Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:16, контрольная работа
Рассматривая историю развития психики ребёнка, мы не можем обойтись без анализа потребности в новых впечатлениях и общении. Избирательность восприятия человеком окружающего мира мы также связываем с потребностями и интересами личности; выясняется, что и наша память зависит от направленности личности: что именно запоминается, как и на какой срок опять-таки связано с потребностями и интересами. Без направленности не обойтись при анализе мыслительной деятельности и внимания. В.В. Богословский отмечал: «Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека».
Введение-----------------------------------------------------------------------------------1
Общая психологическая структура личности.----------------------------2-5
Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности, их характеристика.---------------------5-9
Направленность личности, ее роль в жизнедеятельности человека--9-13
Заключение-----------------------------------------------------------------------------14-15
Список использованной литературы.
Введение----------------------
Заключение--------------------
Список использованной
литературы.
Введение.
Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.
По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность
самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.
Рассматривая историю развития
психики ребёнка, мы не можем
обойтись без анализа
1.Общая психологическая структура личности
Без сомнения, каждый взрослый человек, даже подросток не раз слышал и употреблял в жизни слово "личность". В милиции занимаются установлением личности, в школе пишут сочинения про личность того или иного литературного героя, изучают личность значимых в истории людей. Действительно, это слово многозначно. Но далеко не каждый
представляет себе, что же такое есть на самом деле человеческая
личность.
На Земле живет более шести миллиардов человек, и каждый из них уникален.
Но все мы различаемся не только цветом кожи или глаз, ростом или
телосложением, выражением лица или походкой. Каждый человек уникален
своим внутренним миром, который никогда не раскрывается в полной мере
окружающим. Да, какие-то черты внутреннего, духовного мира могут
повторяться среди людей, но недаром говорят, что у каждого человека есть
свое собственное Я.
Еще в древности мудрецы говорили, что для того, чтобы познать мир,
прежде всего, нужно познать самого себя. Узнав, откуда идут корни своего
особенного поведения, человеку куда легче разбираться и в других людях,
оценивать их поведение и поступки. Недаром одного человека могут
называть скупым и занудой, а другого - весельчаком, но трусом, - все это
качества, входящие в понятие "личность". Конечно, можно задаться
вопросом, каждый ли человек - личность? Но если путем логических
умозаключений достигнуть вывода, что не каждый (причем всегда найдутся
люди, готовые это оспорить), то размышления о человеческой личности не
будут иметь прежней важности. На тему человеческой личности размышляли десятки мыслителей, на эту тему написана не одна книга.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по разному, и в разнообразности их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Итак, Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественной по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Рассмотрим
структуру личности: - это система представлений
о личности, обобщающая процессуально
иерархические подструктуры личности
с подчинением низших подструктур высшим,
включающая наложенные на них подструктуры
способностей и характер
К данной подструктуре относятся | ||
Подструктура направленнос ти | Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы | Социальный уровень (биологического почти нет) |
Подструктура опыта | Умения, знания навыки, привычки | Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) |
Подструктура форм отражения | Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) | Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) |
Подструктура биологичес-ких, конституцио-нальных свойств | Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства | Биологический уровень (социальное практически отсутствует) |
Иерархическая
структура личности
(по К.К. Платонову)
Важнейшие компоненты структуры личности - способности, темперамент, харктер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Способности –
это индивидуально-
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
В психологии понятие ХАРАКТЕР (от греч. charakter -”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
ХАРАКТЕР - качество
личности, обобщающее наиболее выраженные,
тесно взаимосвязанные и
Волевые качества
охватывают несколько специальных
личностных свойств, влияющих на стремление
человека к достижению поставленных
целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно,
переживания и побуждения к деятельности,
а социальные установки – убеждения и
отношения людей.
2.
Понятие и сущность
направленности личности,
основные составляющие
направленности, их
характеристика.
Сегодня вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».
Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.
Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).
Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:
- влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;
- склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;
- идеал (от греч. идея, первообраз) - образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности;
- мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе.
Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения:
- убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;
- установка - готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.
Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;