "на уровне века", запросов времени и т. д.

Информация о работе Мотивация учения у средних подростков