Мышление и речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:59, контрольная работа

Описание

Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Содержание

1. Понятие и виды мышления 2
2. Характеристика речи 10
3. Соотношение мышления и речи 17
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 43.95 Кб (Скачать документ)

3. Образование настоящих  понятий. Здесь предполагаются  умения ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, которым они принадлежат. Эта ступень включает следующие стадии: стадия потенциальных понятий, на которой ребенок выделяет группу предметов по одному общему признаку; стадия истинных понятий, когда абстрагируется рад необходимых и достаточных признаков для определения понятия, а затем они синтезируются и включаются в соответствующее определение.

Синкретическое мышление и мышление в понятиях-комплексах характерны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. К мышлению в настоящих понятиях ребенок приходит только в подростковом возрасте под влиянием обучения теоретическим основам разных наук. Факты, полученные Л.С.Выготским и Л.С.Сахаровым, в этом плане вполне согласуются с теми данными, которые в своих работах по развитию детского интеллекта приводит Ж.Пиаже. С подростковым возрастом у него тоже связан переход детей к стадии формальных операций, которая, по-видимому, предполагает умение оперировать настоящими понятиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2. Характеристика речи

 

Мышление неразрывно связано  с речью. Эта связь обозначает специфику психики человека (в отличие от животных, мышление которое является наследственным. Остается наглядно-действенным, не может быть отвлеченным, последовательным познанием). Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем лучше продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в речи.

Формулируя и размышляя  вслух для других, человек формирует  их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли  способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению  в слове мысль не исчезает и  не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться  к этой мысли, более глубокому  ее осмыслению, сравнивать одну мысль  с другой.

Важную роль здесь играет внутренняя речь. Речь является материальной (словесной) оболочкой мышления.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи  и отношения предметов и явлений, выражающаяся словом или группой  слов.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи  и отношения между познавательными  объектами. Оно связано с непосредственно  воспринимаемым предметом. Только с  появлением речи становится возможным  отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление  или понятие о нем в специальном  слове. Мысль обретает в слове  материальную оболочку. Мысль возникает  и развивается в неразрывной  связи с речью: чем глубже и  основательнее продумана, тем более  четко и ясно выражена.

Речь – процесс общения  людей посредством языка.

Понятия формируются в  общественно-историческом опыте. Человек  усваивает систему понятий в  процессе жизни и Деятельности.

Рассуждение – четкое и  правильное сопоставление друг с  другом всех основных мыслей, возникающих  в процессе мышления.

Мышление проходит 2 стадии:

1. Допонятийное (начальная стадия развития мышления у ребенка). Суждения одиночные, о данном предмете. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм, поэтому ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, воспринимать чужую позицию.

 Эгоцентризм обусловлен:

 нечувствительностью  к противоречиям;

 синкретизм (стремление  связывать все со всем);

 переход от частного к частному минуя общее;

 отсутствие представлений  о сохранении вещества.

2. Понятийное мышление.

Выготский, 5 этапов формирования понятий:

- 2 – 3 года. Ребенок складывает вместе похожие предметы (синкретизм).

- 4 – 6 лет. Дети используют элементы объективного сходства, но 3-й предмет похож только на 1.

- 7 – 10 лет. Могут объединять группы предметов по сходству, но не могут осознать и назвать общие признаки.

- 11 – 14 лет. Появляется понятийное мышление. Первые понятия формируются на основе житейского опыта, не подкрепленного научно.

 Юношеский возраст.  Использование теоретических положений  позволяет выйти за пределы  собственного опыта.

Выделяют три основные функции речи:

1) Речь - это наиболее  совершенное емкое, точное и  быстродействующее средство общения  между людьми. В этом состоит  ее межиндивидуальная функция;

2) Речь служит орудием  осуществления многих психических  функций, поднимая их до уровня  ясного осознания и открывая  возможности произвольно регулировать  и контролировать психические  процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;

3) Речь представляет отдельному  человеку канал связи для получения  информации из общечеловеческого  социально-исторического опыта.  В этом состоит общечеловеческая  функция речи.

 Функции речи отражают  ступени реального процесса развития  речи в онтогенезе. Речь возникает  первоначально как средство общения  в своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической.

 Общечеловеческая функция  (использование письменной речи  и чтение) реально оформляется  у детей в школьные годы. Ей  предшествует овладение устной  речью ребенком на 2 году его  жизни. 

 Каждая из трех функций  речи в свою очередь разделяется  еще на ряд функций. Так,  в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

 Коммуникативная функция  речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения  возникает на определенном этапе  общения, для целей общения  и в условиях общения. Ее  возникновение и развитие обусловлены,  при прочих равных и благоприятных  условиях (нормальном мозге, органах  слуха и гортани), нуждами общения  и общей жизнедеятельности ребенка.  Речь возникает как необходимое  и достаточное средство для  решения тех задач общения,  которые встают перед ребенком  на определенном этапе его развития.

