Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 01:21, контрольная работа
Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.
В своей работе мной были использованы книги по психологии, педагогике.
Цель данной работы заключается в рассмотрении понятия мышления и его видов. В соответствии с этой целью в работе поставлены следующие задачи: определить понятие мышления, раскрыть его сущность, классифицировать мышление по типам и видам.
ВВЕДЕНИЕ
Для своей контрольной работы я выбрала тему "Мышление и его виды (контроль, изучение и развитие)", так как на мой взгляд эта тема представляет очень большой интерес в современном мире. Своими величайшими достижениями человеческий род обязан способности порождать сложные мысли, обмениваться ими и действовать в соответствии с ними. Мышление включает широкий диапазон видов умственной деятельности. Мы мыслим, когда пытаемся решить задачу, заданную в классе; мыслим, когда грезим в ожидании этих занятий в классе. Мы мыслим, когда решаем, что купить в бакалее, когда планируем отпуск, пишем письмо или беспокоимся по поводу трудных отношений.
Мышление дает ответ на
такие вопросы, которые нельзя разрешить
путем непосредственного, чувственного
отражения. Благодаря мышлению человек
правильно ориентируется в
В своей работе мной были использованы книги по психологии, педагогике.
Цель данной работы заключается в рассмотрении понятия мышления и его видов. В соответствии с этой целью в работе поставлены следующие задачи: определить понятие мышления, раскрыть его сущность, классифицировать мышление по типам и видам.
Контрольная работа состоит из 2 глав, введения, заключения и списка использованных источников литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ
"Мышление — это
высшая форма познавательной
деятельности человека, социально
обусловленный психический
Рис.1.1 Общая характеристика мышления как психического процесса2
"В отличие от восприятия и памяти, которые направлены на отражение предметов и сохранение их образов, целью мышления является анализ связей и отношений между предметами, в результате которого у человека складывается схема ситуации, вырабатывается план действия в ней".3
"Главными особенностями
протекания процесса мышления являются:
1. Обобщенное и опосредованное отражение
действительности.
Обобщенное познание действительности означает, что "объекты могут обобщаться на основании либо одного признака (простейшие обобщения), либо по множеству признаков (сложные обобщения) ".5 Например, когда мы говорим о посуде, то подразумеваем под этим словом чашки, тарелки, вилки и т.д.
"Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу ".6
"Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, его правильность проверяется в ходе практики".7
"Мышление неразрывно связано с речью. Оно оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а по сути — результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий".8
"Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется".9
1.1. Психологические теории мышления
"Проблема мышления
долгое время не была
"Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту) ".11Представители данного направления - Д. Гартли, Дж. Пристли, И. А. Тэн, Г. Эббингауз, В. Вундт.
Представители бихевиоризма (Э. Торндайк, Дж. Уотсон) считали, что "в деятельности животных и человека, протекающей по принципу «стимул—реакция», возникает внутреннее взаимодействие навыков речи, лишённой ее внешней, сигнально-звуковой реактивности, что как раз и образует психический процесс, именуемый мышление".12
"Представители вюрцбургской школы (К. Бюлер и др.) считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи".13
С точки зрения гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин и др.) "внутренний мир человека представляет собой иерархию целостных психических форм, воспроизводящих не просто совокупность внешних условий и объектов (как это представлялось эмпирикам), а именно целостность ситуаций, образуемых жизнедеятельностью человека. Тогда мышление - это усмотрение (постижение, инсайт) в отраженных формах реальных тенденций и возможностей отражаемого, которые определяются именно целостностью ситуации".14
Согласно психоаналитической теории (3. Фрейд), мышление связывалось с бессознательной мотивацией и считалось защитным механизмом.
"Представители деятельностного подхода в психологии рассматривают мышление как особый вид познавательной деятельности, который постепенно формируется у детей в результате социализации и обучения. С точки зрения ученых, работающих в рамках этого направления, мышление - прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных практических и теоретических задач, связанных с преобразованием действительности".15
"Успехи в области информатики и кибернетики обусловили информационно-кибернетический подход к мышлению".16Согласно этого направления, мышление - "аналог машинного мышления".17
1.2. Сведения из истории изучения мышления
Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях как прошлого, так и настоящего. Следует отметить некоторые имена людей, определивших эту проблему на века вперед.
