Направленность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:16, контрольная работа

Описание

Рассматривая историю развития психики ребёнка, мы не можем обойтись без анализа потребности в новых впечатлениях и общении. Избирательность восприятия человеком окружающего мира мы также связываем с потребностями и интересами личности; выясняется, что и наша память зависит от направленности личности: что именно запоминается, как и на какой срок опять-таки связано с потребностями и интересами. Без направленности не обойтись при анализе мыслительной деятельности и внимания. В.В. Богословский отмечал: «Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека».

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------------1
Общая психологическая структура личности.----------------------------2-5
Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности, их характеристика.---------------------5-9
Направленность личности, ее роль в жизнедеятельности человека--9-13
Заключение-----------------------------------------------------------------------------14-15
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

направленность личности.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

- позиция - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;

- цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.

В целеполагании  важную роль играют информация о состоянии  вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное  состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата.

Направленность  формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут.

      Выделяют  три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная  направленность –  создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность  на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи

      Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

    • больше заняты собой и своими чувствами, проблемами
    • делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях
    • пытаются навязать свою волю группе
    • окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно

Люди с направленностью  на взаимные действия:

    • избегают прямого решения проблемы
    • уступают давлению группы
    • не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить
    • не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

Люди с деловой  направленностью:

    • помогают отдельным членам группы выражать свои мысли
    • поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели
    • легко и доступно излагают свои мысли и соображения
    • берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи
    • не уклоняются от непосредственного решения проблемы
 

3.Направленность  личности, ее роль  в жизнедеятельности  человека 

      В психике человека существует и такая  совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.

Характер —  приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.

Своеобразие характера  каждого человека определяется его  направленностью (устойчивой мотивационной  сферой личности) и особенностями  осуществления деятельности — волевыми качествами.

Деятельность  и поведение человека направляются устойчивой системой отношений. Если у  животных мотивация поведения постоянно  изменяется в зависимости от состояния  организма и внешних условий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений. Поэтому черты характера определяются и классифицируются, прежде всего, в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности.

Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Система отношений личности является основным ее качеством. Фундаментом, на котором надстраивается система отношений человека, являются потребности.

Вся система  отношений личности, ее направленность являются мотивационно–регуляционной подструктурой личности, определяющей общие особенности ее поведения.

Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы:

1. Отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям.

2. Отношение  человека к самому себе —  его самосознание.

Самосознание  имеет свою структуру — систему  самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию.

3. Отношение  к труду и другим видам деятельности.

4. Отношение  к вещам как продуктам человеческого  труда.

Наряду с вышеуказанным  подразделением отношений личности по содержанию различаются свойства этих отношений, которые также проявляются  в виде отдельных качеств характера  личности.

Различаются следующие  свойства отношений личности.

1. Социальная  значимость отношений человека, уровень их общественной ценности, который определяет моральные  качества человека, нравственность  его повседневного поведения,  соответствие направленности личности прогрессивным социальным идеям.

2. Разнообразие  потребностей личности, широта ее  интересов и осознание центральных  стержневых интересов, которые  определяют целеустремленность  личности.

3. Степень устойчивости  отношений, определяющая последовательность и настойчивость личности в достижении цели — цельность характера.

Широкая система  взглядов, представлений и понятий  об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную  основу поведения личности — ее мировоззрение. Особенностями мировоззрения как важнейшего характерологического свойства личности является степень его осознаваемости, целостность и научность. Развитое мировоззрение — показатель зрелости личности.

С мировоззрением связано формирование системы убеждений — устойчивого мотивационного образования, в котором знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них. Убеждения — это знания, ставшие принципом деятельности.

Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктурой характера.

Другой подструктурой  характера являются многообразные  обобщенные навыки поведения и деятельности.

Черты и типы характера. Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности.

Различаются черты  характера и типы характеров. Черты  характера выражаются в отдельных  общих особенностях поведения, а  тип характера — в общих  способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.

1. Волевые черты  характера — устойчивые индивидуально-типологические  особенности сознательной, понятийно-опосредованной  регуляции деятельности и поведения.  К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.

2. Эмоциональные  черты характера - устойчивые  индивидуально-типологические особенности  непосредственного, спонтанного  регулирования поведения.

3. Интеллектуальные  черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.

Характер каждого  человека представляет собой богатейшую палитру красок, тонов и полутонов, неповторимое, уникальное своеобразие.

Но главное  в человеке — это его центральные  жизненные устремления и способности к их реализации.

Итак, характер состоит из двух групп свойств  — мотивационных и исполнительских. Устойчивые мотивационные свойства, то есть направленность личности, являются показателем уровня развития личности. Эта сфера личности в наибольшей мере связана с интеллектом, эмоциями и чувствами.

Исполнительская же сфера личности — особенности  ее сознательной саморегуляции, определяются волевыми качествами личности. Но различные  волевые качества личности могут  быть развиты в неодинаковой степени. Так, большая сила характера может сочетаться с некоторой его неуравновешенностью, твердость характера — с недостаточной его целеустремленностью и т.д. Это зависит от обстоятельств жизни, от тех требований, которые преимущественно предъявлялись к человеку на его жизненном пути.

Наряду с отдельными чертами характера можно выделить общий способ адаптации личности к действительности — тип характера  человека. При определении типа характера  выделяется то существенно общее  в характерах отдельных групп людей, которое определяет стиль их жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде.

Типы характера:

1. Гармонически  целостный тип, хорошо адаптируемый  в различных ситуациях. Этот  тип характера отличается устойчивостью  отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.

2. Внутренне  конфликтный тип, но внешне  согласованный со средой. Этот тип характера отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

3. Конфликтный  тип с пониженной адаптацией. Этот тип характера отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств.

4. Вариативный  тип, адаптирующийся к любым  условиям в результате неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество к внешним обстоятельствам является суррогатом пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства. Для достижения своих основных целей, не отступая при этом от социально положительных норм и требований.

Итак, характер - это общая регулятивная особенность личности, которая формируется в соответствующих условиях жизни. Основой воспитания характера является система воздействий на направленность личности и соответствующая организация способов жизнедеятельности человека. 
 
 
 
 

Заключение.

   Личность человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессах (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность каждого человека неповторима в своей индивидуальности.

   Одна из существенных сторон мотивации поведения человека - направленность личности. Общая направленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необходимость, установки) систему побуждений,

Информация о работе Направленность личности