Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:31, контрольная работа
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты.
5. Интеллект
Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые обеспечивают
"включение" человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций.
Эти интеллектуальные способности человека, прежде всего, связаны с такими его характеристиками как:
"умственное развитие" и;
"интеллект".
Под умственным развитием
понимается совокупность как знаний, умений,
так и умственных действий, сформировавшихся
в процессе приобретения этих умений и
знаний. Наиболее общей характеристикой
уровня умственного развития является
подготовленность функционирования мышления
в пределах возрастного социально- психологического
норматива (СПН). То есть уровень умственного
развития должен отражать наиболее типичные,
общие, характерные для данного социума
особенности мыслительной деятельности,
касающиеся как объема и качества знаний
и умений, так и запаса определенных умственных
действий.
Достигнутый человеком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Интеллект (или общая умственная способность)
- не сумма знаний
и умственных операций, а то, что
способствует их успешному
Практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины ХХ века. Стало даже довольно привычным употреблять показатель по тесту
Стэнфорда-Бине IQ в качестве
"обобщенного" символа интеллекта
и уровня умственного развития. Коэффициент
интеллектуальности (IQ) - количественный
показатель, указывающий на общий уровень
развития мышления индивида по сравнению
с выборкой, на которой проходила стандартизация
интеллектуального теста.
6. Воображение
Как субъект действия
человек не только созерцает и
познает, но и изменяет мир, преобразует
природу, создает предметы, которых
в ней нет. Но человек не смог бы
всего этого совершать, если бы не
представлял себе ясно результата своих
действий. Чтобы преобразовать мир на
практике, надо уметь преобразовывать
его мысленно, в представлении. Такое умение
в мыслях строить новые образы называется
воображением. Процесс воображения проявляется
в создании человеком чего-то нового -
новых образов и мыслей, на основе которых
возникают новые действия и предметы.
Это создание того, что еще не существовало
актуально.
Воображение - психический
процесс создания образов предмета
или ситуации путем перестройки
имеющихся представлений. Это часть
сознания личности, один из познавательных
процессов. В нем своеобразно
и неповторимо отражается внешний
мир, оно позволяет программировать
не только будущее поведение, но и
представлять возможные условия, в
коих это поведение будет
Воображение выражается
в: построении образа средств и конечного
результата предметной деятельности субъекта;
создании программы поведения, когда
проблемная ситуация неопределенна; продуцировании
образов, кои не программируют, а
заменяют деятельность; создании образов,
соответствующих описанию объекта.
Воображение присуще
только человеку. Оно порождено трудовой
деятельностью и развивается
на ее основе. Специфика воображения
состоит в переработке прошлого
опыта. В этом отношении оно неразрывно
связано с процессом памяти. Оно
преобразует то, что есть в памяти.
Воображение тесно
Важнейшее значение
воображения - в том, что оно позволяет
представить результат труда
до его начала, тем самым, ориентируя
человека в процессе деятельности.
7. Понятие о языке
и речи
В процессе мышления человек использует различного рода средства: практические действия; образы и представления; модели; схемы; символы; знаки; язык.
Опора на эти культурные
средства, орудия познания характеризует
такую особенность мышления, как
его опосредствованность. Наиболее
важным средством опосредования мышления
является речь и язык. Человеческое мышление
- это речевое мышление, т.е. неразрывно
связаное с речью. Его становление происходит
в процессе общения людей друг с другом.
Формирование человеческого мышления
в онтогенезе возможно лишь в совместной
деятельности взрослого и ребенка.
В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания
(лингвистики), то
речь является психологическим
процессом формирования и
Речь без усвоения
языка невозможна, в то время как
язык может существовать и развиваться
относительно независимо от человека,
по законам, не связанным ни с его
психологией, ни с его поведением.
Выделяются следующие признаки языка: исторически сложившееся средство общения; развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением; отражает психологию народа; система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.
Выделяются следующие признаки речи: выражает психологические особенности отдельно взятого человека; наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.
Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта.
Функции речи
Речь выполняет определенные функции: воздействия; сообщения; выражения; обозначения.
