Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 07:59, курсовая работа
Цель: исследование мотивов учебной деятельности учащихся 5-6 классов
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Глава. …………………………………………………………………………….....
1.1 Мотивация учения ……………………………………………………………...5
1.1.3. Виды мотивов учения………………………………………………………..6
1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения подростков…………………………………………………………………………..9
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста………………..17
2 Глава. Мотивация учения у средних подростков………………………………...
2.1. организация исследования……………………………………………………20
2.2. анализ полученных данных…………………………………………………..21
заключение…………………………………………………………………………23
список литературы………………………………………………………………...24
приложение………………………………………………………………………...25
Процесс
развития самосознания, характерный
для подросткового возраста,
захватывает и собственно мотивационную
сферу. Подросток вплотную подходит к
задаче осознания своей мотивации. Причем
вначале осознание своих мотивов и целей
осуществляется через их сопоставление
с мотивами и целями своих товарищей, поэтому
так плодотворны коллективные и групповые
формы работы в этом возрасте. Подросток
соотносит, пока не всегда осознанно, свою
мотивацию, мотивацию сверстников, а все
это, вместе взятое, с образцами, идеалами,
принятыми в нашем обществе. А. Н. Леонтьёв
отмечал, что в подростковом возрасте
становится реальной задача на сопоставление
мотивов, решение школьниками задач на
"смыслы": "Что для меня всего важнее?",
"Что всего важнее для другого?", "Что
для меня самое главное, что менее важное
(учеба, спорт, музыка и т. д.)?", "Почему
я делаю это так, а не иначе?".
Осознание подростком соподчинения, сравнительной
значимости их мотивов
означает, что в этом возрасте складывается
осознанная система, иерархия
мотивов. К концу подросткового возраста
может наблюдаться устойчивое
доминирование какого-либо мотива. Подросток,
как правило, осознает, что им
движет несколько мотивов, умеет их назвать.
Динамика
мотивов учения в подростковом возрасте
заключается в большей
их избирательности, локализации, а также
во все большей связи их с практической
деятельностью.
Познавательные
интересы в среднем школьном возрасте
становятся более избирательными, устойчивыми.
В одном случае эта избирательность
носит неясный, аморфный характер, интересы
изменчивы и ситуативны - эти интересы
были названы аморфными. Во втором случае
направленность интересов распространяется
на широкий круг учебных предметов
и учебную деятельность в целом - эти интересы
были названы широкими. И
наконец, в ряде случаев заинтересованность
учащихся может быть
сосредоточенной, локализованной в одной
узкой области, иметь доминирующие линии.
Такие интересы были названы стержневыми.
Установлено, что аморфные интересы представлены
у значительного числа школьников (30-40%)
и их доля не уменьшается вплоть до VIII
класса. Ученики с аморфными интересами
отдают предпочтение репродуктивной деятельности
по образцу, на основе сложившихся привычек.
Иногда картина аморфных интересов подростков
к школьным занятиям сочетается с побочными
внешкольными познавательными интересами.
Широкие
познавательные интересы в подростковом
возрасте характерны примерно для четвертой
части учащихся. Этот интерес вызывает
у подростков стремление к решению поисковых
задач и нередко выводит ученика за пределы
школьной программы. В структуре личности
подростка широкий познавательный интерес
- ценное образование, однако при отсутствии
необходимых педагогических влияний он
может составлять основу поверхностного
отношения подростка к учению. Стержневые
познавательные интересы характерны для
1/5–1/3 части каждой возрастной группы.
Следует иметь в виду, что при планомерном
формировании мотивации эта картина может
измениться: увеличится число стержневых
интересов, сократится число аморфных
и т. д.
Такова
качественная картина развития мотивов
в подростковом возрасте.
Количественная их динамика состоит в
том, что в начале средней школы интерес
к учению повышается за счет появления
новых учебных предметов, разных учителей,
а затем к VI-VII классам вновь снижается.
Снижение
интереса к учению в средней школе
связано с описанными выше
психологическими особенностями подростка.
В средней школе одной из важных причин
снижения мотивации является недостаточный
учет учителем социальных мотивов подростков,
когда подростку не раскрывается связь
учения с социально-значимыми видами деятельности
(трудом, самообразованием и др.), когда
в ходе учения не реализуются специфические
для подростка стремления к взрослости,
к самостоятельности, к взаимодействиям
со сверстниками в ходе учебной работы.
К сожалению, недостаточная развитость
учебно-познавательных мотивов порой
продолжает сохраняться как причина отсутствия
интереса к учению у подростков. Это бывает
в тех случаях, когда к концу обучения
в начальной школе учебно-познавательные
мотивы не закладываются и угасание мотивации
в средней школе идет по тем же закономерностям,
что и в начальной школе: мотивы "позиции
школьника" удовлетворены, а на смену
им не сложились более зрелые мотивационные
установки к учению.
