Нарушение памяти при локальных поражениях мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 03:42, реферат

Описание

Актуальность работы определяется необходимостью изучения механизмов нарушения психической деятельности при локальных поражениях головного мозга.
Теоретической основой работы послужили исследования А.Р. Лурия, Е.Д.Хомской, С.Я. Рубинштейн, Л.С. Цветковой и т.д.
Цель: теоретическое изучение особенностей памяти у больных с локальными поражениями мозга.
Предмет: особенности нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Амнезии.

Содержание

Введение……………………………..…………………………………………3
Память, как процесс сохранения информации о раздражителе.
Биологическая и психическая функции памяти……………………………………………………………….…….4
Характеристики памяти………………………………………….…………………………4
Параметры, характеризующие память как психическую функцию………………………………………………………………….5
Произвольная мнестическая деятельность…………………………………………………..………….6
Непроизвольное запоминание материала…………………………………………………………………7
Нарушения памяти.
Гипомнезия……………………………………………………………..9
Парамнезия……………………………………………………………..10
Гипермнезия……………………………………………………………11
Основные типы нарушений памяти.
Модально-неспецифические нарушения памяти………………………………………………..……………11
Б.Модально-специфические нарушения памяти………………………………………………………….……..15
Псевдоамнезии……………………………...……………………16
Заключение……………………………………………………………………..18
Библиографический список…………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

нейропсихология.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

 Расстройства  семантической памяти проявляются  прежде всего в нарушении избирательности  воспроизведения следов, например в  трудностях логического последовательного изложения сюжета только что прочитанного больному рассказа, басни (или какого-либо другого логически связного текста), в легком соскальзывании на побочные ассоциации. В заданиях на повторение серии слов такие больные обнаруживают «феномен привнесения новых слов», то есть тех, которых не было в списке, слов-ассоциаций (смысловых или звуковых). Неустойчивость семантических связей у подобных больных проявляется не только в заданиях на запоминание логически связного материала (словесного, наглядно-образного), но и при решении разного рода интеллектуальных задач (на аналогии, определение понятий и др.). У этой категории больных страдают и процессы опосредования запоминаемого материала (например, с помощью его семантической организации), что также является особенностью нарушений памяти при медиобазальных поражениях лобных долей мозга. 

 Б. Модально-специфические  нарушения памяти.

 Ко  второму типу мнестических дефектов, встречающихся в клинике локальных поражений головного мозга, относятся модально-специфические нарушения памяти. Эти нарушения связаны с определенной модальностью стимулов и распространяются только на раздражители, адресующиеся какому-то одному анализатору.

 К модально-специфическим  нарушениям относятся нарушения  зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти и др. В отличие от модально-неспецифических расстройств памяти, которые наблюдаются при поражении I функционального блока мозга, модально-специфические нарушения памяти возникают при поражении разных анализаторных систем, то есть II и III функциональных блоков мозга.

 При поражении  разных анализаторных систем соответствующие  модальные нарушения памяти могут  проявиться вместе с гностическими  дефектами. Однако нередко нарушения  в работе анализаторной системы распространяются только на мнестические процессы, в то время как гностические функции остаются сохранными. 

 Нарушения слухоречевой памяти.

 Наиболее  изученной формой модально-специфических  нарушений памяти являются нарушения  слухоречевой памяти, которые лежат в основе акустико-мнестической афазии. В этих случаях у больных нет общих нарушений памяти, как у описанной выше группы больных (как и нарушений сознания). Дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме. В то же время у таких больных отсутствуют и четкие расстройства фонематического слуха, что указывает на возможность поражения только одного мнестического уровня слухоречевой системы. 

 Нарушения зрительно-речевой  памяти.

 При оптико-мнестической форме афазии определенным образом нарушается зрительно-речевая память и больные не могут назвать показываемые им предметы, хотя их функциональное назначение им понятно и они пытаются его описать (жестами, междометиями и т. п.). У этих больных нарушены зрительные представления объектов, вследствие чего нарушен и рисунок, однако они не обнаруживают никаких собственно гностических зрительных расстройств, полностью ориентируясь в окружающем зрительном мире (и его изображениях). В этих случаях также страдает лишь мнестический уровень работы зрительной (или зрительно-речевой) системы. 

 Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария  мозга (у правшей). Для поражения  правого полушария мозга присущи  другие формы модально-специфических  расстройств памяти. В этих случаях нарушения слуховой памяти распространяются преимущественно на неречевой (музыкальный) слух — возникают явления амузии, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты. Нарушения зрительной памяти наблюдаются по отношению к конкретным невербализуемым объектам (например, лицам) — возникают явления агнозии на лица, в которых также объединены и гностические, и мнестические дефекты. Как специальные формы модально-специфических нарушений памяти, связанные преимущественно с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария, возможны нарушения пространственной и цветовой памяти, протекающие на фоне сохранного пространственного и цветового гнозиса. 

 В. Псевдоамнезии.

 Помимо двух основных типов амнезий, описанных  выше, в нейропсихологии выделяется еще один тип мнестических нарушений, когда память страдает главным образом как мнестическая деятельность. Такого типа нарушения памяти, которые можно назвать псевдоамнезией, характерны для больных с массивными поражениями лобных долей мозга (левой лобной доли или обеих лобных долей). Сама задача запомнить материал не может быть поставлена перед «лобными» больными, так как у них грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, то есть страдает структура любой сознательной психической деятельности, в том числе и мнестической. 

