Неформальные молодежные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 11:53, реферат

Описание

Неформальные объединения по сути целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия.

Содержание

Введение

Основная часть

1. Понятие неформалов. "Неформалы, кто они? "

а) Экстернальная культура

б) Символика

в) Основные признаки неформалов

2. История неформального движения. Причины возникновения

3. Классификация неформалов

а) Ассоциальные

б) Антисоциальные

в) Просоциальные

г) Неформалы художественной направленности

III. Заключение

Работа состоит из  1 файл

Неформальные молодежные объединения.docx

— 57.86 Кб (Скачать документ)

В дореволюционной России насчитывались сотни различных  обществ, клубов, ассоциаций, созданных  по различным признакам на основе добровольности участия. Однако подавляющее их большинство имело замкнутый, кастовый характер. В тоже время, например, появление и существование многочисленных рабочих кружков, создававшихся по инициативе самих рабочих, ярко свидетельствовало об их стремлении удовлетворить свои социальные и культурные запросы. Уже в первые годы советской власти появились принципиально новые общественные организации, собравшие в своих рядах миллионы сторонников нового строя и ставившие целью активное участи в строительстве социалистического государства. Так, одно из конкретных форм борьбы с неграмотностью населения стало созданное по инициативе В. И. Ленина общество "Долой неграмотность". (ОДН) , которое существовало с 1923 по 1936 г. В числе первых 93 членов общества были В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский и другие видные деятели молодого советского государства. Подобные организации имелись на Украине, Грузии и в других союзных республиках.

В 1923 году появилось добровольное общество "Друг детей", которое  работало под руководством детской  комиссии при ВЦИК, возглавлявшейся  Ф. Э. Дзержинским. Деятельность общества, проходившее под лозунгом "Все  на помощь детям! ", прекратилось в  начале 30-х годов, когда было в  основном покончено с детской  беспризорностью и бездомностью. В 1922 году была создана Международная  организация помощи борцам революции (МОПР) - прообраз советского фонда мира, сформировавшегося в 1961 году.

Кроме названных в стране действовали десятки других общественных формирований: Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, ОСВОД, общество "Долой преступность", Всесоюзное противоалкогольное общество, Всесоюзное общество изобретателей  и другие.

В первые годы советской  власти стали возникать многочисленные творческие объединения. В 1918 году были созданы Всероссийский союз рабочих  писателей, Всероссийский союз писателей  и Всероссийский союз поэтов. В 1919 году организовалась вольная философская  ассоциация, среди членов-учредителей  которой были А. Белый, А. Блок, В. Мейерхольд.

Этот процесс продолжался  и в двадцатые годы. За период 1920-1925 гг. в стране возникали десятки  литературных групп объединявших сотни и тысячи поэтов и писателей: "Октябрь", "Левый фронт искусства", "Перевал", "Молодая гвардия" и другие. Появилось множество футуристических группировок ("Искусство коммуны", Дальневосточное "Творчество", Украинский "Асканфут") .

Выражая свое отношение к  различным литературным течения  и группам, ЦК РКП(б) в 1925 году подчеркивал, что "партия должна высказываться  за свободное соревнование различных  группировок и течений в данной области. Всякое иное решение вопроса  было бы казнено - бюрократическим псевдорешением. Точно также недопустима декретом или партийным постановлением легализованное литерарно-издательское дело какой-либо группы или литературной организации".

В послереволюционный период возникли благоприятные условия  и для создания ряда новых художественных объединений. Самым крупным из них  явилось Ассоциация художников революционной  России, в которую вошли художники-реалисты. Кроме того, тогда же сформировались Общества станковистов, Общество московских художников и другие.

Среди музыкальных организаций  и групп, образовавшихся в двадцатых  годах, следует прежде всего отметить Ассоциацию современной музыки, в  которую входили А. Александров, Д. Шостакович, Н. Мясковский и другие. В 1923 году была организована Российская Ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ) , в 1925 году - Производственный коллектив  студентов   композиторов Московской консерватории ("ПРОКОЛЛ") и ряд других. Быстрое расширение сети различных объединений в первые после революционные годы позволяло надеется на их дальнейшее бурное развитие. Однако путь путь, который прошли самодеятельные общественные формирования, оказался отнюдь не безоблачным. Во второй половине двадцатых годов начался процесс консолидации деятелей искусства и литературы: группы и течения начали сливаться в более крупные формирования на принципах единой политической платформы. Так, например, возникли Федерация советских писателей (1925 год) и Федерация советских художников (1927 год) . Одновременно происходил процесс распада многих литературно-художественных объединений. В 1929-1931 гг. из культурной жизни общества исчезли Литературный центр конструктивистов "ЛЦК", литературные группы "Октябрь", "Перевал" и другие.

