Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 03:42, реферат
Актуальность работы определяется необходимостью изучения механизмов нарушения психической деятельности при локальных поражениях головного мозга.
Теоретической основой работы послужили исследования А.Р. Лурия, Е.Д.Хомской, С.Я. Рубинштейн, Л.С. Цветковой и т.д.
Цель: теоретическое изучение особенностей памяти у больных с локальными поражениями мозга.
Предмет: особенности нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Амнезии.
Введение……………………………..…………………………………………3
Память, как процесс сохранения информации о раздражителе.
Биологическая и психическая функции памяти……………………………………………………………….…….4
Характеристики памяти………………………………………….…………………………4
Параметры, характеризующие память как психическую функцию………………………………………………………………….5
Произвольная мнестическая деятельность…………………………………………………..………….6
Непроизвольное запоминание материала…………………………………………………………………7
Нарушения памяти.
Гипомнезия……………………………………………………………..9
Парамнезия……………………………………………………………..10
Гипермнезия……………………………………………………………11
Основные типы нарушений памяти.
Модально-неспецифические нарушения памяти………………………………………………..……………11
Б.Модально-специфические нарушения памяти………………………………………………………….……..15
Псевдоамнезии……………………………...……………………16
Заключение……………………………………………………………………..18
Библиографический список…………………………………………………...20
Расстройства
семантической памяти проявляются
прежде всего в нарушении
Б. Модально-специфические нарушения памяти.
Ко второму типу мнестических дефектов, встречающихся в клинике локальных поражений головного мозга, относятся модально-специфические нарушения памяти. Эти нарушения связаны с определенной модальностью стимулов и распространяются только на раздражители, адресующиеся какому-то одному анализатору.
К модально-специфическим нарушениям относятся нарушения зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти и др. В отличие от модально-неспецифических расстройств памяти, которые наблюдаются при поражении I функционального блока мозга, модально-специфические нарушения памяти возникают при поражении разных анализаторных систем, то есть II и III функциональных блоков мозга.
При поражении
разных анализаторных систем соответствующие
модальные нарушения памяти могут
проявиться вместе с гностическими
дефектами. Однако нередко нарушения
в работе анализаторной системы распространяются
только на мнестические процессы, в то
время как гностические функции остаются
сохранными.
Нарушения слухоречевой памяти.
Наиболее
изученной формой модально-специфических
нарушений памяти являются нарушения
слухоречевой памяти, которые лежат в
основе акустико-мнестической афазии.
В этих случаях у больных нет общих нарушений
памяти, как у описанной выше группы больных
(как и нарушений сознания). Дефект слухоречевой
памяти выступает в изолированной форме.
В то же время у таких больных отсутствуют
и четкие расстройства фонематического
слуха, что указывает на возможность поражения
только одного мнестического уровня слухоречевой
системы.
Нарушения зрительно-речевой памяти.
При оптико-мнестической
форме афазии определенным образом нарушается
зрительно-речевая память и больные не
могут назвать показываемые им предметы,
хотя их функциональное назначение им
понятно и они пытаются его описать (жестами,
междометиями и т. п.). У этих больных нарушены
зрительные представления объектов, вследствие
чего нарушен и рисунок, однако они не
обнаруживают никаких собственно гностических
зрительных расстройств, полностью ориентируясь
в окружающем зрительном мире (и его изображениях).
В этих случаях также страдает лишь мнестический
уровень работы зрительной (или зрительно-речевой)
системы.
Нарушения слухоречевой
и зрительно-речевой памяти характерны
лишь для поражений левого полушария
мозга (у правшей). Для поражения
правого полушария мозга
В. Псевдоамнезии.
Помимо двух
основных типов амнезий, описанных
выше, в нейропсихологии выделяется
еще один тип мнестических нарушений,
когда память страдает главным образом
как мнестическая деятельность. Такого
типа нарушения памяти, которые можно
назвать псевдоамнезией, характерны для
больных с массивными поражениями лобных
долей мозга (левой лобной доли или обеих
лобных долей). Сама задача запомнить материал
не может быть поставлена перед «лобными»
больными, так как у них грубо нарушается
процесс формирования намерений, планов
и программ поведения, то есть страдает
структура любой сознательной психической
деятельности, в том числе и мнестической.
То, что больной «не принимает» задание, отнюдь не означает, что у него грубо нарушена память. Опыты показали, что на непроизвольном уровне память у этих больных может быть достаточно сохранной. Так, если больному показать несколько картинок, он легко узнает их среди многих других при непроизвольном пассивном узнавании. Однако если ему дается инструкция произвольно запомнить какой-либо материал (например, 10 слов), то активная мнестическая деятельность оказывается нарушенной. Больной в лучшем случае воспроизводит 3-4 слова из 10, несмотря на многократное повторение материала. Возникает «плато» в кривой воспроизведения материала, очень характерное для данной категории больных. Оно свидетельствует об отсутствии у них какой-либо стратегии, обдуманного плана запоминания материала.
В то же время
при чтении списка слов, в котором
имеются и эти 10 слов, больной
легко узнает почти все слова,
так как в этом случае от него
не требуется активного
Эти нарушения
можно обозначить как псевдоамнезию,
поскольку у «лобных» больных нет первичных
нарушений следовых процессов, а страдает
общая организация любой произвольной
психической деятельности в целом. У «лобных»
больных (особенно при двухстороннем поражении
лобных долей) наблюдается не только псевдоамнезия,
но и другие псевдодефекты (зрительная,
слуховая, тактильная псевдоагнозия и
др.), связанные с распадом любой произвольной
познавательной деятельности.
Анализ нарушений памяти в последние годы продолжает разрабатываться в нескольких направлениях:
♦ изучается структура нарушений памяти, возникающих при разных по локализации очагах поражения;
♦ исследуется роль определенных мозговых структур в осуществлении разных по характеру мнестических процессов;
♦ анализируются особенности нарушений разных звеньев и этапов в структуре мнестической деятельности;
♦ исследуются
особенности модально-
Среди этих работ значительное место занимают исследования, посвященные вкладу левого и правого полушарий в процессы запоминания вербального и невербального материала (работы Э. Г. Симерницкой, Н. К. Корсаковой, Л. И. Московичюте, Ю. В. Микадзе, О. А. Кротковой и др.). Авторам удалось установить, что левое полушарие играет ведущую роль в произвольной мнестической деятельности (или в ее произвольных компонентах, звеньях), в то время как правое полушарие доминирует в ее непроизвольных формах (компонентах, звеньях).
В контексте проблемы межполушарной асимметрии мозга изучаются и временные параметры осуществления произвольной мнестической деятельности. Непосредственное и отсроченное запоминание и воспроизведение также соотносятся со структурами правого и левого полушарий. Показано, что при непосредственном запоминании и воспроизведении в осуществлении мнестической деятельности прежде всего участвует правое полушарие, а при отсроченном запоминании и воспроизведении — левое (у правшей). При левосторонних поражениях непосредственное воспроизведение материала более сохранно, чем при правосторонних.
Разрабатываются
также представления о разной
роли левого и правого полушарий
мозга в узнавании и
Новое и интенсивно развивающееся направление - это изучение особенностей нарушений мнестических процессов (в том числе и латеральных различий) при поражении глубоких подкорковых областей мозга и при воздействии на эти структуры вследствие стереотаксических операций. Отчетливые латеральные различия в нарушениях мнестических процессов обнаружены и в этих случаях.
Исследование
памяти при локальных поражениях
мозга является важным для понимания
о состоянии психической
V. Библиографический список
Информация о работе Нарушение памяти при локальных поражениях мозга