Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 01:41, контрольная работа
Мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – это единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Общее понятие о мышлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Сущность мышления как познавательного процесса . . . 7
Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Понятие о языке и речи. Речь как инструмент мышления и средство общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЧАСТЬ №2
Психологические тесты:
Тест № 1. « Ваш темперамент » . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Тест № 2. «Эгоистичны ли вы? ». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Тест № 3. «Кто вы – оптимист, пессимист или реалист?». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Тест № 4. «Склонны ли вы к депрессии?» . . . . . . . . . . . . . 29
Результаты тестирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
6. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
практические действия;
образы и представления;
модели;
схемы;
символы;
знаки;
язык.
Опора
на эти культурные средства, орудия
познания характеризуют такую
В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем: язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет социальной науки – языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым «психолингвистикой».
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Выделяются следующие признаки языка:
исторически сложившееся средство общения;
развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением;
отражает психологию народа;
система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.
Выделяются следующие признаки речи:
выражает психологические особенности отдельно взятого человека;
наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.
Речь
также понимается как совокупность
произносимых или воспринимаемых звуков,
имеющих тот же смысл и то же
звучание, что и соответствующая им система
письменных знаков. Знак
– символ или объект, служащий заменителем
другого объекта.4
Речь выполняет определенные функции:
воздействия;
сообщения;
выражения;
обозначения.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы и правила). Без письменной речи человек был бы лишен возможности получить информацию о жизни предыдущих поколений, у него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом от других людей, причем в гораздо большей степени, чем это могут позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. С помощью речи психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Речь как средство общения характеризуется такими качествами, как конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального (мимики, жестов рук, поз тела).
Главным путем развития человеческой речи является включение ее в управление всеми познавательными процессами и взаимообщением. Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания.
Становление и развитие речи происходит в течение трех периодов:
фонетического – по усвоению звукового облика слова (до 2 лет);
грамматического – по усвоению структурных закономерностей организации высказывания (до 3 лет);
семантического – по усвоению понятийной отнесенности (до 17 лет).
Различают следующие виды речи: устную, внутреннюю и письменную.
Устная речь представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Она подразделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь – развернутая речь человека, обращенная к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, предающего какую-либо информацию. Диалогическая, или разговорная, речь представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух или более людей.
Внутренняя речь – беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь, происходящая из внешней, специально приспособлена к выполнению мыслительных операций и действий в уме. Посредством внутренней речи происходит переработка образов восприятия, их осознание и классификация в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Именно здесь наиболее ярко проявляется знаковая функция речи. Кроме того, внутренняя речь выполняет планирующую и контролирующую функцию. Так, внутренняя речь является начальным моментом речевого высказывания, его программированием перед реализацией, средством рефлексивных действий, позволяющих строить самоустановки при общении с другими людьми и при осуществлении самоанализа, самооценки и осознания своего самосознания. Именно поэтому, хотя внутренняя речь – это речь про себя и для себя, она также используется при общении человека с человеком.
Письменная речь – представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации. Если в устной речи для смыслового выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонацию, то в письменной речи те же функции выполняют лексика (выбор сочетаний слов), грамматика и знаки препинания. В письменной речи имеются синтаксические конструкции и стили, особая композиционная структура.
Письменная
речь допускает разрыв во времени
и пространстве между моментом ее
порождения одним человеком и
восприятия другим. Это дает возможность
адресату выбрать стратегию для лучшего
ее восприятия и понимания: прочитывать
частями, читать все сразу или возвращаться
к прочитанному.5
7.
Заключение.
Мышление
есть необходимое условие
Психологические тесты.
Тест № 1. « Ваш темперамент ».
1. Ваше руководство предложило вам сверхурочную работу. Как вы отреагируете?
А. Немного подумаю и соглашусь.
Б. Соглашусь сразу, но данную работу выполнять менее ответственно.
В. соглашусь с тем, что требует от меня начальство.
2.
Если вы совершенно случайно
узнали номер телефона
А. Я буду о нем (о ней) думать, но позвонить не решусь.
Б. Позвоню ему (ей) сразу же, как только приду домой.
В. Сначала сравню незнакомца (незнакомку) со своими друзьями (подругами).
3. Чаще всего вы смотрите по телевизору:
А. Боевики
Б. Романтические комедии.
В. Телесериалы.
4. Как вы себя поведете на выставке известного художника?
А. Остановлюсь у той картины, которая мне понравилась больше всего.
Б. Буду методично рассматривать все картины.
В. Найду художника и постараюсь с ним переговорить.
5. Люди, занимающиеся силовыми видами спорта, не очень умны. Разделяете ли вы это мнение?
А. Нет.
Б. Да.
В. Среди них встречаются разные люди.
6. Вы собрались хорошо провести выходные. Что, по-вашему, больше всего подходит для отдыха с любимым человеком?
А. Романтическая поездка.
Б. Отдых на безлюдном пляже.
В. Номер в дорогой гостинице.
7. Часто ли вас посещает желание одеться экстравагантно, чтобы люди обращали на вас внимание?
А. Посещало пару раз.
Б. Я довольно часто выгляжу именно так.
В. Меня мало интересует чужое мнение.
8. Что бы вы сделали, если бы были миллионером?
А. Отправился (ась) бы в кругосветное путешествие.
Б. Устроил (а) бы светский прием.
В. Приумножил (а) бы свое состояние.
9. Вы любите сказки?
А. Я считаю, что моя жизнь иногда напоминает сказку.
Б. Я стремлюсь к тому, чтобы сделать свою жизнь похожей на сказку.
В. Я просто люблю сказки.
10. Вы часто думаете о смерти?