 То, что больной  «не принимает» задание, отнюдь не означает, что у него грубо нарушена память. Опыты показали, что на непроизвольном уровне память у этих больных может  быть достаточно сохранной. Так, если больному показать несколько картинок, он легко узнает их среди многих других при непроизвольном пассивном узнавании. Однако если ему дается инструкция произвольно запомнить какой-либо материал (например, 10 слов), то активная мнестическая деятельность оказывается нарушенной. Больной в лучшем случае воспроизводит 3-4 слова из 10, несмотря на многократное повторение материала. Возникает «плато» в кривой воспроизведения материала, очень характерное для данной категории больных. Оно свидетельствует об отсутствии у них какой-либо стратегии, обдуманного плана запоминания материала.

 В то же время  при чтении списка слов, в котором  имеются и эти 10 слов, больной  легко узнает почти все слова, так как в этом случае от него не требуется активного произвольного воспроизведения. Таким образом, в целом у больных с поражением лобных долей мозга непроизвольная память (непроизвольное запечатление и непроизвольное узнавание) лучше, чем произвольная; последняя, как и всякая другая произвольная психическая деятельность, у данной категории больных нарушена первично. Нарушения памяти как мнестической деятельности имеют генеральный характер, распространяясь на любой материал: вербальный, невербальный, осмысленный, неосмысленный.

 Эти нарушения  можно обозначить как псевдоамнезию, поскольку у «лобных» больных нет первичных нарушений следовых процессов, а страдает общая организация любой произвольной психической деятельности в целом. У «лобных» больных (особенно при двухстороннем поражении лобных долей) наблюдается не только псевдоамнезия, но и другие псевдодефекты (зрительная, слуховая, тактильная псевдоагнозия и др.), связанные с распадом любой произвольной познавательной деятельности. 
 
 

    
  1.   Заключение.
 

 Анализ нарушений  памяти в последние годы продолжает разрабатываться в нескольких направлениях:

 ♦  изучается  структура нарушений памяти, возникающих  при разных по локализации очагах поражения;

 ♦  исследуется  роль определенных мозговых структур в осуществлении разных по характеру  мнестических процессов;

 ♦  анализируются  особенности нарушений разных звеньев и этапов в структуре мнестической деятельности;

 ♦  исследуются  особенности модально-неспецифических  и модально-специфических нарушений  памяти в детском возрасте и др.

 Среди этих работ  значительное место занимают исследования, посвященные вкладу левого и правого полушарий в процессы запоминания вербального и невербального материала (работы Э. Г. Симерницкой, Н. К. Корсаковой, Л. И. Московичюте, Ю. В. Микадзе, О. А. Кротковой и др.). Авторам удалось установить, что левое полушарие играет ведущую роль в произвольной мнестической деятельности (или в ее произвольных компонентах, звеньях), в то время как правое полушарие доминирует в ее непроизвольных формах (компонентах, звеньях).

 В контексте  проблемы межполушарной асимметрии мозга изучаются и временные  параметры осуществления произвольной мнестической деятельности. Непосредственное и отсроченное запоминание и воспроизведение также соотносятся со структурами правого и левого полушарий. Показано, что при непосредственном запоминании и воспроизведении в осуществлении мнестической деятельности прежде всего участвует правое полушарие, а при отсроченном запоминании и воспроизведении — левое (у правшей). При левосторонних поражениях непосредственное воспроизведение материала более сохранно, чем при правосторонних.

 Разрабатываются также представления о разной роли левого и правого полушарий  мозга в узнавании и воспроизведении  вербального и невербального  материала. Показаны латеральные различия в кодировании и запоминании  информации (вербальной и невербальной) по ведущим и специфическим для каждого вида информации признакам. Так, для вербального материала ведущими являются смысловые характеристики, которые обеспечиваются преимущественно левым полушарием, а для невербального материала — перцептивные признаки, которые «кодируются» и «запоминаются» преимущественно структурами правого полушария. Быстро накапливаются новые данные о нарушениях памяти и в рамках детской нейропсихологии.

 Новое и интенсивно развивающееся  направление - это изучение особенностей нарушений мнестических процессов (в том числе и латеральных различий) при поражении глубоких подкорковых областей мозга и при воздействии на эти структуры вследствие стереотаксических операций. Отчетливые латеральные различия в нарушениях мнестических процессов обнаружены и в этих случаях.

 Исследование  памяти при локальных поражениях мозга является важным для понимания  о состоянии психической деятельности. Колебания продуктивности мнестической деятельности зависят от возраста и давности полученного поражения. Поэтому требуется более глубокое изучение особенностей памяти у больных с разным сроком отдаленности тпоражения и дальнейшей экспериментальной работы. 
 
 
 
 
 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

V. Библиографический  список

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. - М.,1960.
  2. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: «Академия», 2005. – 208 с.
  3. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы.- М.,1978.
  4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
  5. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти в 2-х томах.- М., 1975.
  6. Марилов В.В. Общая психопатология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2002. – 224 с.
  7. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаев С.И. Медицинская психология. Учебник для вузов. – М.: Логос, 2003. – 320 с.
  8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: ВЛАДОС, 2003.
  9. Рубинштейн С.Я.. Экспертиза восстановления трудоспособности послевоенных травм мозга.//Хрестоматия по патопсихологии. Под ред. Б.В.Зейгарник, А.П.Корнилова, В.В.Николаевой, - М., изд-во Моск. Ун-та, 1981.
  10. Руководство по психиатрии. Под ред. А.В.Снежевского. - т.1.- М.1983.
  11. Справочник по психиатрии/ под. ред. А.В. Снежевского. - М., 1985
  12. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М., 2002.
  13. Хомская Е.Д. Мозг и активация. - М., 1972.
  14. Хрестоматия по патопсихологии. Под ред. Б.В. Зейгарник, А.П. Корнилова, В.В. Николаевой, - М., 1981.
  15. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение-АО «Учеб. Лит.»,  1995.

Информация о работе Нарушение памяти при локальных поражениях мозга