Окончательно подобные объединения  прекратили свое существование после  принятия постановления ЦК ВКП(б) "О  перестройке литературных организаций" (апрель 1932 г) . в соответствии с которым  были ликвидированы группировки  и созданы единые творческие союзы  писателей, архитекторов, художников. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР  от 10 июля 1932 года было принято "Положение  о добровольных обществах и их союзах", лишившие многие общественные организации их статуса и тем  самым способствовавшие их ликвидации (этот документ и по сей день является единственным в котором даны характеристики и признаки общественных организаций) .

После принятия этих решений  на протяжении более чем двух десятилетий  новые общественные организации, не считая спортивных, в стране практически  не создавались. Исключение составил лишь Советский комитет защиты мира (1949 год) .

Затем наступил период так  называемой "хрущевской оттепели". Так в 1956 году были созданы такие  общественные организации, как Ассоциация содействия ООН в СССР, Комитет  молодежных организаций СССР, Комитет  советских женщин и т.д. Годы застоя были застойными и для общественных объединений. Тогда появились только три общественные организации: Советский  комитет за европейскую безопасность и сотрудничество 1971 год, Всесоюзное агентство по авторским правам 1973 год и Всесоюзное добровольное общество любителей книги 1974 год. Такова вкратце  история самодеятельных общественных формирований. Она позволяет сделать  некоторые выводы.

Не трудно заметить, что  бурное развитие различных объединений  совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В  свою очередь отсюда следует и  другой вывод: появление современных  неформалов не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Более того можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований  и их участников будут возрастать.

Появление современных неформалов.

Вначале отметим, что большинство  добровольных общественных формирований перестало отражать интересы своих  членов. Увеличение числа и численности  общественных организаций сопровождалось ростом пассивной части рядовых  членов, которые ограничивали свое участие в работе того или иного  общества уплатой членских взносов. Вопросы политики обществ, порядок  расходования ими денежных средств, представительство в партийных  и советских органах все меньше зависили от основной массы членов обществ и все больше сосредотачивались  в руках соответствующих аппаратов  и послушных им правлений. Именно эти обстоятельства в немалой  степени способствовали бурному  развитию различных альтернативных самодеятельных формирований, члены  которых, ставили перед собой  задачи, созвучные целям ряда обществ, действовали более динамично, гораздо  активнее, завоевывая все большую  популярность у различных слоев  населения.

Главным, определяющим фактором их развития, несомненно, стали процессы демократизации и гласности, которые  не только пробудили к активной деятельности миллионы людей, но и поставили перед  ними новые задачи. Решение этих задач в рамках прежних общественных формирований было либо затруднительно, либо просто невозможно, и, как следствие, появились новые самодеятельные объединения.

И наконец, сыграло свою роль снятие ряда неоправданных ограничений  на объединения граждан. Результатом  всего этого закономерно явился бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников.

Сегодня снова, как и в  первые послереволюционные годы, активная жизненная позиция миллионов  советских людей стала выражаться в конкретных организационных формах, а главное стала воплощаться  в их реальных делах. Об этом я и  собираюсь рассказать. Но прежде познакомимся поближе с различными типами неформальных объединений.

В начале скажем несколько  слов о главном объекте нашего внимания- о современных неформальных объединениях, т.е. добровольных самодеятельных формированиях, возникших по инициативе "снизу" и выражающих самые  разнообразные интересы входящих в них людей. Они весьма неоднородны и отличаются друг от друга социальной и политической направленностью, организационной структурой, масштабами деятельности.

Что бы дать какую-то более  или менее упорядоченную картину  таких формирований, можно разделить  их на политизированные и не политеризированные. Одни из них действительно не имеют  политической направленности. У других она едва заметна, и они лишь эпизодически, в силу каких-то определенных обстоятельств, выходят на политические вопросы, которые  тем не менее не составляют основу их деятельности. Третьи же заняты непосредственно  политическими проблемами.

Но и в рамках такого условного деления на не политизированные и политизированные самодеятельные общественные формирования - есть необходимость  ввести необходимые разграничения. Учитывая, что характер деятельности, ее ценность для нашей страны даже у многочисленных формирований первой группы различны, мы познакомимся не только с теми, деятельность которых приносит большую или меньшую пользу людям, но и с формированиями, которые  имеют явно ассоциальную направленность.

