Мышление — процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:31, контрольная работа

Описание

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты.

Работа состоит из  1 файл

Кон.раб.по психологии.docx

— 40.27 Кб (Скачать документ)

Понятие – это  отражение в сознании человека общих  и существенных свойств предмета или явления. 

Понятие – форма  мышления, которая отображает единичное  и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает  и как форма мышления, и как  особое мыслительное действие. 

Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными  и абстрактными, теоретическими и  эмпирическими 

Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов  или явлений, носящих одно и то же название. 

Единичное понятие  – это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные  понятия представляют собой совокупность знаний о каком – либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. 

Конкретное понятие  – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать. 

Абстрактное понятие  – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать. 

Теоретическое понятие  – это понятие, специфическим  содержанием которого выступает  объективная связь всеобщего  и единичного (целостного и отличного). 

Эмпирическое понятие  фиксирует одинаковые предметы в  каждом отдельном классе предметов  на основе сравнения. 

Понятия формируются  в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий  в процессе жизни и деятельности. 

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой  утверждаются или отрицаются связи  между предметами и явлениями  действительности. 

Суждения образуются двумя способами: 

непосредственно, когда  в них выражают то, что воспринимается; 

опосредованно –  путем умозаключений или рассуждений. 

Суждения могут  быть истинными или ложными, общими, частными и единичными. 

Истинное суждение – это объективно верное суждение. 

Ложное суждение – суждение, не соответствующее  реальности. 

Общее суждение –  утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса. 

Частное суждение –  утверждение или отрицание, относящееся  не ко всем, а лишь к некоторым  предметам. 

Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету. 

Умозаключение –  форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения  индуктивные, дедуктивные, по аналогии. 

Дедуктивное умозаключение  – это умозаключение, в котором  рассуждение осуществляется от общих  фактов к единичному выводу. 

Индуктивное умозаключение  – умозаключение, в котором рассуждение  идет от единичных фактов к общему выводу. 

Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в  котором вывод делается на основании  частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. 

Виды мышления 

Выделяют различные  виды мышления. 

Наглядно-действенное  мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно –  действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и  познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. 

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся  опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями  расширяет сферу действия практического  мышления. 

Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств  и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. 

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с  понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые  взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает  мир образных представлений и  практических действий. 

Теоретическое мышление направлено на решение теоретических  задач, опосредованно связанных  с практикой. 

Практическое мышление направлено на решение теоретических  задач, возникающих в ходе практической деятельности. 

Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного  принципа, закономерности. 

Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей  и условий его получения. 

Репродуктивное, или  шаблонное, мышление – это воспроизводящее  мышление. 

Продуктивное, или  творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы. 

Индивидуальные особенности  и 

Качества мышления 

Глубина. Проявляется  в степени проникновения в  сущность явления, процесса. 

Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую  проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности. 

Гибкость. Проявляется  в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет  условиям, которые обнаруживаются в  ходе решения задачи. 

Критичность. Отражает способность человека правильно  оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности. 

Быстрота. Проявляется  в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать  их в условиях дефицита времени 

Список литературы 

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с. 

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с. 

Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с. 

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с. 

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с. 

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с. 

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с. 

8. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология:  Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург:  Деловая книга, 2005. 368 с. 

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://referat.ru 
 
 

Информация о работе Мышление — процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений