Неформальные объединения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:43, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучить неформальные объединения подростков
Задачи:
изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме
экспериментально исследовать неформальные объединения подростков
Методы исследования
теоретический анализ литературы
эксперимент

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОДРОСТКОВ. 6
Основные понятия и история возникновения неформальных объединений. 6
Неформальные объединения подростков. 12
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОДРОСТКОВ. 16
2.1. Описание исследования. 16
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования. 17
Выводы по второй главе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 25

Работа состоит из  1 файл

НЕФОРМАЛЫ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 74.88 Кб (Скачать документ)

     На  заключительной стадии исследования мы проанализировали, проинтерпретировали и оформили соответствующим образом все собранные материалы.

     2.2 Результаты исследования

     Первым  вопросом анкеты, всем тестируемым  необходимо было закончить предложение  «Молодежная субкультура – это…»  Этим вопросом мы пытались выяснить понимание  данного определения в обществе. В подростковой выборке получилось, что субкультуры в первую очередь  это возможность для молодых  людей общаться и взаимодействовать, затем это притяжение общих интересов, ценностей и увлечений и, наконец, это определенные занятия (музыка, спорт…), поведение людей.

     Молодёжь  в своих анкетах упоминает  о 10 разновидностях субкультур, причем, в среднем каждый подросток смог выделить по 3-4 субкультур. Это говорит о хорошей осведомлённости и заинтересованности молодых людей в данном вопросе. Услышав словосочетание, молодежные субкультуры подростка в первую очередь приходят в голову такие неформальные объединения как: панки, скинхеды, реперы, готы, эмо и хиппи. В то же время учителя и родители подростков выделили 8 субкультур. Это говорит о том, что родители и учителя так же хорошо знают исследуемую тему.  

       

     Именно  выделенные как наиболее популярные субкультуры, по мнению подростков, представлены в нашем селе. Среди них: реперы, панки, готы, рокеры, эмо, анархисты, скенхэды, хиппи, сатанисты, байкеры, меломаны, экстрималы и металлисты. Учителя увидели на «своей территории» 3 субкультуры, а родители 5.

     В своем исследовании мы выявили 6 представителей неформальных молодежных объединений, что говорит о том, что практически каждый третий подросток принадлежит к той или иной субкультуре. Эти тридцать подростков неравномерно распределились по восьми субкультурам. А именно: эмо, панки, готы. Уровень представленности в нашем селе тех или иных субкультур можно проследить по следующей диаграмме. 

     

 

      Отметим, некоторые из тех субкультур, которые, по мнению большинства подростков, присутствуют в нашем селе, нам найти не удалось. Например, скинхеды, анархисты, хиппи..

     Возможно, это получилось, вследствие неискренности  тестируемы подростков, например, признать себя скинхедом или сатанистом, довольно рискованно учитывая отношение общества к идеологии этих субкультур. Другой причиной может оказаться недостаточное  знание молодыми людьми символики различных  субкультур, так опираясь только на внешний вид и поведение подростка  очень сложно сказать, кто перед  тобой представитель готов, панков, эмо или сатанистов.

     Кроме того, возможно, что представителей других субкультур просто не оказалось  в нашей выборке. Так в нашем  исследовании приняло участие 20 подростков в возрасте от 15 до 16 лет, всего в селее примерно 50 подростков этого возраста, а значит, существует вероятность, что в оставшейся группе были представители и других субкультур.

     Многие, а точнее 70% опрошенных, считают, что  субкультуры делятся на: негативно  и позитивно настроенные. Однако, не редко испытуемые затруднялись разделить  конкретные субкультуры на позитивные и негативные. Почему? Возможно, некоторые  считают, что есть «нейтральные»  субкультуры, которые не приносят ни вреда, ни пользы. Может быть, многие слабо представляют деятельность каких-то объединений. А может у подростка  есть знакомые, представляющие какую-либо субкультуру, но к одному они хорошо относятся, а к другому - плохо. Кроме  того, вероятно, кто-то не мог разделить  личные отношения к представителю, и деятельность этой организации. А  часть респондентов могла просто полениться выполнить разделение.

     И все же, как разделили неформальные объединения наши респонденты? Мы посчитали  все положительные и отрицательные  выборы по каждой субкультуре с учетом знака и путем их сложения получили для каждой индекс позитивности/негативности. Итак, по мнению, жителей села самым деструктивным поведением отличаются скинхеды (их индекс – 61), следующими в черном списке значатся панки (индекс – 43), далее готы (- 15) и т.д. Лидерами в позитивном списке стали экстрималы (+36), затем диджеи (+35), затем реперы (+26) и т.д.

