Мотивация учения у средних подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 07:59, курсовая работа

Описание

Цель: исследование мотивов учебной деятельности учащихся 5-6 классов

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Глава. …………………………………………………………………………….....
1.1 Мотивация учения ……………………………………………………………...5
1.1.3. Виды мотивов учения………………………………………………………..6
1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения подростков…………………………………………………………………………..9
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста………………..17
2 Глава. Мотивация учения у средних подростков………………………………...
2.1. организация исследования……………………………………………………20
2.2. анализ полученных данных…………………………………………………..21
заключение…………………………………………………………………………23
список литературы………………………………………………………………...24
приложение………………………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

мотивация учения у средних подростков.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

   Процесс развития самосознания, характерный  для подросткового возраста, 
захватывает и собственно мотивационную сферу. Подросток вплотную подходит к задаче осознания своей мотивации. Причем вначале осознание своих мотивов и целей осуществляется через их сопоставление с мотивами и целями своих товарищей, поэтому так плодотворны коллективные и групповые формы работы в этом возрасте. Подросток соотносит, пока не всегда осознанно, свою мотивацию, мотивацию сверстников, а все это, вместе взятое, с образцами, идеалами, принятыми в нашем обществе. А. Н. Леонтьёв отмечал, что в подростковом возрасте становится реальной задача на сопоставление мотивов, решение школьниками задач на "смыслы": "Что для меня всего важнее?", "Что всего важнее для другого?", "Что для меня самое главное, что менее важное (учеба, спорт, музыка и т. д.)?", "Почему я делаю это так, а не иначе?". 
Осознание подростком соподчинения, сравнительной значимости их мотивов 
означает, что в этом возрасте складывается осознанная система, иерархия 
мотивов. К концу подросткового возраста может наблюдаться устойчивое 
доминирование какого-либо мотива. Подросток, как правило, осознает, что им 
движет несколько мотивов, умеет их назвать.

   Динамика  мотивов учения в подростковом возрасте заключается в большей 
их избирательности, локализации, а также во все большей связи их с практической деятельностью.

   Познавательные  интересы в среднем школьном возрасте становятся более избирательными, устойчивыми. В одном случае эта избирательность  носит неясный, аморфный характер, интересы изменчивы и ситуативны - эти интересы были названы аморфными. Во втором случае направленность интересов распространяется на широкий круг учебных предметов 
и учебную деятельность в целом - эти интересы были названы широкими. И 
наконец, в ряде случаев заинтересованность учащихся может быть 
сосредоточенной, локализованной в одной узкой области, иметь доминирующие линии. Такие интересы были названы стержневыми. Установлено, что аморфные интересы представлены у значительного числа школьников (30-40%) и их доля не уменьшается вплоть до VIII класса. Ученики с аморфными интересами отдают предпочтение репродуктивной деятельности по образцу, на основе сложившихся привычек. Иногда картина аморфных интересов подростков к школьным занятиям сочетается с побочными внешкольными познавательными интересами. Широкие 
познавательные интересы в подростковом возрасте характерны примерно для четвертой части учащихся. Этот интерес вызывает у подростков стремление к решению поисковых задач и нередко выводит ученика за пределы школьной программы. В структуре личности подростка широкий познавательный интерес - ценное образование, однако при отсутствии необходимых педагогических влияний он может составлять основу поверхностного отношения подростка к учению. Стержневые познавательные интересы характерны для 1/5–1/3 части каждой возрастной группы. Следует иметь в виду, что при планомерном формировании мотивации эта картина может измениться: увеличится число стержневых интересов, сократится число аморфных и т. д.

   Такова качественная картина развития мотивов в подростковом возрасте. 
Количественная их динамика состоит в том, что в начале средней школы интерес к учению повышается за счет появления новых учебных предметов, разных учителей, а затем к VI-VII классам вновь снижается.

   Снижение  интереса к учению в средней школе  связано с описанными выше 
психологическими особенностями подростка. В средней школе одной из важных причин снижения мотивации является недостаточный учет учителем социальных мотивов подростков, когда подростку не раскрывается связь учения с социально-значимыми видами деятельности (трудом, самообразованием и др.), когда в ходе учения не реализуются специфические для подростка стремления к взрослости, к самостоятельности, к взаимодействиям со сверстниками в ходе учебной работы. К сожалению, недостаточная развитость учебно-познавательных мотивов порой продолжает сохраняться как причина отсутствия интереса к учению у подростков. Это бывает в тех случаях, когда к концу обучения в начальной школе учебно-познавательные мотивы не закладываются и угасание мотивации в средней школе идет по тем же закономерностям, что и в начальной школе: мотивы "позиции школьника" удовлетворены, а на смену им не сложились более зрелые мотивационные установки к учению.
 

   1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста  

   В подростковом возрасте происходит ряд  психологических перемен, таких, как  новые социальные потребности, отказ  от увлечений и стремлений детства.

   То, что вчера привлекало, сегодня  становится неинтересным. Потеряв прежние интересы, и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи со средой, с окружающими людьми и может ощущать себя очень одиноким.

   Переходный  период требует повышенной затраты  ресурсов организма. В сочетании  со сменой интересов это может привести к снижению учебной успеваемости. У младших подростков закономерно появляется повышенная утомляемость, но сами они её не замечают. Младшим подросткам в отличие от старших - свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму.