Речь автономная детская. Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью  взрослых. По своей форме "слова" ее являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды (например, "коко" вместо "молоко", "кика" вместо "киска" и пр.).

 Характерными особенностями  являются:

1) ситуативность, влекущая  за собой неустойчивость значений  слов, их неопределенность и многозначность;

2) своеобразный способ "обобщения", основанный на субъективных чувственных  впечатлениях, а не на объективных  признаках или функциях предмета (например, одним словом "кика" могут обозначаться все мягкие  и пушистые вещи - шуба, волосы, плюшевый  мишка, кошка);

3) отсутствие флексий  и синтаксических отношений между  словами.

 Автономная детская  речь может принимать более  или менее развернутые формы  и сохраняться продолжительное  время. Это нежелательное явление  задерживает не только формирование  речи (всех ее сторон), но и умственное  развитие в целом. Специальная  речевая работа с детьми, правильная  речь окружающих взрослых, исключающая  "подстраивание" под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и коррекции автономной детской речи. Особенно развитые и затяжные формы автономная детская речь может принимать у близнецов или в замкнутых детских группах. В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей.

Речь внутренняя. Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая  в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи. В наиболее отчетливой форме  представлена при решении различных задач в уме, при мысленном планировании, запоминании и пр. Посредством ее происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.

 Внутренняя речь является  важным и универсальным механизмом  умственной деятельности человека. По своему генезису возникает  из эгоцентрической речи - разговора  дошкольника с самим собой  вслух во время игры или  других занятий. Постепенно этот  разговор обеззвучивается, синтаксически  редуцируется, становится все более  сокращенным, идиоматическим, с преобладанием  глагольных форм. На пороге школьного  возраста эгоцентрическая речь  превращается во внутреннюю - речь  для себя и про себя.

Речь эгоцентрическая. Состоит  в том, что ребенок раннего  и особенно дошкольного возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью вне  зависимости от присутствия собеседника.

 Ж. Пиаже характеризовал  ее как:

 а) Речь в отсутствии  собеседника (не направленную  на коммуникацию);

 б) Речь со своей  точки зрения без учета позиции  собеседника.

 В настоящее время  существует относительно устоявшееся отделение эгоцентрической речи от "Речи для себя" (private speech) как другого феномена речевого развития ребенка. Понятие эгоцентрической речи связано с эгоцентрическим характером интеллектуальной позиции ребенка, неспособного учитывать точку зрения слушающего. "Речь для себя" образуют высказывания, не имеющие намеренной коммуникативной направленности, не адресованные кому-либо и не предполагающие знаков понимания со стороны слушающего. "Речь для себя" полифункциональна: в некоторых случаях может служить средством непрямого обращения ко взрослому в целях привлечения его внимания; основная ее функция связана с регуляцией деятельности самого ребенка - созданием плана отображения в речи собственных действий, планирования собственных действий. Роль "Речи для себя" в психическом развитии ребенка состоит в соотнесении формирующихся значений слов с предметным содержанием действий.

Развитие речи

 Развитие речи проходит  три этапа.

1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к  активной речи. Он приходится  обычно на 2 год жизни. Ребенок  начинает произносить первые  слова и простейшие фразы, развивается  фонематический слух. Большое значение  для своевременного овладения  ребенком речью и для нормального  темпа ее развития на первом  и втором этапах имеют условия  общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

3. Совершенствование речи  как ведущего средства общения.  В ней все точнее отражаются  намерения говорящего, все точнее  передается содержание и общий  контекст отражаемых событий.  Происходит расширение словаря,  усложнение грамматических конструкций,  четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое  богатство речи у детей зависит  от условий их общения с  окружающими людьми. Они усваивают  из слышимой ими речи только  то, что необходимо и достаточно  для стоящих перед ними коммуникативных  задач. 

 Так, на 2-3 году жизни  происходит интенсивное накопление  словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.

 К началу 3 года у  детей формируется грамматический  строй речи. К концу дошкольного  возраста дети практически владеют  почти всеми законами словообразования  и словоизменения. Ситуативность  речи (отрывочность и понятность  лишь в конкретных условиях, привязанность  к наличной ситуации) становится  все менее выраженной. Появляется  связная контекстная речь - развернутая  и грамматически оформленная. 

 Однако элементы ситуативности  еще долго присутствуют в речи  ребенка: она изобилует указательными  местоимениями, в ней много  нарушений связности. В школьные  годы ребенок переходит к сознательному  овладению речью в процессе  обучения. Усваиваются письменная  речь, чтение. Это открывает дополнительные  возможности для дальнейшего  развития лексической, грамматической  и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Соотношение  мышления и речи

 

Речь – это вынесенная вовне психика субъекта и, соответственно, одна из важнейших психологических  функций, дающая человеку возможность  быть понятым окружающими. Речь переводит  психические феномены в доступный  наблюдению процесс.

Информация о работе Мышление и речь