     В целом можно выделить незначительное преобладание «позитивных» субкультур над «негативными». Субкультур деструктивным  поведением выделено меньше, и в  основном все отрицательные выборы сосредоточены на нескольких субкультурах представленных на диаграмме. Список позитивно  настроенных субкультур больше, но значения по каждой субкультуре меньше. Эти выводы подтверждают и описательные характеристики субкультур, которые  анализировались выше.

     Анализируя  оценку отношения к представителям молодёжных объединений вообще, в  пределах от -7 до +7 баллов, мы столкнулись с тем, что многие продемонстрировали полное безразличие, т.е. выразили свое отношение, оценкой «0». Некоторые продемонстрировали негативное отношение к представителям субкультур (- 19.5 баллов, ср.=-0,8).

     Кроме того, сами представители молодежных объединений гораздо реже выражали свое безразличие к себе подобным. Значит, не смотря на то, что не все  субкультуры живут в мире и  согласии друг с другом, они, по крайней  мере, не безразличны друг другу.

     Выясняя с помощью анкет, почему молодые  люди вступают в молодежные объединения, мы выделили со слов опрашиваемых восемь основных причин, которые предлагаем в нисходящем по значимости порядке.

  1. Приобретение новых друзей с общими интересами.
  2. От скуки.
  3. Самовыражение.
  4. Просто нравиться.
  5. Скромные, непонятые ищут поддержки.
  6. Мода, за компанию.
  7. Ищут новые ощущения.
  8. По глупости.

     Таким образом, по нашим данным, молодые  люди вступают в неформальные молодежные объединения для того, чтобы найти  единомышленников, понимающих их людей  или потому что у нас недостаточно формальных организаций, где бы они  могли реализовывать свою потребность  в группности (принадлежности группе). Некоторые из выявленных нами причин сходятся с данными других авторов (стремление к защищенности, подражание, группирование, эмоциональная насыщенность общения), некоторые нет.

     Многие  исследователи этого вопроса (например, И.П. Башкатов) утверждали, что подростков в неформальные объединения толкают  непринятие их формальными, классными  коллективами. Для проверки этого  утверждения мы провели  социометрическое исследование.

     В результате социометрии выяснилось, что среди неформальной молодежи не только не больше процент отверженных (20% неформалов, против 10% их сверстников). Но и выше процент лидеров (25% неформалов и 15% их сверстников). Правда, проверив эти различия, мы выяснили, что они не достигают уровня статистической значимости. То есть мы не можем утверждать, что членами субкультур становятся лидеры формальных коллективов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Итак, сформулируем ряд выводов:

  1. В целом отношение общества к представителям молодежных субкультур снисходительно безразличное.
  2. В настоящее время подростки больше осведомлены о субкультурах, больший интерес мои вопросы вызывали и у учителей. Многие родители отвечали на вопросы анкеты формально, безразлично, оставляя вопросы без ответа.
  3. Стереотипы отношения к различным субкультурам влияют на восприятие только незнакомых людей. Если мы не знаем человека, но видим что он относится к определённой субкультуре, мы, имея негативное отношение к именно этой субкультуре, будем относиться негативно, и непосредственно к этому человеку, а не зная того, что он причисляет себя к той или иной группе мы можем относиться к нему положительно.
  4. Принадлежность подростков к субкультурам может способствовать повышению их самооценки.
  5. Вступление подростков в субкультуры не зависит от их статуса в формальных группах (в классах).
 

 

      Заключение

     Присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в  неформальные группы, оцениваются исследователями  как естественные для данного  возраста. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к  взаимодействию с другими людьми.

     Объединение в группы можно рассматривать  как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту.

     Не  трудно заметить, что бурное развитие различных объединений совпадает  с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод  о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В  свою очередь отсюда следует и  другой вывод: появление современных  неформалов не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно.

     Более того, можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований  и их участников будут возрастать. Поэтому каждому взрослому по роду своей деятельности вынужденному активно взаимодействовать с  подростками, необходимо вооружиться  знаниями о внешнем виде, идеологии, символики и психологических  особенностях представителей различных  субкультур. Это позволит легче находить общий язык с любой группой  подростков и просчитать реальные и  мнимые опасности вхождения в  ту или иную субкультуру.