   Примерно  в 11-12 лет возникает интерес к  своему внутреннему миру, а затем  происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток  открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные  с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Впервые, именно в подростковом возрасте у ребят появляется настоящий интерес к своей личности, подросток чрезвычайно занят самим собой, своими замыслами, своей внешностью, подростку важно, как он выглядит в глазах окружающих. Он становится, особенно чувствителен даже к добродушным и невинным замечаниям о своей внешности. Быстрый рост конечностей приводит к временной угловатости, неуклюжести движений. Подростки могут страдать от пониженной самооценки (феномен "гадкого утенка", придавать чрезмерное значение недостаткам своей внешности, становиться застенчивыми, домоседами), своими переживаниями (главным каждый подросток приходит к полному отрицанию родителей, но с детским преклонением перед ними расстается практически любой из них. В отношении к окружающим, начинает часто сказываться какое-то нарочитое неуважение, запальчивая небрежность, заносчивость, нередко переходящая в форму навязчивого желания поучать других людей. Подросток преисполнен особой веры в то, что ему удастся то, что не удавалось другим.

   У подростка по мере его созревания исчезает детская простота отношений, взаимная доверчивость.

   Наш выдающийся педагог В.А Сухомлинский обобщил главные черты подростка :

   1) непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой;

   2) подросток хочет быть хорошим,  стремится к идеалу. Но он не  любит, когда его прямолинейно  воспитывают. Его раздражают словесные назидания. Подростки, чётко улавливают, воспитательную фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное;

   3) подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтичное. При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё не знает, как этого можно добиться;

   4) у подростка выражено противоречие  между богатством желаний и  ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Прежде чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их в деятельности - это ещё и поиск себя. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность, но он не терпит снисходительных советов и часто поступает наперекор им;

   5) в подростке сочетаются грубые  выходки, а также и романтическая  восторженность. Восхищение красотой  и ироническое отношение к ней. Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и поэтому он прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Конечно, не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать.

   Чувство взрослости становится центральным  новообразованием младшего подросткового возраста. Подросток обладает сильными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к отделении от взрослых, освобождение от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях – неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о ”подростковых реакциях ”.

   Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга, иногда “запойные” – характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым, удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие.

   В подростковом возрасте не только бурно  увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот  период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник – это своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания и установки, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя.

   Проанализировав литературные материалы можно сделать  следующие выводы: ведущей деятельность подросткового возраста является общение, оно оказывает влияние на все  сферы деятельности подростка; именно в этом возрасте у детей появляется интерес к собственной личности; в подростковом возрасте много интересов и увлечений, однако, как правило, они носят поверхностный, стихийный характер; в подростковом возрасте проявляется большая тяга к самостоятельности, отделении от взрослых.  

   2 Глава

   2.1. Организация исследования

   Основная  цель исследования: провести анализ мотивации учения у детей младшего подросткового возраста.

   Объект  исследования: младшие подростки

   Предмет исследования: мотивация учения детей 5-6 классов

   Гипотеза: у детей младшего подросткового  возраста преобладает внешне организованная мотивация

   В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования решались следующие задачи:

  1. выявить тип мотивации учения детей младшего подросткового возраста;
  2. проанализировать особенности мотивации учения детей младшего подросткового возраста.

   Методом исследования было выбрано анкетирование, т. к. позволяет охватить большое  количество участников.

   Экспериментальной базой исследования явилась средняя  общеобразовательная школа № 32 г. Комсомольска-на-Амуре. Контингент испытуемых: ученики 5 и 6 классов в количестве 45 человек (из них 23 человека – 5 класс; 22 человека – 6 класс).

Исследование  проводилось методом письменного  опроса (с применением анкеты). Этот метод позволяет охватить большее  количество школьников. Для изучения мотивации школьников младшего подросткового  возраста нами использовалась методика на выявление мотивации учения (см. приложение). Методика представляет собой анкету, вопросы которой составлены на определение трех мотивов учения: внутренних, внешних отрицательных и внешних положительных. На выявление внутренних мотивов направлены вопросы под номерами 3, 4, 8; на выявление внешних положительных – 1, 5, 9; на выявление внешних отрицательных под номерами 2, 6, 7.

Инструкция. Детям были розданы анкеты с вариантами ответов. «Дети, сегодня вам предстоит  ответить на очень важный вопрос. Для чего вы учитесь? Зачем вы ходите в школу? У каждого из вас есть литок с вариантами ответов. Вам нужно выбрать только три из них и обвести их кружочками». После того, как учащиеся ответили, анкеты были собраны. А школьников поблагодарили за участие.

2.2. Анализ результатов исследования

Для обработки  результатов исследования была использована форма, приведенная в Приложении 2. Были получены следующие данные:

Таблица 1. Мотивация учения в распределении  по видам мотивов 

класс   Виды  мотивов
Внешние положительные  Внешние отрицательные Внутренние
5 класс Кол-во ответов 22 18 23
  % к итогу 31,88 26,09 33,33
6 класс Кол-во ответов 22 13 25
  % к итогу 33,33 19,7 37,88
Итого:    
5 класс 63    
91,3 %    
6 класс 60    
90,91 %    

Информация о работе Мотивация учения у средних подростков