Мышление и речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:59, контрольная работа

Описание

Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Содержание

1. Понятие и виды мышления 2
2. Характеристика речи 10
3. Соотношение мышления и речи 17
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 43.95 Кб (Скачать документ)

Анализ психологической  литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления  у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством  общения, в течение первых семи лет  жизни (от рождения до поступления в  школу) проходит три основных этапа [2].

На первом этапе ребенок  еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь  постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватывает все  последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью  и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.

На каждом этапе становление  и развитие речи испытывает влияние  многочисленных и весьма разнообразных  факторов. Решающую роль в становлении  речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной  функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии).

Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной  деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка.

Между периодом невербального  общения выделяется своеобразная переходная фаза, когда ребенок уже мог  бы заговорить, но еще не прибегает  к слову. Ребенок многие недели не прибегает по своей инициативе к  речи, а остается на уровне доречевой  коммуникации. Почему это происходит, что мешает ребенку, понимающему  речь и артикулирующему нужные слова, заговорить? Критическим моментом является активность взрослого человека, который  преобразует всю ситуацию для  ребенка, побуждая его к речи [2].

Взрослый предлагает ребенку  сотрудничество особого рода: деловое  общение с ребенком и практическое взаимодействие по поводу предмета.

К общению относятся лишь те виды деятельности, объектом которых  является другой человек, партнер по общению. Если объектом деятельности служит, например, игрушка, то это будет уже  предметная деятельность.

Возникновение активной речи у ребенка зависит от того, поднимается  ли он на уровень предложенного взрослым специфического сотрудничества. Если да, то в конце первого года жизни  маленький ребенок произносит свое первое слово, обращенное к взрослому, а потом на протяжении следующих  нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства для  взаимодействия с окружающими людьми, сначала только с взрослыми, а  после двух лет и с другими  детьми.

Существуют три основные формы речевых реакций у детей:

Речевые реакции в отсутствии партнера - это наиболее элементарная форма.

Диалог - в разговоре активны двое: один обращается к другому с вопросами, второй отвечает и наоборот.

Монолог - один из детей говорит  в присутствии других [9].

Наиболее высокая форма  речевого общения - диалог. Он имеет  чрезвычайно большое значение, ибо  способствует развитию социальных отношений  у детей. Посредством диалога  один ребенок привлекает к игре, занятию другого ребенка, устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто приходится видеть, что даже хорошо говорящие дети трудно поддерживают диалог с другими детьми. На это нужно обратить самое серьезное внимание, так как если способность к разговору не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной.

Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя  заметить те или иные отклонения в  этом процессе.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении  речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы. Например, А.Н. Гвоздев [7], прослеживает последовательность появления в  речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений  и на этой основе выделяет ряд периодов.

А.Н. Леонтьев [17], устанавливает  четыре этапа в становлении речи детей:

- первый - подготовительный - до одного года;

- второй - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до трех лет;

- третий - дошкольный - до семи лет;

- четвертый - школьный.

Знание закономерности речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. «Не  следует направлять трехлетнего  ребенка к логопеду для устранения недостатков звукопроизношения, потому что даже при нормальном речевом  развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые  звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще  недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата». И, наконец, знание законов развития речи детей.

Список литературы

 

1. Алексеева М.М. Яшина  В.И. Методика развития речи  и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997. - 400 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада

3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М., 2005. - 296 с.

4. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: Аркти, 2002. - 64 с.

5. Вершина О.М. Особенности  словообразования у детей с  общим речи 3 уровня // Логопед. - 2004. №1, с. 34 - 40

6. Выготский Л.С. Мышление  и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы  изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.

8. Грибова О.Е., Бессонова  Т.П. Формирование грамматического  строя речи учащихся начальных  классов школы для детей с  тяжелыми нарушениями речи - М.: Эксмо, 1999. - 356 с.

9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

10. Жаренкова Г.И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с ЗПР в специальной школе // Дефектология. - 1981. - №2

11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. М., 2004. - 320 с.

12. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений. М.: Академия, 2007. - 200 с.

13. Комаров К.В. Методика  обучения русскому языку в  школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1982. - 130 с.

14. Корнев А.Н. Дифференциальная  диагностика недоразвития речи  у детей (нейропсихологические  аспекты) // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический  сборник. - МПГУ, 2005. с. 43-47

15. Короткова А.В. Дроздова  Е.Н. Особенности формирования  лексико-грамматического стоя речи 3 уровня // Логопед 2004. №1 с. 27-34.

16. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб., 2003. - 160 с.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975

18. Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. - М.: Изд-во МГУ, 1997 - 151 с.

19. Лисина М.И. Формирование  личности ребенка в общении.  СПб.: Питер, 2009. - 320 с.

20. Логопедия. Учеб. для  студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мышление и речь