В античное время, Демокрит "высказал предположение, что мышление вторично относительно ощущения и восприятия".18
Сократ и его ученик Платон "утверждали, что способность мыслить заложена в идеальном, а не материальном - в душе человека, вселенной в него Богом". 19
По мнению Аристотеля, "отдельные виды ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и осязательных) обрабатываются в «общем чувствилище» и создают базу для мышления".20
Эпикур и Лукреций считали, что "мышление, ощущение и восприятие едины и имеют своим источником внешний мир".21
Гален "полагал, что носителем разума является мозг".22
В период средневековья и эпоху Возрождения, Фома Аквинский "представлял себе мышление как высшую функцию триединой деятельности души".23
Р. Бэкон, Д. Скотт и В. Оккама "возвращали источник способности мыслить к материальному миру, к ощущению и восприятию".24
К Новому времени (VII в.) можно отнести убеждение Ф. Бэкона в том, что" для мышления у человека есть две души - чувствующая и разумная".25
Р. Декарт "отнес мышление к одной из двух субстанций - духовной".26
Т. Гоббс "говорил, что никаких духовных субстанций не существует и мышление является телесным свойством: без тела нет мышления".27
Б. Спиноза настаивал на том, что "мышление выражается модусами (частными состояниями и видами), такими как впечатление, память, воображение, ассоциации, воля, аффекты".28
Г. Лейбниц говорил, что "нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущениях, за исключением самого разума".29
Дж. Локк "убеждал, что все разумное возникает из опыта, состоящего из «идей» (ощущений, памяти, воли и др.), наполняющих душу человека в течение его жизни ".30
Английская психологическая школа XVIII-XIX веков:
- Д. Толанд утверждал, что мышление - «особенное движение мозга»
- Д. Гартли и Д. Пристли "объясняли все «первичными ощущениями и законами ассоциаций» ".31
- у Д. Беркли и Д. Юма мышление сводилось к процессу интроспекции
- Д. Милль и Дж. Милль считали, что "многочисленные повторяемые совпадения идей и есть мыслительный процесс, фиксируемый только интроспективным способом ".32
- А. Бен и Г. Спенсер "учили, что мышление является одной из составляющих чувств наряду с ощущением, волей, эмоциями".33
Французская психологическая школа XVIII-XIX веков:
- Э. Кондильяк и К. Гельвеций "абсолютизировали ощущения, считая их единственным источником образования мыслей".34
- Ж. Ламетри и П. Гольбах представляли "мозг центром мышления, на котором, как на экране, отражается весь внешний мир. А попадают они сюда через ощущения".35
- Д. Дидро полагал, что вся психика определяется мозгом.
Русская психологическая школа XVIII-XIX веков:
- М. Ломоносов, Я. Козельский, А. Радищев "заложили в России материалистическое направление в психологии".36 Мышление включается в состав ума, который проявляется в деятельности.
- А. Герцен отмечал, что "мышление - продукт высшего развития материи. Ощущение и мышление связаны практической деятельностью".37
- В. Белинский утверждал, "что при изучении мышления (и даже нравственности) можно ограничиться физиологическими механизмами".38
- Я. Добролюбов считал, что "мышление определяется работой мозга".39
- Я. Чернышевский "мыслительные процессы считал порождением ощущений".40
Немецкая психологическая школа XVIII-XIX веков:
- И. Кант говорил, что мыслительные действия не связаны с чувственными и заложены в психику изначально.
- И. Гербарт убеждал в том, "что психическая жизнь (в том числе мыслительная деятельность) обусловлена представлениями, обладающими активностью в статике и динамике".41
- Г. Гельмгольц полагал, "что ощущения есть врожденные качества сенсорной системы".42
- В. Вундт "считал, что мышление недоступно эксперименту, и потому должно изучаться в культурно-историческом плане".43
- О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах, К. Бюллер, Г. Уатт, А. Мишот установили, что "важная роль в мышлении принадлежит установке («представлению целей»), образам ожидаемых раздражителей, фактору организации мыслительных процессов".44
Мышление в настоящее время исследуется не только психологией, но и различными другими науками — философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвистикой.
1.3. Мыслительные операции
В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация.
Анализ - "мыслительная операция разделения предметов и явлений на части".45Например, при изучении цветка, мы мысленно разделяем его на части: стебель, листья, лепестки и т.д.
Синтез - "мысленное соединение отдельных составляющих объекта в единое целое".46 Например, когда мы говорим «апельсин», то это слово объединяет все его признаки: фрукт, круглый, определенного цвета, запаха, вкуса и пр.
Сравнение - "операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира". 47 Сравнивать объекты следует по одному основанию. Например, менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность (по их аккуратности, исполнительности, энергичности, компетентности и т. д.)
Абстрагирование –
"мыслительная операция, основанная
на выделении существенных
Обобщение – "выделение общего значимого в изучаемом объекте". 49 Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.
Конкретизация – "это
представление чего-либо
Информация о работе Мышление и его виды (контроль, изучение и развитие)