Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 01:41, контрольная работа
Мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – это единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Общее понятие о мышлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Сущность мышления как познавательного процесса . . . 7
Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Понятие о языке и речи. Речь как инструмент мышления и средство общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЧАСТЬ №2
Психологические тесты:
Тест № 1. « Ваш темперамент » . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Тест № 2. «Эгоистичны ли вы? ». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Тест № 3. «Кто вы – оптимист, пессимист или реалист?». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Тест № 4. «Склонны ли вы к депрессии?» . . . . . . . . . . . . . 29
Результаты тестирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
6. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Понятия принято различать по степени отвлеченности (конкретные и абстрактные) и по объему (единичные и общие). Когда из всех признаков предмета выделяется определенная совокупность признаков, характеризующая именно этот предмет или группу ему подобных, мы имеем дело с конкретным понятием (например, «город», «мебель»). Если же при помощи отвлечения в предмете выделяется определенный признак и этот признак становится предметом изучения и, кроме того, рассматривается как особый предмет, то возникает абстрактное понятие (например, «справедливость», «равенство»).
Суждение – это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. Каждое суждение есть отдельная мысль о чем-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определенному выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Индуктивное умозаключение – это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод.
Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называется дедукцией, а вывод – дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.
Умозаключение по аналогии – это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.
Мыслительная
деятельность человека представляет собой
решение разнообразных
Мыслительные операции разнообразны. Это – анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, его действий, отношений.
Синтез – обратный анализу процесс мысли, это – объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.
Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.
Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнить объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которому будет произведено сравнение.
Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней – поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идет от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.
Абстрагирование – это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания – научного теоретического мышления.
Конкретизация – процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Систематизация, или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам или подгруппам.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Обобщение,
таким образом, есть выделение в
предметах и явлениях общего, которое
выражается в виде понятия, закона,
правила, формулы и т.п.
3.Типы
и виды мышления. Индивидуальные
особенности мышления.
В определении типов мышления существуют различные подходы.
1.По степени развернутости решаемых задач выделяют мышление дискурсивное (умозаключение) и интуитивное.
Дискурсивное мышление – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Дискурсивное мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
2. По характеру решаемых задач различают мышление теоретическое (концептуальное) и практическое.
Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Теоретическое мышление – это познание законов и правил. Основная задача практического мышления – разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
По содержанию решаемых задач выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление – вид, мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Внутри этого типа различают следующие типы мышления: теоретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное и произвольное.
Теоретическое мышление – это познание законов, правил, разработка концепций и гипотез.
Практическое мышление – это подготовка преобразования действительности (разработка цели, создание плана, схемы, проверка гипотез в условиях жесткого дефицита времени).
Аналитическое (логическое) мышление носит временной, структурный (этапный) и осознаваемый характер.
Реалистическое мышление направлено на внешний мир и регулируется законами логики.
Аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека.
Продуктивное – это воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а репродуктивное – это воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию.
Непроизвольное мышление предполагает трансформацию образов сновидения, а произвольное – целенаправленное решение мыслительных задач.
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического). Важнейшими качествами мышления являются следующие.
Самостоятельность мышления – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.
Глубина – способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.
Широта – способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями.
Быстрота – скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей.
Оригинальность – способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.
Пытливость – потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.
Критичность – объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.
Торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.
Мышление
носит потребностно-
Одной из сложных проблем обучения в школе и вузе (особенно техническом) является акцент на развитии формально-логического мышления в ущерб мышлению образному. В результате учащиеся и студенты становятся как бы закрепощенными собственным формально-логическим мышлением: стремление к творчеству, высокие духовные запросы кажутся некоторым из них абсолютно ненужными. Необходимо, чтобы оба этих типа мышления развивались гармонично, чтобы образное мышление не оказывалось скованным рассудочностью, чтобы не иссякал творческий потенциал человека.
По мнению Д. Гилфорда, творческое мышление имеет следующие особенности:
оригинальность и необычность идей, их интеллектуальная новизна;
способность проявления семантической гибкости, т.е. умение видеть объект под новым углом зрения;
образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие, чтобы видеть все стороны объекта, скрытые от наблюдения;
семантическая спонтанная гибкость при сопоставлении различных идей.
Серьезным препятствием на пути к творческому мышлению становятся приверженность старым методам решения: склонность к конформизму, боязнь показаться глупым и смешным, экстравагантным или агрессивным; страх ошибиться и страх критики; завышенная оценка собственных идей; высокий уровень тревожности; психическая и мышечная напряженность.
Условиями
успешного решения творческих задач
являются более частое обнаружение
и применение новых способов; успешное
преодоление сложившихся стереотипов;
умение идти на риск, освободившись от
страха и защитных реакций; сочетание
оптимальной мотивации и соответствующего
уровня эмоционального возбуждения; разнообразие
и разнонаправленность знаний и умений,
ориентирующих мышление на новые подходы.3
В процессе мышления человек использует различного рода средства: