Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:31, контрольная работа
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты.
Понятие – это
отражение в сознании человека общих
и существенных свойств предмета или
явления.
Понятие – форма
мышления, которая отображает единичное
и особенное, являющееся одновременно
и всеобщим. Понятие выступает
и как форма мышления, и как
особое мыслительное действие.
Понятия могут быть
всеобщими и единичными, конкретными
и абстрактными, теоретическими и
эмпирическими
Общее понятие охватывает
целый класс однородных предметов
или явлений, носящих одно и то
же название.
Единичное понятие
– это понятие, в котором отражены
присущие только отдельному предмету
или явлению признаки. Единичные
понятия представляют собой совокупность
знаний о каком – либо одном предмете,
однако при этом отражают свойства, которые
могут быть охвачены другим, более общим
понятием.
Конкретное понятие
– понятие, которое легко
Абстрактное понятие
– понятие, которое трудно идентифицировать,
представить, классифицировать.
Теоретическое понятие
– это понятие, специфическим
содержанием которого выступает
объективная связь всеобщего
и единичного (целостного и отличного).
Эмпирическое понятие
фиксирует одинаковые предметы в
каждом отдельном классе предметов
на основе сравнения.
Понятия формируются
в общественно-историческом опыте.
Человек усваивает систему
Суждение – основная
форма мышления, в процессе которой
утверждаются или отрицаются связи
между предметами и явлениями
действительности.
Суждения образуются
двумя способами:
непосредственно, когда
в них выражают то, что воспринимается;
опосредованно –
путем умозаключений или
Суждения могут
быть истинными или ложными, общими,
частными и единичными.
Истинное суждение
– это объективно верное суждение.
Ложное суждение
– суждение, не соответствующее
реальности.
Общее суждение –
утверждение чего-либо (или отрицание)
относительно всех предметов данной
группы, данного класса.
Частное суждение –
утверждение или отрицание, относящееся
не ко всем, а лишь к некоторым
предметам.
Единичное суждение
– утверждение или отрицание,
относящееся только к одному предмету.
Умозаключение –
форма мышления, при которой на
основе нескольких суждений делается
определенный вывод. Различают умозаключения
индуктивные, дедуктивные, по аналогии.
Дедуктивное умозаключение
– это умозаключение, в котором
рассуждение осуществляется от общих
фактов к единичному выводу.
Индуктивное умозаключение
– умозаключение, в котором рассуждение
идет от единичных фактов к общему
выводу.
Умозаключение по аналогии
– это такое умозаключение, в
котором вывод делается на основании
частичного сходства между явлениями,
без достаточного исследования всех
условий.
Виды мышления
Выделяют различные
виды мышления.
Наглядно-действенное
мышление – элементарный вид мышления,
возникающий в практической деятельности
и являющийся основой для формирования
более сложных видов мышления.
Основная характеристика наглядно –
действенного мышления определяется возможностью
наблюдать реальные объекты и
познавать отношения между ними
в реальном преобразовании ситуации.
Наглядно-образное мышление
– вид мышления, характеризующийся
опорой на представления и образы.
Овладение наглядно-образными
Абстрактно-логическое
мышление – вид мышления, основанный
на выделении существенных свойств
и связей предмета и отвлечении от
других, несущественных.
Словесно-логическое
мышление – вид мышления, осуществляемый
при помощи логических операций с
понятиями. При словесно-логическом
мышлении оперируя логическими понятиями,
субъект может познавать
Теоретическое мышление
направлено на решение теоретических
задач, опосредованно связанных
с практикой.
Практическое мышление
направлено на решение теоретических
задач, возникающих в ходе практической
деятельности.
Дискурсивное мышление
совершается путем логических умозаключений,
приводящих к пониманию основного
принципа, закономерности.
Интуитивное мышление
осуществляется как непосредственное
«схватывание» ситуации, нахождение
решения без осознания путей
и условий его получения.
Репродуктивное, или
шаблонное, мышление – это воспроизводящее
мышление.
Продуктивное, или
творческое, мышление – это мышление,
вырабатывающее новую стратегию, оригинальный
путь решения проблемы.
Индивидуальные особенности
и
Качества мышления
Глубина. Проявляется
в степени проникновения в
сущность явления, процесса.
Самостоятельность.
Выражается в умении увидеть новую
проблему, поставить новый вопрос
и затем решить задачи своими силами.
Творческий характер мышления наиболее
ярко выражается в его самостоятельности.
Гибкость. Проявляется
в умении изменять намеченный план
действий, если он не удовлетворяет
условиям, которые обнаруживаются в
ходе решения задачи.
Критичность. Отражает
способность человека правильно
оценить как объективные
Быстрота. Проявляется
в способности находить правильные,
обоснованные решения и реализовывать
их в условиях дефицита времени
Список литературы
Гамезо М.В., Домашенко
И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод.
Пособие к курсу «Психология человека»:
- М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.
Зеер Э.Ф. Психология
профессионального образования: Учеб.
пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал.
гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.
Зеер Э.Ф. Психология
профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург,
Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. –
244 с.
Климов Е.А. Психология
профессионального
Немов Р.С. Психология:
Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.
В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии
– 688 с.
Немов Р.С. Психология:
Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.
В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования
– 496 с.
Петровский А.В., Ярошевский
М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат.
Центр «Академия», 2000. –512 с.
8. Глуханюк Н.С., Семенова
С.Л., Печеркина А.А. Общая психология:
Учебное пособие для вузов. М.: Академический
проект; Екатеринбург: Деловая книга,
2005. 368 с.
Для подготовки данной
работы были использованы материалы
с сайта http://referat.ru