Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 07:59, курсовая работа
Цель: исследование мотивов учебной деятельности учащихся 5-6 классов
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Глава. …………………………………………………………………………….....
1.1 Мотивация учения ……………………………………………………………...5
1.1.3. Виды мотивов учения………………………………………………………..6
1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения подростков…………………………………………………………………………..9
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста………………..17
2 Глава. Мотивация учения у средних подростков………………………………...
2.1. организация исследования……………………………………………………20
2.2. анализ полученных данных…………………………………………………..21
заключение…………………………………………………………………………23
список литературы………………………………………………………………...24
приложение………………………………………………………………………...25
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
агентство по образованию ГОУВПО
«АмГПГУ»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Глава.
…………………………………………………………………………….
1.1 Мотивация учения ……………………………………………………………...5
1.1.3. Виды мотивов учения………………………………………………………..6
1.1.4. Возрастные
и индивидуальные особенности мотивации
учения подростков……………………………………………………
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста………………..17
2 Глава. Мотивация учения у средних подростков………………………………...
2.1. организация
исследования………………………………………………
2.2. анализ
полученных данных…………………………………
заключение……………………………………………………
список
литературы……………………………………………………
приложение……………………………………………………
Введение
Мотивация
является ведущим фактором регуляции
активности личности, ее поведения
и деятельности и представляет исключительный
интерес для педагогов и
В
среднем школьном возрасте происходит
овладение общим строением
Однако в средних классах у учащихся наблюдается снижение мотивации учения. Многие подростки теряют интерес к учебе.
Принимая во внимание все выше сказанное, следует отметить, что тема нашей курсовой работы кажется нам актуальной.
Цель: исследование мотивов учебной деятельности учащихся 5-6 классов
Объект: младшие подростки
Предмет: мотивация учения
Гипотеза: у детей младшего подросткового возраста преобладает внешне организованная мотивация
Задачи:
младшем подростковом возрасте
возраста
сделать выводы
Методы: анкетирование
Практическая значимость исследования: Для организации эффективной воспитательной работы по развитию мотивации учителю очень важно представить себе общие тенденции возрастного развития школьника: знать, с какими мотивами приходит ребенок в школу, какая мотивация может и должна складываться у ученика к концу начальной школы, чтобы она готовила учащегося к решению задач средней школы; учитывать, какая мотивация может и должна сложиться у учащихся к концу средней школы, чтобы выпускник был готов к постановке и решению профессиональных и социальных задач.
Характеристика выборки: 5 и 6 классы по 23 и 22 человека соответственно
База исследования: массовая общеобразовательная школа № 32
Структура:
данная курсовая работа состоит из введения,
2 глав, заключения, списка литературы,
приложения.
1 Глава
1.1.
Мотивация учения
Мотивация (или мотивационная сфера) включает в себя много разных побуждений. Прежде чем приступать к анализу мотивационной сферы, остановимся на том, что такое процесс учения.
Учение
целесообразно рассматривать
Что же представляет собой учение как деятельность? В отечественной психологии есть разные подходы к этому пониманию. Изложим понимание целостной учебной деятельности как оно представлено в работах В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина.
Прежде чем начать учение, школьник должен усвоить (понять, принять для себя, самостоятельно поставить) учебную задачу. Полноценное учение невозможно, далее, без активных учебных действий - способов, приемов учебной работы (например, сравнить разные стороны изучаемого предмета, выделить в них отдельные признаки, перестроить их и преобразовать, построить схемы, модели). Осуществление активного учения требует также от ученика умений проверить себя, оценить, т. е. выполнения действий самоконтроля и самооценки. Таким образом, целостная учебная деятельность обязательно включает в себя все эти компоненты - учебную задачу, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. В психологической литературе детально описаны особенности каждого из этих компонентов учебной деятельности.
Рассмотрим
несколько примеров соотношения
учения и его мотивации. Один и тот же
ученик учится по-разному по различным
учебным предметам, ибо у него
к этим предметам неодинаковый интерес,
вследствие этого он не полностью реализует
возможности своей учебной деятельности.
Например, школьник не
любит биологию и, хотя обладает соответствующими
приемами умственной
работы, не прибегает к ним, учится хуже,
чем мог бы. Один и тот же ученик может
обнаруживать зрелые формы мотивации
на одном учебном предмете и пассивность,
безразличие на другом. Здесь наблюдается
различие в учебной деятельности
из-за несовпадения мотивации к разным
учебным предметам. Педагогическая
работа в этих случаях должна состоять
в восстановлении
интереса к "нелюбимому" предмету,
в данном случае к биологии.
Одно и то же поведение ученика в ходе
учения может побуждаться разными мотивами
и, значит, иметь разную значимость для
школьника. Например, ученик может
решать одну и ту же задачу
и даже одним способом, но в одном случае
он это
делает, чтобы получить хорошую отметку
учителя и одобрение родителей, в другом
- заслужить авторитет у сверстников, в
третьем случае его интересует содержание
самого предмета, в четвертом он видит
путь от изучения этого предмета
к будущей профессии, в пятом действует
сочетание нескольких побуждений.
Во всех этих случаях действие одно и то
же (значит, и цель везде одна
и та же), а мотивы разные. Отношение мотива
и цели и образует смысл учения
для ребенка (А. Н. Леонтьев.).
1.1.2.
Виды мотивов учения
Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других - отношения с другими людьми в ходе учения. Соответственно принято различать две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Эти
группы мотивов описаны в
Первая большая группа мотивов может быть
разбита на несколько подгрупп: 1) широкие
познавательные мотивы, состоящие в ориентации
школьников на овладение новыми знаниями.
Они также различаются по уровням. Эти
уровни определяются глубиной интереса
к знаниям. Это может быть интерес к новым
занимательным фактам, явлениям, либо
интерес к существенным свойствам явлений,
к первым дедуктивным выводам, либо интерес
к закономерностям в учебном материале,
к теоретическим принципам, к ключевым
идеям и т. д.;
2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляцию учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
3)
мотивы самообразования,
Все
эти познавательные мотивы обеспечивают
преодоление трудностей
школьников в учебной работе, вызывают
познавательную активность и
инициативу, ложатся в основу стремления
человека быть компетентным, желания быть
"на уровне века", запросов времени
и т. д.