1.2.
Психологическая характеристика
подросткового возраста
В подростковом возрасте происходит ряд психологических перемен, таких, как новые социальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства.
То, что вчера привлекало, сегодня становится неинтересным. Потеряв прежние интересы, и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи со средой, с окружающими людьми и может ощущать себя очень одиноким.
Переходный период требует повышенной затраты ресурсов организма. В сочетании со сменой интересов это может привести к снижению учебной успеваемости. У младших подростков закономерно появляется повышенная утомляемость, но сами они её не замечают. Младшим подросткам в отличие от старших - свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму.
Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Впервые, именно в подростковом возрасте у ребят появляется настоящий интерес к своей личности, подросток чрезвычайно занят самим собой, своими замыслами, своей внешностью, подростку важно, как он выглядит в глазах окружающих. Он становится, особенно чувствителен даже к добродушным и невинным замечаниям о своей внешности. Быстрый рост конечностей приводит к временной угловатости, неуклюжести движений. Подростки могут страдать от пониженной самооценки (феномен "гадкого утенка", придавать чрезмерное значение недостаткам своей внешности, становиться застенчивыми, домоседами), своими переживаниями (главным каждый подросток приходит к полному отрицанию родителей, но с детским преклонением перед ними расстается практически любой из них. В отношении к окружающим, начинает часто сказываться какое-то нарочитое неуважение, запальчивая небрежность, заносчивость, нередко переходящая в форму навязчивого желания поучать других людей. Подросток преисполнен особой веры в то, что ему удастся то, что не удавалось другим.
У подростка по мере его созревания исчезает детская простота отношений, взаимная доверчивость.
Наш
выдающийся педагог В.А Сухомлинский
обобщил главные черты
1) непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой;
2)
подросток хочет быть хорошим,
стремится к идеалу. Но он не
любит, когда его прямолинейно
воспитывают. Его раздражают
3)
подростку хочется быть
4)
у подростка выражено
5)
в подростке сочетаются грубые
выходки, а также и
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Подросток обладает сильными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к отделении от взрослых, освобождение от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях – неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о ”подростковых реакциях ”.
Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга, иногда “запойные” – характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым, удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие.
В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник – это своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания и установки, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя.
Проанализировав
литературные материалы можно сделать
следующие выводы: ведущей деятельность
подросткового возраста является общение,
оно оказывает влияние на все
сферы деятельности подростка; именно
в этом возрасте у детей появляется интерес
к собственной личности; в подростковом
возрасте много интересов и увлечений,
однако, как правило, они носят поверхностный,
стихийный характер; в подростковом возрасте
проявляется большая тяга к самостоятельности,
отделении от взрослых.
2 Глава
2.1. Организация исследования
Основная цель исследования: провести анализ мотивации учения у детей младшего подросткового возраста.
Объект исследования: младшие подростки
Предмет исследования: мотивация учения детей 5-6 классов
Гипотеза: у детей младшего подросткового возраста преобладает внешне организованная мотивация
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования решались следующие задачи:
Методом исследования было выбрано анкетирование, т. к. позволяет охватить большое количество участников.
Экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа № 32 г. Комсомольска-на-Амуре. Контингент испытуемых: ученики 5 и 6 классов в количестве 45 человек (из них 23 человека – 5 класс; 22 человека – 6 класс).
Исследование
проводилось методом
Инструкция. Детям были розданы анкеты с вариантами ответов. «Дети, сегодня вам предстоит ответить на очень важный вопрос. Для чего вы учитесь? Зачем вы ходите в школу? У каждого из вас есть литок с вариантами ответов. Вам нужно выбрать только три из них и обвести их кружочками». После того, как учащиеся ответили, анкеты были собраны. А школьников поблагодарили за участие.
2.2. Анализ результатов исследования
Для обработки результатов исследования была использована форма, приведенная в Приложении 2. Были получены следующие данные:
Таблица 1. Мотивация учения в распределении по видам мотивов
класс | Виды мотивов | |||
Внешние положительные | Внешние отрицательные | Внутренние | ||
5 класс | Кол-во ответов | 22 | 18 | 23 |
% к итогу | 31,88 | 26,09 | 33,33 | |
6 класс | Кол-во ответов | 22 | 13 | 25 |
% к итогу | 33,33 | 19,7 | 37,88 | |
Итого: | ||||
5 класс | 63 | |||
91,3 % | ||||
6 класс | 60 | |||
90,91 % |