Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:31, контрольная работа
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты.
Теоретическое мышление
- мышление на основе теоретических
рассуждений и умозаключений. Практическое
мышление - мышление на основе суждений
и умозаключений, основанных на решении
практических задач.
Теоретическое мышление
- это познание законов и правил.
Основная задача практического мышления
- разработка средств практического преобразования
действительности: постановка цели, создание
плана, проекта, схемы.
3. По степени развернутости различают мышление: дискурсивное; интуитивное.
Дискурсивное (аналитическое)
мышление - мышление, опосредованное логикой
рассуждений, а не восприятия. Аналитическое
мышление развернуто во времени, имеет
четко выраженные этапы, представлено
в сознании самого мыслящего человека.
Интуитивное мышление - мышление на
основе непосредственных чувственных
восприятий и непосредственного
отражения воздействий
4. По степени новизны
и оригинальности различают
Репродуктивное мышление
- мышление на основе образов и представлений,
почерпнутых из каких-то определенных
источников. Продуктивное мышление - мышление
на основе творческого воображения.
5. По средствам мышления различают мышление: вербальное; наглядное.
Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.
Вербальное мышление
- мышление, оперирующее отвлеченными
знаковыми структурами.
Установлено, что
для полноценной мыслительной работы
одним людям необходимо видеть или
представлять предметы, другие предпочитают
оперировать отвлеченными знаковыми
структурами.
6. По функциям различают мышление: критическое; творческое.
Критическое мышление
направлено на выявление недостатков
в суждениях других людей. Творческое
мышление связано с открытием
принципиально нового знания, с генерацией
собственных оригинальных идей, а
не с оцениванием чужих мыслей.
Индивидуально-психологические
особенности мышления
Мышлению конкретного
человека присущи индивидуальные особенности.
Эти особенности у различных
людей проявляются, прежде всего, в
том, что у них по-разному
При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.
Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.
Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Темп развития мыслительных
процессов - минимальное число упражнений,
необходимых для обобщения
Экономичность мышления
- число логических ходов (рассуждений),
посредством которых
Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.
Глубина мышления - умение
вникать в сущность, вскрывать
причины явлений, предвидеть последствия;
проявляется в степени
Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.
Все указанные качества
индивидуальны, изменяются с возрастом,
поддаются коррекции. Эти индивидуальные
особенности мышления необходимо специально
учитывать, чтобы правильно оценить
умственные способности и знания.
4. Мышление как
процесс решения задач
Содержание основных
этапов развернутого мыслительного
процесса
Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс.
Иначе говоря, по ходу
решения задачи человек выявляет
все новые и новые, до того неизвестные
ему условия и требования задачи,
которые причинно обусловливают дальнейшее
протекание мышления. Следовательно, детерминация
мышления не дана изначально как нечто
абсолютно готовое и уже законченное,
она именно образуется, постепенно формируется
и развивается ходе решения задачи, т.е.
выступает в виде процесса.
В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз: первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации; на втором - происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу; на третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта); на четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения задач; пятый этап представляет собой реализацию гипотезы; шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.
С позиции теории
функциональных систем Петра Кузьмича
Анохина (1898-1974) основные этапы мыслительного
процесса могут быть сопоставлены с
этапами структуры
Возникают новые
замыслы, идеи, и возможно, привлекаются
иные способы доказательств.
Типы мыслительных
действий и их содержание
Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач: ориентировочные действия; исполнительные действия; нахождение ответа.
Ориентировочные действия
начинаются с анализа условий, на
основе которого возникает главный
элемент мыслительного процесса
- гипотеза. Она возникает на основе
полученной информации, анализа условий
и способствует дальнейшему поиску,
направляет движение мысли, в итоге
переходит в план решения.
Исполнительные действия
сводятся в основном к выбору приемов
решения задачи.
Нахождение ответа
состоит в сверке решения с
исходными условиями задачи. Если
в результате сличения результат
согласуется с исходными
Операции мышления
Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как: анализ; сравнение; абстрагирование; синтез; обобщение; классификация и; категоризация.
Анализ - это мыслительная
операция расчленения сложного объекта
на составляющие его части. Анализ -
это выделение в объекте тех
или иных его сторон, элементов, свойств,
связей, отношений и т.д.; это расчленение
познаваемого объекта на различные
компоненты. Например, школьник на занятиях
кружка юных техников, пытаясь понять
способ действия какого-либо механизма
или машины, прежде всего, выделяет
различные элементы, детали этого
механизма и разбирает его
на отдельные части. Так - в простейшем
случае он анализирует, расчленяет познаваемый
объект.
Синтез - это мыслительная
операция, позволяющая в едином аналитико-
синтетическом процессе мышления переходить
от частей к целому. В отличие от анализа
синтез предполагает объединение элементов
в единое целое. Анализ и синтез обычно
выступают в единстве. Они неразрывны,
не могут существовать друг без друга:
анализ, как правило, осуществляется одновременно
с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез
всегда взаимосвязаны.
Неразрывное единство
между анализом и синтезом отчетливо
выступает в таком
Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: общие как сходные признаки и; общие как существенные признаки.
Путем нахождения сходных,
одинаковых или общих свойств
и признаков вещей субъект
обнаруживает тождество и различие
между вещами. Эти сходные, похожие
признаки затем абстрагируются (выделяются,
отделяются) из совокупности других свойств
и обозначаются словом, затем они
становятся содержанием соответствующих
представлений человека об определенной
совокупности предметов или явлений.
Абстрагирование - мыслительная
операция, основанная на отвлечении от
несущественных признаков предметов,
явлений и выделении в них
основного, главного.
Абстракция - отвлеченное
понятие, образуемое в результате мысленного
отвлечения от несущественных сторон,
свойств предметов и отношений между ними
с целью выявления существенных признаков.
Выделение (абстрагирование)
общих свойств разных уровней
позволяет человеку установить родовидовые
отношения в некотором
Классификация - систематизация
соподчиненных понятий какой-
Следует отличать классификацию
от категоризации. Категоризация - операция
отнесения единичного объекта, события,
переживания к некоторому классу,
в качестве которого могут выступать
вербальные и невербальные значения,
символы и т.п.
Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.
Проблемы для обсуждения:
1. Сущность мышления
как процесса решения задач.
2. Содержание основных
этапов развернутого
3. Основные типы
мыслительных действий, характерных
для процесса решения задач
и их содержание.
4. Основные операции
мышления и их сущность.