     В целях такой просветительской деятельности, я планирую подготовить брошюрку для родителей и педагогов  с описательными характеристиками субкультур, которые есть в нашем селе. 

 

      Литература

  1. Запесоцкий А., Фаин А. «Эта непонятная молодёжь. Проблемы неформальных молодёжных объединений», Москва ПРОФИЗДАТ, 1990
  2. Куницина В.Н., Какринова Н.В. Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб, 2001
  3. Майерс Д. Социальная психология. С-Пб. 1999.
  4. Ожегов С.Н. Словарь русского языка. М., 1983.
  5. Ольшанский Ф.Д. «Неформалы: групповой портрет в интерьере», Москва «Педагогика» 1990
  6. А.А. Карелина «Психологические тесты», М., 2003
  7. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании», М., 1995
  8. Сидоренко Е.В. «Методы математической обработки в психологии», С-Пб, 2000
  9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник.- Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001. - С.174-175.
  10. Красавцева Н.Н. Энциклопедия социологии: Субкультура.// www.slovari.yandex.ru
  11. О субкультуре.// www.subcult.ru
  12. Ольшанский Д. Неформалы: групповой портрет в интерьере.// Школьный психолог. - 2002. - №7.
  13. Ремшмидт Х. Психология взросления./ Райгородский Д.Я. Подросток и семья. - Самара: Бахрах-М., 2002. - С.305-309.
  14. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  15. Иовчук, Н.М. Депрессии у детей с подростков / Н.М. Иовчук, А.А. Северный, Н.Б. Морозова // Детская социальная психиатрия для непсихиатров. – СПб.: Питер, 2008. – С. 91-119.
  16. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
  17. Лемеш, Юлия. Как убить эмо. – М., 2008.
  18. Настин, И.В. Этика мифа лиминального состояния личности // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. – Москва – Воронеж. – 2009. - №3(12). – Июль-сентябрь. – С. 3-10.
  19. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 275-279.
  20. Шнейдер, Л.Б. «Девиантное поведение детей и подростков», – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336 с.
 

 

      Приложение 1

     Социометрия

  1. Кого из класса ты пригласил бы на день рождения домой?
  2. С кем ты не хотел бы сидеть за одной партой?

     Анкета.

     Дорогие друзья. Пожалуйста, ответьте искренне на вопросы данной анкеты. Она разработана  специально для того, чтобы уточнить отношение современного общества к  представителям молодежных субкультур. Выяснить, что мы знаем о представителях различных субкультур и от чего молодые  люди становятся членами неформальных молодежных объединений. Возможно, именно ваши ответы помогут разобраться  в этих непростых вопросах. Заранее  благодарим вас за сотрудничество!

  1. Закончите, пожалуйста, предложение: Подростковая субкультура (молодежное объединение) – это…
  2. Какие вы знаете подростковые субкультуры, неформальные молодежные объединения?
  3. Как Вы считаете, какие из перечисленных вами субкультур представлены в нашем селе?
  4. Как вы считаете, чем занимаются молодые люди в таких молодежных объединениях как:

     Готы…

     Панки…

     Диджеи…

     Реперы…

     Экстремалы…

  1. Делятся ли молодежные субкультуры на позитивно и негативно настроенные?

     - да  - нет  - не знаю

     6. Если вы ответили да на предыдущий  вопрос, то разделите все субкультуры,  которые вы знаете на два  столбика 

     Позитивно настроенные      Негативно настроенные

 
     
  1. Считаете  ли вы себя представителем какой-нибудь подростковой субкультуры? Какой?
  2. Оцените, пожалуйста, свое отношение к представителям молодежных объединений вообще в пределах от -7 до +7 баллов. Где оценка -7 означает что вы считаете эти объединения поражающими преступность и порок и не хотели бы даже находиться рядом с его представителем. А оценка +7 означает, что вы считаете представителей этих объединений людьми, творческими и прогрессивными, обеспечивающими в конечном счете прогресс общества и с удовольствием присоединились бы к ним. 0 - на данной шкале будет свидетельствовать о полном безразличии к любым объединениям и равнодушии к представителю любой субкультуры.
  3. Как вы считаете почему молодые люди становятся членами молодежных объединений?
  4. Возраст
  5. Школа
  6. Класс
  7. ФИО

Информация о работе Неформальные объединения подростков