Что же касается политизированных самодеятельных общественных формирований, то большинство их стремится путем  развития демократических институтов, формирования правового государства  и тому подобными средствами улучшить, усовершенствовать политическую систему  нашего общества, не меняя ее фундаментальных  основ. Но есть среди них объединения, заведомо ставящие целью изменения  существующего строя. Таким образом, во второй группе можно более или  менее определенно выделить социально-прогрессивный  и ассоциальные, антисоциалистические формирования.

3) Классификация неформалов

Непризнанные или не признающие?

Такой вопрос нередко встает, когда заходит речь о весьма специфическом  типе неформальных объединений - о неофициальных  самодеятельных объединений, или, как  иногда говорят, “неофициалах” . Напомню, что к таким объединениям мы относим  стихийно образующиеся компании (главным  образом подростков и молодых людей) . На основе общественного интереса, увлечения, вида досуговой деятельности, подражание выбранному типу поведения (“фанаты” , “хиппи” , “панки” , “рокеры” , “металлисты” и т.д. Их появление в конце 70-х в начале 80-х годов в какой-то степени напоминает молодежный бунт против бюрократического механизма, действовавшего в тот период. Это был своего рода протест части молодежи против формализма в общественных организациях, неудовлетворительную организацию досуга однако это процесс принял искаженные, зачастую социально опасные формы.

Объединения неформалов нигде  не зарегистрированы, своего устава или  положения не имеют. Условия членства в них неоговорены, численность  группировок колеблется.

Однако неформалы существуют. Они могут успешно вписываться  в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим  фактором, выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам  власти. Рассмотрим некоторые из них, с моей точки зрения типичных объединений  такого рода.

Ассоциальные - стоят в  стороне от социальных проблем но не представляют угрозу общества. В  основном выполняют рекриационные  функции. Примеры: панки девиз “живем здесь, сейчас и сегодня” , мажоры - это люди которые проповедуют  теорию хайлайфизма “высокий уровень  жизни” - это люди которые умеют  зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни. Среди мажоров американцы, фины; рокоббили - это поклонники рок-н-ролла - девиз “сочетание изящества со свободным поведением” рокеры, хиппи, системы.

Во всем виновата “система” ?

Эти молодые люди часто  привлекают внимание прохожих. Кто  экстравагантной прической, кто  разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой в ухе, а порой  и не одной. Они стоят около  входов в популярные молодежные кафе, толпятся у входа в метро, сидят  на газонах городских скверов, слоняются  с отрешенным видом по улицам городов. Себя они называют “пиплами” , “хайрастами” и считают себя свободными людьми, независимыми от родителей и общества. Это их “система” . Взгляды “системных”  на жизнь во многом помогают понять позицию неформалов в целом.

Разные взгляды на одну “систему” . Ленинградское телевиденье, обсуждая “систему” , предоставило слово  тем кто знает о ней по наслышке. Я приведу выдержки из этих передач, позволяющие получить достаточно ясные  представления о “системе” .

В. Никольский, “системная” кличка Юфо: “Мы способны подойти на улице к какому-то “волосатому” . Я не разу не видел его, я просто подхожу и говорю: “Привет!” И он отвечает мне тем же... Говорят: вы какие-то странные люди. Почему это вы друг друга знаете? Вы доверяете людям. Они же могут вас ограбить, они могут обворовать, утащить и так далее - понимаете?

... Это говорит только  о том, что мы - росток будущего  в нашем обществе, потому что  вот то воровство, стремление  утащить, обворовать - это, видимо, принадлежит прошлому и должно  исчезнуть. Я думаю, что вот  в этом как раз отличительное  свойство “волосатых” ... Мы думаем, что уже сейчас “волосатые”  оказали огромное влияние на  эволюцию общества. В частности  советская рок-музыка, о которой  теперь так много говорится,  по большей части создана “волосатыми” . Эти люди способны жертвовать  последним. Последними шмотками  и прочим ради того чтобы  создать в стране культуру  истинно молодежную.

Я поднимаю свой голос за систему “хиппи” - за движение которое  дает каждому человеку возможность  понять другого человека, который  ищет взаимопонимания, и позволяет  ему всесторонне совершенствоваться. Люди, которые входят в это движение, - это люди разных возрастов, разных национальностей, они принадлежат  разным культурам, разным вероисповеданиям. Я думаю, что это действительно  движение, которому принадлежит будущее...

Информация о работе Неформальные молодежные объединения