Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:10, контрольная работа
Мышление носит обобщенный характер и осуществляется посредством языка и слова. Связь мышления с языком сохраняется неразрывно, выражает ли человек свои мысли вслух или думает молча.
Мыслительная деятельность человека совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции.
В психологии эти понятия мыслительных операций трактуются так:
Анализ – это процесс расчленения объекта на составляющие его части, что способствует обнаружению наиболее существенных признаков того или иного предмета или явления.
Мыслительные операции и их реализация при умственной отсталости. 3
Методики изучения уровня сформированности письменной речи. 11
Таблица…………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………….49
Министерство образования
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Факультет специального образования
Кафедра логопедии
Контрольная работа
по предмету «Психология и коррекция развития детей с интеллектуальной недостаточностью»
Выполнила:
студентка 4-го курса группы № 43
заочного отделения
(платная форма обучения)
Козлюк Анна Ивановна
Проверила:
Старший преподаватель
Глуховская Светлана Алексеевна
Минск 2011
Оглавление
Мышление носит обобщенный характер и осуществляется посредством языка и слова. Связь мышления с языком сохраняется неразрывно, выражает ли человек свои мысли вслух или думает молча.
Мыслительная деятельность человека совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции.
В психологии эти понятия мыслительных операций трактуются так:
Анализ – это процесс
Синтез – это соединение различных свойств объекта в единое целое. Анализ и синтез тесно взаимодействуют между собой и, как правило, осуществляются одновременно.
Сравнение предполагает установление сходства, тождества и различия между объектами.
Обобщение – это мыслительное объединение (группировка) предметов или явлений по их общим и существенным признакам.
Абстракция – это мыслительное отвлечение от рада свойств предметов и выделение одного, нужного для нас.
Мышление реализуется в
При интеллектуальной недостаточности недостаточность мышления проявляется, прежде всего, в слабости аналитико-синтетической деятельности, в низкой способности к отвлечению и обобщению, в затруднении понимания смысловой стороны любого языка. Темп мышления замедлен, тугоподвижен, страдает переключаемостью с одного вида умственной деятельности на другой. Недоразвитие мышления находится в прямой связи с общим нарушениям речи, поэтому словесные определения не связанные с конкретной ситуацией, устанавливаются детьми с большим трудом. Даже при достаточном словарном запасе и сохраненном грамматическом строе во внешне правильной речи мало выражена функция обобщения.
Об особенностях анализа и синтеза при восприятии объекта говорит тот факт, что при мыслительном его членении на составляющие части дети с интеллектуальной недостаточностью выделяют в предмете значительно меньшее количество частей, чем нормальные дети такого же возраста. Анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения ребенком с интеллектуальной недостаточностью отличается бедностью, непоследовательностью, фрагментарностью. Дети с интеллектуальной недостаточностью затрудняются проводить детальный, дробный анализ воспринимаемых предметов. Рассматривая объекты, они называют далеко не все составляющие его части даже тогда, когда хорошо знают их названия; а также не отмечают многие существенные свойства деталей, давно им известные. Наиболее легко для них вычленяются заметно выделяющиеся части предмета.
Школьники с интеллектуальной недостаточностью в большом количестве случаев опускают те части предмета, которые трудно выделить «глазом». В соответствии с этим общим правилом они обычно не выделяют в предмете те части, которые не имеют резких очертаний. А неотмеченными остаются части мало отличающиеся от соседних частей цветом или другими свойствами своей поверхности.
При полноценном анализе сначала происходит разделение предметов на несколько основных частей, затем – выделение из каждой части составляющих ее компонентов. Ученики вспомогательной школы не идут по этому пути. Они считают все выделенные части равнозначными. Вычленив частицу, являющуюся мелкой деталью какой-либо основной части предмета, дети отмечают ее как самостоятельную часть наряду с более крупными частями. Так, рассматривая алюминиевую кастрюльку, ученица отметила заклепки, но ничего не сказала о ручке. Разглядывая кошку, она заметила, что у нее есть усы, но не упомянула о голове. Следовательно, у первоклассников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует многоступенчатое, последовательно усложняющееся членение объектов.
У детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно младшего школьного возраста, не сформировано много ступенчатое, последовательно усложняющееся членение объектов. Им свойственна бессистемность анализа, которая выражается в том, что они рассматривают объект беспорядочно, не придерживаясь определенного плана. Например, назвав крайнюю правую часть предмета, они переходят к крайней левой, пропустив все промежуточные, потом выделяют нижнюю и т.п. При таком осуществлении анализа ученики одни из частей упоминают несколько раз, другие, иногда наиболее существенные и легко выделяемые, пропускают.
Совокупность неправомерно рядоположнных признаков объекта, выделенных бессистемно и неполно, ведет к тому, что у школьников с интеллектуальной недостаточностью не формируется четкого полноценного образа предмета. Следствие такого анализа – недостаточность синтеза, которая у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется в том, что, выделяя части объектов, дети не только не упоминают о связях между этими частями, но не отмечают даже их соседства, последовательности их расположения.