Функция воздействия
заключается в способности
Функция сообщения
состоит в обмене информацией (мыслями)
между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения
заключается в том, что, с одной
стороны, благодаря речи человек
может полнее передавать свои чувства,
переживания, отношения, и, с другой
стороны, выразительность речи, ее эмоциональность
значительно расширяет
Функция обозначения
состоит в способности человека
посредством речи давать предметам
и явлениям окружающей действительности
присущие только им названия.
8.Заключение
Мышление является
высшим познавательным процессом. Оно
представляет собой форму творческого
отражения человеком
Отличие мышления от
остальных психологических
В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида.
Мыслительный акт
субъекта исходит из тех или иных
мотивов. Начальным моментом мыслительного
процесса обычно является проблемная
ситуация, т.е. ситуация, для которой
нет готовых средств решения.
Мыслить человек начинает, когда
у него появляется потребность что-то
понять. Мышление обычно начинается с
проблемы или вопроса, с удивления
или недоумения, с противоречия.
Мышление.
Общая характеристика
мышления
Мышление – это
социально обусловленный, неразрывно
связанный с речью психический
процесс поисков и открытия существенно
нового, опосредованного и обобщенного
отражения действительности в ходе ее
анализа и синтеза. Мышление возникает
на основе практической деятельности
из чувственного познания и выходит далеко
за его пределы.).
Основные функции
мышления
Установление всеобщих
взаимосвязей.
Понимание сущности
конкретного явления как
Обобщение свойств
однородной группы явлений и т.д.
Мыслительные операции
В психологии выделяют
следующие операции мышления: анализ,
синтез, обобщение, сравнение, классификацию
(систематизацию), абстрагирование, конкретизацию.
С помощью этих операции мышления осуществляется
проникновение в глубь той или иной стоящей
перед человеком проблемы, рассматриваются
свойства составляющих эту проблему элементов,
находится решение задачи.
Анализ – это
мыслительная операция расчленения
сложного объекта на составляющие его
части. Анализ – это выделение
в объекте тех или иных его
сторон, элементов, связей отношений
и т.п. С помощью анализа
Синтез – это
мыслительная операция, позволяющая
в едином аналитико-синтетическом
процессе мышления переходить от частей
к целому. Анализ и синтез обычно
выступают в единстве. Они неразрывны,
не могут существовать друг без друга:
анализ, как правило, осуществляется
одновременно с синтезом, и наоборот.
Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
Сравнение – мыслительная
операция, раскрывающая тождество и
различие явлений и их свойств, позволяющая
произвести классификацию явлений
и их обобщение.
Обобщение – мыслительная
операция, позволяющая мысленно объединить
предметы и явления по их общим
и существенным признакам. Обобщение
может осуществляться в двух уровнях.
Первый, элементарный уровень –
соединение сходных предметов по
внешним признакам (генерализация).
Но большую познавательную ценность
представляет собой обобщение второго,
более высокого уровня, когда в
группе предметов и явлений выделяются
существенные общие признаки
Абстрагирование –
мыслительная операция отражения отдельных
существенных в каком-то отношении
свойств явлений.
В процессе абстрагирования
человек как бы «очищает» предмет
от побочных признаков, затрудняющих его
исследование в определенном направлении,
правильные научные абстракции отражают
действительность глубже, полнее, чем
непосредственные впечатления. На основе
обобщения и абстракции осуществляется
классификация и конкретизация.
Классификация –
группировка объектов по существенным
признакам. В отличие от классификации,
основанием которой должны быть признаки,
существенные в каком-то отношении,
систематизация иногда допускает выбор
в качестве основания признаков
малосущественных (например, в алфавитных
каталогах), но удобных в оперативном
отношении.
Конкретизация –
мыслительная операция познания целостного
объекта в совокупности его существенных
взаимосвязей, теоретическое воссоздание
целостного объекта. Конкретизация
является процессом, противоположным
абстракции. В конкретных представлениях
мы не стремимся отвлечься от различных
признаков или свойств предметов
и явлений, а наоборот, стремимся представить
себе эти предметы во всем многообразии
свойств и признаков, в тесном сочетании
одних признаков с другими.
Логические формы
мышления
В психологической
науке различают такие