Неформальные объединения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:43, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучить неформальные объединения подростков
Задачи:
изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме
экспериментально исследовать неформальные объединения подростков
Методы исследования
теоретический анализ литературы
эксперимент

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОДРОСТКОВ. 6
Основные понятия и история возникновения неформальных объединений. 6
Неформальные объединения подростков. 12
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОДРОСТКОВ. 16
2.1. Описание исследования. 16
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования. 17
Выводы по второй главе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 25

Работа состоит из  1 файл

НЕФОРМАЛЫ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 74.88 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Республики Башкортостан

     Государственное образовательное учреждение

     Высшего профессионального образования 

     «Стерлитамакская государственная педагогическая академия имени Зайнаб Биишевой»

     Институт  психологии и педагогики 

     Кафедра психологии и педагогики 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     НЕФОРМАЛЬНЫЕ  ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 
 
 

                   Выполнил:

                   студент III курса

                   института педагогики и психологи

                   группы  ПиП 32

                   Воронцова В.Е.

                   Научный руководитель:

                   ____________________ 

     Стерлитамак

     2011г.

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ           3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОДРОСТКОВ.    6

    1. Основные понятия и история возникновения неформальных объединений.           6
    2. Неформальные объединения подростков.                             12

Выводы по первой главе                 15

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ  НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОДРОСТКОВ.                    16

2.1. Описание  исследования.                         16

2.2. Анализ результатов  экспериментального исследования.               17

Выводы по второй главе                     20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                  21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ            23

ПРИЛОЖЕНИЕ                      25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Изучение  неформальных объединений, в том  числе подростковых, относительно новое  направление для гуманитарных наук. Сами неформальные подростковые объединения  как  таковые возникли в середине XX века. А их широкое распространение связано с появлением постмодернизма и его постепенно растущим влиянием, которое достигло своего апогея в конце XX века.

           Научный интерес к неформальным  объединениям подростков сформировался  только в 60-х годах того же  столетия. Кроме того, следует учесть, что до конца 80-х годов в  отечественной науке господствовало  отношение к ним как к социальной  аномалии, которую надо изучать  только для того, чтобы найти  способ ее исправить. Но даже  после того, как отношение изменилось  к лучшему, исследования в этой  области оставались достаточно  разрозненными, и многие явления  выпадали из поля научного  зрения. Также не следует забывать, что неформальные объединения  подростков – явление весьма  динамичное, и большинство исследований  быстро устаревает и теряет  свою актуальность.

     Среди всевозможных факторов в современном обществе, влияющих на развитие личности подростка, одним из важнейших являются  неформальные молодежные объединения. Они играют огромную роль в адаптации человека в современном обществе, приобщении его к культуре, принятой в данном обществе. Данный вопрос требует глубоких исследований. Подростковые неформальные объединения являются  важным средством социализации. Но, несмотря на значимость молодежных неформальных объединений, как одного из важных факторов, влияющих на становление и развитие личности, она остается малоизученной. Выявив позитивное влияние молодежной субкультуры на развитие личности подростка, мы сможем определить ее негативное влияние.  Также есть необходимость понять суть молодежных исканий. «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен это сделать за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех,  кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».  За последние два десятка лет по этой тематике наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие  социально – философские, эстетические, социологические, лингвокультурологические, социально – управленческие, социально – психологические аспекты данного феномена.

     Темой нашей курсовой работы является неформальные объединения подростков.

     Цель  работы - изучить неформальные объединения  подростков

     Объект - неформальные объединения подростков

     Предмет - исследование неформальные объединения  подростков

     Гипотеза  – позитивное изменение личности в ходе общения в неформальном объединении будет если:

     - неформальное объединение положительной  направленности

     - в объединении доминируют нравственные  ценности

     - объединение имеет интересное  содержание

     - каждый находит способ самовыражения

     - каждый ощущает чувство комфорта

     - во главе объединения - человек-личность

     Задачи:

  1. изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме
  2. экспериментально исследовать  неформальные объединения подростков

     Методы  исследования

  1. теоретический анализ литературы
  2. эксперимент

     Исследование  мы проводили в Ефремкинской средней  школе, в 9 классе. В нем участвовало 18 школьников 9 класса, 8 юношей и 10 девушек.

