Нарушение памяти при локальных поражениях мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 03:42, реферат

Описание

Актуальность работы определяется необходимостью изучения механизмов нарушения психической деятельности при локальных поражениях головного мозга.
Теоретической основой работы послужили исследования А.Р. Лурия, Е.Д.Хомской, С.Я. Рубинштейн, Л.С. Цветковой и т.д.
Цель: теоретическое изучение особенностей памяти у больных с локальными поражениями мозга.
Предмет: особенности нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Амнезии.

Содержание

Введение……………………………..…………………………………………3
Память, как процесс сохранения информации о раздражителе.
Биологическая и психическая функции памяти……………………………………………………………….…….4
Характеристики памяти………………………………………….…………………………4
Параметры, характеризующие память как психическую функцию………………………………………………………………….5
Произвольная мнестическая деятельность…………………………………………………..………….6
Непроизвольное запоминание материала…………………………………………………………………7
Нарушения памяти.
Гипомнезия……………………………………………………………..9
Парамнезия……………………………………………………………..10
Гипермнезия……………………………………………………………11
Основные типы нарушений памяти.
Модально-неспецифические нарушения памяти………………………………………………..……………11
Б.Модально-специфические нарушения памяти………………………………………………………….……..15
Псевдоамнезии……………………………...……………………16
Заключение……………………………………………………………………..18
Библиографический список…………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

нейропсихология.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агенство по образованию

Государственное  образовательно учреждение

высшего профессионального образования

Тульский  государственный университет

Кафедра психологии 
 
 
 

Реферат на тему 

«Нарушение памяти при локальных поражениях мозга». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка гр.820582

Именгалиева А.Е. 

Проверил: Бородин  
 
 
 

Тула 2010

                                                   Содержание.

  1. Введение……………………………..…………………………………………3
  2. Память, как процесс сохранения информации о раздражителе.
    1. Биологическая и психическая функции памяти……………………………………………………………….…….4
    2. Характеристики памяти………………………………………….…………………………4
    3. Параметры, характеризующие память как психическую функцию………………………………………………………………….5
    4. Произвольная мнестическая деятельность…………………………………………………..………….6
    5. Непроизвольное запоминание материала…………………………………………………………………7
      1. Нарушения памяти.
    1. Гипомнезия……………………………………………………………..9
    2. Парамнезия……………………………………………………………..10
    3. Гипермнезия……………………………………………………………11
    4. Основные типы нарушений памяти.
      1. Модально-неспецифические нарушения памяти………………………………………………..……………11

      Б.Модально-специфические  нарушения памяти………………………………………………………….……..15

      1. Псевдоамнезии……………………………...……………………16
      1. Заключение……………………………………………………………………..18
      2. Библиографический список…………………………………………………...20
 
 
 
 
 
 
 
 

I) Введение.

 Психологические исследования имеют теоретическое  и практическое значение для психологии, психиатрии, медицины, образования и многих социальных  сфер  жизнедеятельности  человека.  Психологическое исследование объединяет в себе многие положения, факты научных исследований множества сложных дисциплин. Психология как наука исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с формированием и протеканием психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений  отражательной  деятельности  мозга.

 Проблема  расстройств памяти всегда стояла в  центре психиатрических и патопсихологических  исследований. Диапазон проблемы нарушений  памяти при локальных поражениях мозга достаточно широк - это гипомнезии, гипермнезии, амнезии, парамнезии. Закономерности   нарушений   непроизвольного   запоминания,   наблюдающиеся   в  клинике   локальных поражений головного мозга, начали особенно подробно изучаться в связи с интересом к проблеме межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

 Описания  различных форм нарушений (и аномалий)   памяти   при   разных   патологических   состояниях   в   клинической   литературе   довольно многочисленны.

 Исследования  патологии памяти важны в теоретическом  отношении, так как они позволяют  выяснить, какие структуры, факторы  участвуют в протекании мнестической деятельности, и сопоставить данные о нарушенных звеньях мнестической деятельности. Изучение этого вопроса также диктуется потребностью создания реабилитационных и коррекционных программ для людей с такими нарушениями.

 Актуальность  работы определяется необходимостью изучения механизмов нарушения психической деятельности при локальных поражениях головного мозга.

 Теоретической основой работы послужили исследования А.Р. Лурия, Е.Д.Хомской, С.Я. Рубинштейн, Л.С. Цветковой и т.д.

 Цель: теоретическое изучение особенностей памяти у больных с локальными поражениями мозга.

 Предмет: особенности нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Амнезии. 
 
 
 
 

 
  1. Память, как процесс сохранения информации о раздражителе.
 

 Памятью  называется  сохранение  информации  о раздражителе  после  того,  как  его  действие  уже прекратилось. Это общее определение памяти подходит к самым различным ее проявлениям.

 Также ее называют особым видом психической деятельности, связанным с восприятием (рецепцией), удержанием (ретенцией) и воспроизведением (репродукцией) информации. Память является интегральной частью процессов мышления и обучения. В механизмах памяти главенствующее значение отводится рибонуклеиновой кислоте (РНК), в молекуле которой кодируется, шифруется и хранится информация.

 В настоящее  время различают память как биологическую  функцию и память как функцию  психическую (или нервно-психическую). 

 1.Биологическая  и психическая  функции памяти.

 Все биологические  системы характеризуются наличием механизмов памяти, то есть обладают определенными  нервными аппаратами, которые обеспечивают фиксацию, сохранение, считывание и воспроизведение следа. Эти четыре самостоятельные фазы, выделяемые в процессах памяти как в биологических, так и в более сложных — психических — системах, являются всеобщими.

