Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 01:21, контрольная работа
Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.
В своей работе мной были использованы книги по психологии, педагогике.
Цель данной работы заключается в рассмотрении понятия мышления и его видов. В соответствии с этой целью в работе поставлены следующие задачи: определить понятие мышления, раскрыть его сущность, классифицировать мышление по типам и видам.
1.4. Формы мышления
Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения (Таблица 1.2).
Таблица №1.1
Структурные элементы реализации мыслительного процесса51
Понятие
Умозаключение
Суждение
"Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие «человек» входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все эти необходимые важнейшие свойства отличают людей от животных".52
Понятия бывают общие и единичные, конкретные и абстрактные. "Общие понятия относятся к некоторой группе объектов, объединенных, как правило, одним и тем же названием и обладающих одинаковыми признаками".53Например, понятие «темперамент» относится ко всем людям. "Единичные понятия характеризуют свойства, относящиеся к одному объекту".54Так, указывая на флегматический тип темперамента данного человека, мы отражаем единичное свойство.
"Конкретные понятия относятся ко вполне определенному, легко представляемому объекту".55Например, понятие «город». "Абстрактные же отражают свойства и явления объектов, которые трудно представить и классифицировать".56Например, понятие «равенство».
Суждение – "есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками".57 Суждения - результат опыта многих поколений, а не практического опыта индивида. Они могут быть разных видов: общие и частные, истинные и ложные.
Например: общее суждение - «Все школьники учатся»; частное - «Ученик С. опоздал на лекцию»; истинное - «Завтра будет новый день», ложное - «Лучше запоминается середина ряда».
Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления — умозаключение. Умозаключение – "форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, из которых одно - условие (посылка), а другое - заключение (следствие)".58 Известны три основных вида умозаключения: индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
"Индуктивным называется
такое умозаключение, в
"Дедуктивным называется
такое умозаключение, в
"Аналогией называется
такое умозаключение, в
1.5. Развитие мышления
Мышление формируется у человека не сразу. У новорожденного оно отсутствует, его деятельность определяется исключительно безусловными рефлексами — однозначными ответными реакциями на определенные раздражители. У грудного младенца в возрасте нескольких месяцев мышления также нет, но у него уже формируются условные рефлексы. Это означает, что его мозг может гибко связывать между собой два раздражителя и адекватно на них реагировать — например, младенец улыбается матери и плачет при виде незнакомого человека. Только к концу первого года жизни у ребенка начинают проявляться первые элементы мышления, причем оно существенно отличается от мышления взрослого.
Широкую известность приобрела теория развития интеллекта в детстве, предложенная Ж. Пиаже в рамках онтогенетического направления (Таблица 1.2).
Таблица №1.2
Основные стадии развития мышления по Ж. Пиаже62
Стадия |
Возраст |
Содержание стадии развития мышления |
Стадия сенсомоторного интеллекта |
1–2 года |
Развитие способности воспринимать и познавать предметы реального мира. К концу этой стадии ребенок становится субъектом — выделяет себя из окружающего мира |
Стадия операционального мышления |
2–7 лет |
Развивается речь, активизируется процесс интериоризации внешних действий. Развитие эгоцентризма мышления (трудность принятия позиций других людей) |
Стадия конкретных операций |
От 7–8 до 11–12 лет |
Возможность давать логические объяснения своим действиям, переходить с одной точки зрения на другую. Понимание двух важных логических формул: если А = В и В = С, то и А = С и А + В = В + А. Способность объединять предметы в классы |
Стадия формальных операций |
От 12−15 и далее |
Способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий |
"Выделяют три направления
изучения процессов развития
мышления:
- филогенетическое (отражает исторический
этап развития мышления);
- экспериментальное (отражает процесс развития мышления в искусственно созданных условиях) ".
"Л. Выготский выявил
характерные стадии формирования понятий
у детей:
В нашей стране широкое распространение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, предложенная П. Я. Гальпериным. "В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями".64 Содержание этапов развития мышления:
- "первый этап характеризуется
формированием ориентировочной
основы будущего умственного
действия через ознакомление
с его структурой и
- второй этап формирования
умственного действия связан
с его практическим освоением
действия с помощью самих
- третий этап связан
с продолжением освоения
- на четвертом этапе
происходит практическое
- пятый этап характеризуется
выполнением умственных
ГЛАВА 2. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
В науке известны многочисленные виды мышления. Единой классификации не существует. Рассмотрим одну из них (Рис 2.2)
Рис. 2.2 Основные виды мышления66
Наглядно-действенное мышление, "непосредственно включенное в практические действия с реальными предметами (это, например, мышление ребенка до 3 лет, разбирающего, собирающего и зачастую ломающего игрушки с целью выяснения «что там внутри») ".67
Наглядно-образное мышление - "мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях ".68
"Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств".69 Развивается у детей в школьном возрасте.
По характеру решаемых задач мыслительной деятельности выделяют теоретическое и практическое мышление.
"Мышление теоретическое - вид мышления, направленный в основном на нахождение общих закономерностей. Это мышление ученых, оно меньше связано с практикой. Теоретическое мышление использует преимущественно понятийную и образную формы мышления".70
"Понятийное мышление - это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений".71
"Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества".72
Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия.
Практическое мышление - "мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности".73
По степени развернутости выделяют дискурсивное и интуитивное мышление.
Дискурсивное - "мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека".74
"Интуитивное мышление
базируется на эффекте
По степени новизны различают репродуктивное и продуктивное мышление.
"Репродуктивное (нетворческое) мышление повторяет ранее полученные кем-то результаты, хотя и в какой-то новой «аранжировке». Ценность результатов мыслительной деятельности в этом случае заключается в более эффективном, чем обычно, использовании уже известного опыта".76Этот вид мышления преимущественно и используется в обучении, когда важно, чтобы ученик усвоил определенный алгоритм решения задач.
Продуктивное (творческое) - "вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Это способность решать нестандартные задачи, проблемы, находить новые способы мышления (эвристики) ".77 Творческое мышление формируется в детстве на основе задатков в процессе решения творческих задач. Этот вид мышления приводит к появлению новых теоретических или практических продуктов (идей, аппаратуры, методов) или оригинальных путей их получения.
"По степени отражения действительности выделяют:
- реалистическое мышление, результаты которого базируются на реальных фактах, событиях, явлениях повседневной жизни людей;
- аутистическое мышление, результаты которого игнорируют реальное положение дел и больше основаны на безотчетном (безответственном) желании и стремлении человека, его фантазиях, мечтах и грезах. Аутистическое мышление описано Н. Гоголем в «Мертвых душах» на примере одного из своих героев - Манилова".78
"Многие задачи инженерной психологии, особенно те, которые связаны с управлением техническими системами в психологически сложных ситуациях, требуют выделения особого вида мышления - оперативного. Основными признаками оперативного мышления являются:
- наличие тесной связи между восприятием и осмыслением быстро изменяющейся информации, а также условий обстановки;
Информация о работе Мышление и его виды (контроль, изучение и развитие)