Целостное познание предмета обеспечивается как вычленением его деталей, так и выделением разного рода свойств: внешних (цвет, форма, величина и т.д.), функциональных (характеризуют применение предмета) и тех признаков, которые воспринимаются не зрением, а другими органами чувств (осязанием, обонянием и др.). Выявлено, что дети с интеллектуальной недостаточностью в процессе анализа выделяют значительно меньше свойств объекта, чем их нормально развивающиеся сверстники. Причем эта тенденция прослеживается как при анализе учениками новых незнакомых предметов, так и хорошо знакомых. Не все свойства предметов выделяются с одинаковой легкостью. Дети с интеллектуальной недостаточностью успешнее вычленяют зрительно воспринимаемые свойства, в частности цвет и величину предмета, блеск, пятнистость и т.п. Материал же, из которого сделан тот или иной объект, его форма выделяются ими лишь при благоприятных условиях, в частности сравнивая однородные предметы. Функциональные свойства предметов дети с интеллектуальной недостаточностью, особенно младших лет обучения, самостоятельно, без наводящих вопросов чаще всего не называют.
Анализ объектов и изображений оказывается более подробным, если он осуществляется с помощью взрослого – по его вопросам, а также, если ребенок вслух описывает то, что обнаруживает при рассмотрении предмета.
К старшему школьному возрасту у
учеников с интеллектуальной недостаточностью
происходят существенные изменения
в аналитико-синтетической
В процессе коррекционно-направленного обучения школьники с интеллектуальной недостаточностью овладевают умением достаточно подробно, придерживаясь определенного порядка, характеризовать воспринимаемый объект, начиная с наиболее существенных признаков и постепенно переходя к вычленению второстепенных. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности проявляется также в возрастающем умении учеников использовать данные своего собственного практического опыта для характеристики рассматриваемого предмета.
Сравнение опирается на анализ и синтез сопоставляемых объектов, так как отношения тождества, различия и сходства устанавливаются не только между их признаками, частями и свойствами.
В младших классах учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут пользоваться сравнением предметов как средством более глубокого их познания. Но в начале школьного обучения процессы сравнения протекают весьма своеобразно.
Сравнение двух предметов в качестве обязательного условия требует особым образом упорядоченного соотносительного анализа, т.е. последовательного выделения и сопоставления соответственных признаков каждого из сравниваемых предметов.
Выявлено несовершенство сравнения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: они не умеют последовательно выделять и сопоставлять соответственные признаки сравниваемых предметов.
Трудности соотносительного анализа проявляются часто в том, что ученики вспомогательной школы не вовлекают в сравнение оба сопоставляемых объекта. Начиная сравнивать, они обычно правильно соотносят 1-2 признака, а затем вычленяют какую-либо деталь одного предмета и соотносят ее с несопоставимой деталью другого объекта. Это приводит к тому, что сходные предметы определяются ими как различные, а несходные – как похожие или даже одинаковые.
Очень часто дети с интеллектуальной недостаточностью, сравнивая объекты, опираются на житейский опыт, который в конкретной ситуации наглядно не подкрепляется. Сравнивая предметы или явления, дети с интеллектуальной недостаточностью стремятся найти в низ черты различия, а сходных упоминают мало.
Задачу сравнения двух предметов
или изображений младшие
Отношения сходства дети с интеллектуальной недостаточностью устанавливают упрощенно, опираясь преимущественно на зрительно воспринимаемые свойства. Ими чаще сопоставляются такие признаки, как цвет, величина; реже осуществляется сходство по функциональным признакам и совсем редко – по осязательно воспринимаемым. Сравнивая самостоятельно предметы, дети с интеллектуальной недостаточностью отождествляют сходные объекты, как правило, не замечая различий между ними.
Ученики с интеллектуальной недостаточностью обычно обращают внимание только на те особенности, которые отличают один объект от другого. Они успешнее осуществляют соотносительный анализ объектов одного вида, например чашки и кружки. При установлении различий между такими объектами учащиеся с интеллектуальной недостаточностью говорят более детально об их признаках (сравнивают размер, цвет) и употребляют более разнообразны суждения, чем при определении их сходства.
Характеристика различий зависит от степени сходства сравниваемых предметов. Наиболее легко различаются детьми с интеллектуальной недостаточностью разнородные объекты, т.е. не имеющие явно выраженного сходства ни во внешнем строении, ни в использовании. Однако ученики часто ограничиваются лишь указанием на то, что сопоставляемые предметы имеют разные названия, назначения, а анализа объектов при этом не производят.
Говоря о различии объектов, дети с интеллектуальной недостаточностью привлекали в сравнение большее количество частей и свойств и употребляли более разнообразные виды суждений, чем тогда, когда говорили о сходстве этих объектов.
В процессе обучения у учеников с интеллектуальной недостаточностью реже встречаются «соскальзывания» со сравнения двух объектов к описанию одного их них. Совсем редки случаи сопоставления объектов по несоответственным признакам. Возникает число признаков, на которые опирается ученик, осуществляя сравнение. Изменяется характеристика сходства и различия сравниваемых предметов.
Наиболее существенный сдвиг состоит в том, что ученики выделяют у сравниваемых предметов соответственные признаки вне зависимости от того, одинаковы ли они. Так, сравнивая сходство между линейками, ученик третьего класса говорил: «У этой номера и у той. На этой линейке написано и на той тоже написано. Похожи».
В отдельных случаях ученики с интеллектуальной недостаточностью вспоминают о функциональных свойствах сравниваемых объектов. Так, сравнивая кружки, дети говорят, что из обеих можно пить чай; сравнивая пузырьки, вспоминают, что в них наливают лекарство.
Признаком серьезного сдвига в развитии мышления детей с интеллектуальной недостаточностью служит появление в ответах учащихся пятого класса обобщающих понятий, которые совершенно отсутствовали у учеников младших классов. Например, устанавливая сходство между медведем и лисой, дети аргументировали свое утверждение тем, что оба они – хищные животные, рассказывали об их образе жизни.
Информация о работе Мыслительные операции и их реализация при умственной отсталости