 Память как  биологическая функция — это прежде всего память филогенетическая, или наследственная, которая определяет строение каждого организма в соответствии с историей его вида. Биологическая память существует не только в филогенетической, но и в онтогенетической форме. К последней относятся, например, явление иммунитета, приобретаемого в процессе онтогенеза, и многие другие явления, протекающие на элементарных — физиологическом и даже клеточном — уровнях.

 Память как  психическая функция тоже относится к онтогенетической памяти. 

 2.Характеристики  памяти.

 Основными характеристиками памяти как биологической и психической функции являются:

 ♦ длительность формирования следов;

 ♦ их прочность  и продолжительность удержания;

 ♦ объем запечатленного материала;

 ♦ точность его считывания;

 ♦ особенности  его воспроизведения.

 По мнению E. H. Соколова, разные биологические системы четко различаются по этим параметрам. Многие биологические системы памяти характеризуются слабым развитием и даже отсутствием механизмов считывания и воспроизведения. У человека, обладающего сложными формами мнестической деятельности, эти две фазы (считывания и воспроизведения) развиты в максимальной форме. Однако именно механизмы считывания и воспроизведения следов являются наиболее ранимыми при разных патологических состояниях (в том числе и при локальных поражениях мозга). 

 По длительности процессы памяти подразделяются на три категории.

 1. Мгновенная память — кратковременное запечатление следов, длящееся несколько секунд (от 0,1 до 0,5 секунд).  Она  связана с  удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации.

 2. Кратковременная память — процессы запечатления, которые длятся несколько минут. Представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти равен в среднем от 5 до 9 элементов информации.

 3. Долговременная память — длительное (возможно, в течение всей жизни) сохранение следов, в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. 

 Предполагается, что в основе этих видов памяти лежат разные механизмы (физиологические, структурные и др.). 

 3.Параметры,  характеризующие  память как психическую  функцию.

 Память как психическая функция помимо перечисленных параметров характеризуется еще рядом других.

 Во-первых, процессы памяти можно характеризовать с точки зрения их модальности. Мнестические процессы могут протекать в разных анализаторных системах; соответственно, выделяют разные модально-специфические формы памяти:

 ♦ зрительную (связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов);

 ♦ слуховую (хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков музыкальных, речевых; особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой);

 ♦ тактильную;

 ♦ двигательную (или моторную);

 ♦ обонятельную и др.

 Существует  также аффективная, или эмоциональная, память, или память на эмоционально окрашенные события. Разные формы памяти характеризуют работу различных систем и имеют отношение к разным модальностям или качеству раздражителя. 

 Во-вторых, это уровень управления или регуляции мнестическими процессами. Как и все другие высшие психические функции, память характеризуется произвольным и непроизвольным уровнями реализации (запоминания и воспроизведения материала), то есть существует произвольная и непроизвольная память. Именно в произвольной форме память выступает как особая мнестическая деятельность. 

 В-третьих  — это характеристика памяти с точки зрения ее семантической организации. Согласно этому параметру, память подразделяется на неосмысленную (механическую) и семантически организованную (семантическую). Эти три основных параметра характеризуют процессы памяти у человека. 

 4.Произвольная  мнестическая деятельность.

 Лучше всего  исследована память как произвольная мнестическая деятельность, которая, как и всякая другая произвольная психическая деятельность, имеет определенную структуру. Она включает в себя:

 а) стадию мотива (или намерения);

 б) стадию программирования мнестической деятельности;

 в)  стадию использования различных способов запоминания материала, различных  мнестических операций (приема укрупнения материала, его семантической организации и др.);

 г)    стадию контроля за результатами деятельности и коррекции, если эти результаты неудовлетворительны с точки  зрения поставленной задачи. 

 Можно выделить и некоторые специфические закономерности, которые характеризуют произвольную мнестическую деятельность как таковую. Известно, что различные по модальности раздражители запечатлеваются испытуемыми по-разному. В этом, по-видимому, немаловажную роль играют врожденные способности человека. Одни склонны к лучшему запечатлению зрительной информации, другие — кожно-кинестетической или звуковой (вербальной или невербальной). Этот феномен имеет отношение к так называемым частным способностям, которые проявляются также и в особенностях памяти.  Мнестическая деятельность четко зависит и от характера смысловой организации материала (как невербального, наглядно-образного, так и вербального). Различные этапы (или стадии) мнестической деятельности в разной степени подчиняются произвольной регуляции. Наиболее регулируемыми являются стадия запечатления (с помощью специальных приемов) и стадия воспроизведения материала. В меньшей степени произвольному контролю подчиняется стадия хранения материала. Эти особенности организации произвольной мнестической деятельности находят свое проявление в особенностях их нарушений при локальных поражениях мозга. 

 5.Непроизвольное  запоминание материала.

 Непроизвольное  запоминание материала  характеризуется своими закономерностями. Существует ряд факторов, от которых зависит лучшее или худшее непроизвольное запоминание материала. Из классических работ по психологии известно, что лучше запоминается то, что является целью деятельности или вызывает какие-то затруднения во время ее осуществления. Известно также, что непроизвольная (или непосредственная) память неодинакова в разные периоды жизни человека: она лучше в детском возрасте и постепенно ухудшается по мере старения. Однако механизмы непроизвольного запечатления информации действуют, конечно, в течение всей жизни человека. И человеческий мозг, так же как и мозг высокоразвитых животных, в той или иной степени запечатлевает, по-видимому, всю информацию, которую он воспринимает. В то же время огромное количество следов в обычных условиях не воспроизводится, и они актуализируются лишь в специальных ситуациях (например, в условиях гипноза или при каких-то особых — в том числе патологических — состояниях). 

Информация о работе Нарушение памяти при локальных поражениях мозга