Мышление и его виды (контроль, изучение и развитие)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 01:21, контрольная работа

Описание

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.
В своей работе мной были использованы книги по психологии, педагогике.
Цель данной работы заключается в рассмотрении понятия мышления и его видов. В соответствии с этой целью в работе поставлены следующие задачи: определить понятие мышления, раскрыть его сущность, классифицировать мышление по типам и видам.

Работа состоит из  1 файл

МЫШЛЕНИЕ.docx

— 298.69 Кб (Скачать документ)

 

 

1.4. Формы мышления

Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения (Таблица 1.2).

Таблица №1.1

Структурные элементы реализации мыслительного процесса51

 

Понятие


Умозаключение


Суждение


                                     



  • Индукция
  • Дедукция
  • Аналогия
  • Предположение
  • Формальное
  • Эмпирическое
  • Общее
  • Единичное
  • Конкретное
  • Абстрактное

 

 

 

"Понятие есть мысль,  в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие «человек» входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все эти необходимые важнейшие свойства отличают людей от животных".52

Понятия бывают общие и единичные, конкретные и абстрактные. "Общие понятия относятся к некоторой группе объектов, объединенных, как правило, одним и тем же названием и обладающих одинаковыми признаками".53Например, понятие «темперамент» относится ко всем людям. "Единичные понятия характеризуют свойства, относящиеся к одному объекту".54Так, указывая на флегматический тип темперамента данного человека, мы отражаем единичное свойство.

"Конкретные понятия относятся ко вполне определенному, легко представляемому объекту".55Например, понятие «город». "Абстрактные же отражают свойства и явления объектов, которые трудно представить и классифицировать".56Например, понятие «равенство».

Суждение – "есть отражение  связей между предметами и явлениями  или между их свойствами и признаками".57 Суждения - результат опыта многих поколений, а не практического опыта индивида. Они могут быть разных видов: общие и частные, истинные и ложные.

Например: общее суждение - «Все школьники учатся»; частное - «Ученик С. опоздал на лекцию»; истинное - «Завтра будет новый день», ложное - «Лучше запоминается середина ряда».

Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления — умозаключение. Умозаключение – "форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, из которых одно - условие (посылка), а другое - заключение (следствие)".58 Известны три основных вида умозаключения: индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

"Индуктивным называется  такое умозаключение, в котором  рассуждение идет от единичных  фактов к общему выводу".59

"Дедуктивным называется  такое умозаключение, в котором  рассуждение осуществляется от  общих фактов к единичному  выводу".60

"Аналогией называется  такое умозаключение, в котором  вывод делается на основании  частичного сходства между явлениями,  без достаточного исследования  всех условий".61

 

 

1.5. Развитие мышления

Мышление формируется  у человека не сразу. У новорожденного оно отсутствует, его деятельность определяется исключительно безусловными рефлексами — однозначными ответными реакциями на определенные раздражители. У грудного младенца в возрасте нескольких месяцев мышления также нет, но у него уже формируются условные рефлексы. Это означает, что его мозг может гибко связывать между собой два раздражителя и адекватно на них реагировать — например, младенец улыбается матери и плачет при виде незнакомого человека. Только к концу первого года жизни у ребенка начинают проявляться первые элементы мышления, причем оно существенно отличается от мышления взрослого.

Широкую известность приобрела  теория развития интеллекта в детстве, предложенная Ж. Пиаже в рамках онтогенетического направления (Таблица 1.2).

 

Таблица №1.2

Основные стадии развития мышления по Ж. Пиаже62

 

Стадия

Возраст

Содержание стадии развития мышления

Стадия сенсомоторного интеллекта

1–2 года

Развитие способности  воспринимать и познавать предметы реального мира. К концу этой стадии ребенок становится субъектом —  выделяет себя из окружающего мира

Стадия операционального мышления

2–7 лет

Развивается речь, активизируется процесс интериоризации внешних действий. Развитие эгоцентризма мышления (трудность принятия позиций других людей)

Стадия конкретных операций

От 7–8

до 11–12 лет

Возможность давать логические объяснения своим действиям, переходить с одной точки зрения на другую. Понимание двух важных логических формул: если А = В и В = С, то и А = С и А + В = В + А. Способность объединять предметы в классы

Стадия формальных операций

От 12−15 и далее

Способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий


 

"Выделяют три направления  изучения процессов развития  мышления:            - филогенетическое (отражает исторический  этап развития мышления);                     - онтогенетическое (отражает процесс  развития мышления в пределах  жизни человека);

- экспериментальное (отражает процесс развития мышления в искусственно созданных условиях) ".