        Актуальность данной работы заключается  в том, что сегодня необходима  активизация воздействия на подрастающее  поколение как формальных, так  и неформальных институтов. И  если формальные институты социализации  могут быть подвержены стандартизации, то неформальные институты в  меньшей степени находятся под  социальным контролем, однако, тем  не менее, они оказывают значительное  влияние на социальное становление  подростка. Отсюда необходимо  глубокое научное изучение такого  социального явления как неформальные  объединения подростков с целью  оптимизации его влияния на  развитие личности.

          Практическая значимость исследования  состоит в том, что разработанные  рекомендации позволяют совершенствовать  работу педагогов в неформальных  объединениях подростков.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОДРОСТКОВ.    6

     1.1  Основные понятия и история  возникновения неформальных объединений.

     Формальной  обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации и объединения ничего этого не имеют.

     Неформальные  объединения - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди и дети, подростки и молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений  измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости  от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают  и различные типы объединений. В  последнее время в крупных  городах страны, ища возможности  реализации своих потребностей, и  не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими  объединениями молодежи". Отношение  к ним неоднозначное. В зависимости  от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений  борются за сохранение окружающей среды  от загрязнения и уничтожения, спасают  памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах  и престарелых людях, по-своему борются  с коррупцией. Стихийно возникающие  молодежные группы именуют то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. С нашей точки зрения, наиболее адекватным представляется термин "самодеятельное движение". И вот почему: во-первых, все они формируются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу. Вот почему употреблявшийся первоначально термин "неформалы" является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как "Хиппи", "Панки", "Металлисты" и прочие другие группировки. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер.

     "Любителями" же по традиции называют людей,  посвятивших себя творчеству  в непрофессиональной форме, будь  то сценическое или изобразительное  искусство, коллекционирование, изобретательство, общественная деятельность. Поэтому  термин "самодеятельные организации"  по отношению к таким объединениям  представляется более оптимальным и может быть отнесен ко всем видам и направлениям молодежной активности. Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:

     1. Сотрудничество.

     2. Оппонирование и критика.

     3. Оппозиция и борьба.

     Все эти три функции органически  взаимосвязаны и не могут быть искусственно отменены.

     К основным признакам неформалов относят:

     1) Неформальные коллективы не имеют  официального статуса.

     2) Слабо выраженная внутренняя  структура.

     3) Большинство объединений имеет  слабо выраженные интересы.

     4) Слабые внутренние связи.

     5) Очень сложно выделить лидера.

     6) Не имеют программы деятельности.

     7) Действуют по инициативе небольшой  группы со стороны.

     8) Представляют альтернативу государственным  структурам.

     9) Очень тяжело поддаются упорядоченной  классификации.

     За  период с 1988 по 1993-94гг. количество неформальных объединений выросло с 8% до 38% т.е. в три раза. К неформалам можно отнести средневековых Вагантов, Скоморохов, Дворян, Первые дружинники.

     1) Волна неформалитета в послереволюционные  годы. Контркультурные группировки  молодежи.

     2) Волна 60-е годы. Период Хрущевской  оттепели. Это первые симптомы  разложения административно-командной  системы. (Художники, Барды, Стиляги) .

     3) Волна. 1986 год. Существование неформальных  групп было признано официально. Неформалов стали определять  по различным соматическим средствам  (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и. т.д.) С помощью которых молодые отгораживались от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь.

     К причинам возникновения неформальных объединений относят:

     1) Вызов обществу, протест.

     2) Вызов семье, непонимание в  семье.

     3) Нежелание быть как все.

     4) Желание утвердится в новой  среде.

     5) Привлечь к себе внимание.

     6) Не развитая сфера организации  досуга для молодежи в стране.

     7) Копирование западных структур, течений, культуры.

     8) Религиозные идейные убеждения.

     9) Дань моде.

Информация о работе Неформальные объединения подростков