"Л. Выготский выявил  характерные стадии формирования понятий у детей:                                                                                                                           - стадия синкретического (неупорядоченного, бессистемного) мышления, когда объекты выбираются наугад без поиска каких-либо признаков (ситуация типа битвы при Бородино: «смешались в кучу кони, люди»);                        - стадия системного мышления, когда объекты могут объединяться либо на основе общих признаков (но сами признаки выбираются случайно), либо на основе правильных, но несущественных для данных объектов признаков;                         - стадия мышления понятиями, когда объекты объединяются на основе множества правильно выделенных признаков".63

В нашей стране широкое  распространение получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, предложенная П. Я. Гальпериным. "В  основу данной теории было положено представление  о генетической зависимости между  внутренними интеллектуальными  операциями и внешними практическими  действиями".64 Содержание этапов развития мышления:

- "первый этап характеризуется  формированием ориентировочной  основы будущего умственного  действия через ознакомление  с его структурой и требованиями, предъявляемыми к нему;

- второй этап формирования  умственного действия связан  с его практическим освоением  действия с помощью самих объектов;

- третий этап связан  с продолжением освоения заданного  действия без использования самих  объектов, но с привлечением речи;

- на четвертом этапе  происходит практическое освоение  действия, с переходом от внешней  речи к внутренней;

- пятый этап характеризуется  выполнением умственных действий  на основе интеллектуальных умений  и без постоянного сознательного  контроля за его выполнением".65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

 

 

В науке известны многочисленные виды мышления. Единой классификации не существует. Рассмотрим одну из них (Рис 2.2)

 

Рис. 2.2 Основные виды мышления66

Наглядно-действенное мышление, "непосредственно включенное в практические действия с реальными предметами (это, например, мышление ребенка до 3 лет, разбирающего, собирающего и зачастую ломающего игрушки с целью выяснения «что там внутри») ".67

Наглядно-образное мышление - "мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях ".68

"Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств".69 Развивается у детей в школьном возрасте.

По характеру решаемых задач мыслительной деятельности выделяют теоретическое и практическое мышление.

"Мышление теоретическое  - вид мышления, направленный в основном на нахождение общих закономерностей. Это мышление ученых, оно меньше связано с практикой. Теоретическое мышление использует преимущественно понятийную и образную формы мышления".70

"Понятийное мышление - это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений".71

"Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества".72

Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия.

Практическое мышление - "мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности".73

По степени развернутости  выделяют дискурсивное и интуитивное  мышление.

Дискурсивное - "мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека".74

"Интуитивное мышление  базируется на эффекте неосознанных  путей получения нового знания. Человек как бы «чувствует» искомое решение, но не может обосновать причинно-следственные связи, приводящие к такому выводу. Какова бы ни была истинная разгадка этого мышления, природа его заключена в личном творческом опыте, общей, психологической и профессиональной культуре человека".75

По степени новизны  различают репродуктивное и продуктивное мышление.

"Репродуктивное (нетворческое) мышление повторяет ранее полученные кем-то результаты, хотя и в какой-то новой «аранжировке». Ценность результатов мыслительной деятельности в этом случае заключается в более эффективном, чем обычно, использовании уже известного опыта".76Этот вид мышления преимущественно и используется в обучении, когда важно, чтобы ученик усвоил определенный алгоритм решения задач.

Продуктивное (творческое) - "вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Это способность решать нестандартные задачи, проблемы, находить новые способы мышления (эвристики) ".77 Творческое мышление формируется в детстве на основе задатков в процессе решения творческих задач. Этот вид мышления приводит к появлению новых теоретических или практических продуктов (идей, аппаратуры, методов) или оригинальных путей их получения.

"По степени отражения действительности выделяют:

- реалистическое мышление, результаты которого базируются на реальных фактах, событиях, явлениях повседневной жизни людей;

- аутистическое мышление, результаты которого игнорируют реальное положение дел и больше основаны на безотчетном (безответственном) желании и стремлении человека, его фантазиях, мечтах и грезах. Аутистическое мышление описано Н. Гоголем в «Мертвых душах» на примере одного из своих героев - Манилова".78

"Многие задачи инженерной психологии, особенно те, которые связаны с управлением техническими системами в психологически сложных ситуациях, требуют выделения особого вида мышления - оперативного. Основными признаками оперативного мышления являются:

- наличие тесной связи между восприятием и осмыслением быстро изменяющейся информации, а также условий обстановки;

Информация о работе Мышление и его виды (контроль, изучение и развитие)