Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:43, курсовая работа
Цель работы - изучить неформальные объединения подростков
Задачи:
изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме
экспериментально исследовать неформальные объединения подростков
Методы исследования
теоретический анализ литературы
эксперимент
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОДРОСТКОВ. 6
Основные понятия и история возникновения неформальных объединений. 6
Неформальные объединения подростков. 12
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОДРОСТКОВ. 16
2.1. Описание исследования. 16
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования. 17
Выводы по второй главе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 25
На заключительной стадии исследования мы проанализировали, проинтерпретировали и оформили соответствующим образом все собранные материалы.
Первым
вопросом анкеты, всем тестируемым
необходимо было закончить предложение
«Молодежная субкультура – это…
Молодёжь
в своих анкетах упоминает
о 10 разновидностях субкультур, причем,
в среднем каждый подросток смог выделить
по 3-4 субкультур. Это говорит о хорошей
осведомлённости и заинтересованности
молодых людей в данном вопросе. Услышав
словосочетание, молодежные субкультуры
подростка в первую очередь приходят в
голову такие неформальные объединения
как: панки, скинхеды, реперы, готы, эмо
и хиппи. В то же время учителя и родители
подростков выделили 8 субкультур. Это
говорит о том, что родители и учителя
так же хорошо знают исследуемую тему.
Именно выделенные как наиболее популярные субкультуры, по мнению подростков, представлены в нашем селе. Среди них: реперы, панки, готы, рокеры, эмо, анархисты, скенхэды, хиппи, сатанисты, байкеры, меломаны, экстрималы и металлисты. Учителя увидели на «своей территории» 3 субкультуры, а родители 5.
В
своем исследовании мы выявили 6
представителей неформальных молодежных
объединений, что говорит о том, что практически
каждый третий подросток принадлежит
к той или иной субкультуре. Эти тридцать
подростков неравномерно распределились
по восьми субкультурам. А именно: эмо,
панки, готы. Уровень представленности
в нашем селе тех или иных субкультур можно
проследить по следующей диаграмме.
Отметим, некоторые из тех субкультур, которые, по мнению большинства подростков, присутствуют в нашем селе, нам найти не удалось. Например, скинхеды, анархисты, хиппи..
Возможно,
это получилось, вследствие неискренности
тестируемы подростков, например, признать
себя скинхедом или сатанистом, довольно
рискованно учитывая отношение общества
к идеологии этих субкультур. Другой
причиной может оказаться недостаточное
знание молодыми людьми символики различных
субкультур, так опираясь только на
внешний вид и поведение
Кроме того, возможно, что представителей других субкультур просто не оказалось в нашей выборке. Так в нашем исследовании приняло участие 20 подростков в возрасте от 15 до 16 лет, всего в селее примерно 50 подростков этого возраста, а значит, существует вероятность, что в оставшейся группе были представители и других субкультур.
Многие, а точнее 70% опрошенных, считают, что субкультуры делятся на: негативно и позитивно настроенные. Однако, не редко испытуемые затруднялись разделить конкретные субкультуры на позитивные и негативные. Почему? Возможно, некоторые считают, что есть «нейтральные» субкультуры, которые не приносят ни вреда, ни пользы. Может быть, многие слабо представляют деятельность каких-то объединений. А может у подростка есть знакомые, представляющие какую-либо субкультуру, но к одному они хорошо относятся, а к другому - плохо. Кроме того, вероятно, кто-то не мог разделить личные отношения к представителю, и деятельность этой организации. А часть респондентов могла просто полениться выполнить разделение.
И
все же, как разделили неформальные
объединения наши респонденты? Мы посчитали
все положительные и
В целом можно выделить незначительное преобладание «позитивных» субкультур над «негативными». Субкультур деструктивным поведением выделено меньше, и в основном все отрицательные выборы сосредоточены на нескольких субкультурах представленных на диаграмме. Список позитивно настроенных субкультур больше, но значения по каждой субкультуре меньше. Эти выводы подтверждают и описательные характеристики субкультур, которые анализировались выше.
Анализируя оценку отношения к представителям молодёжных объединений вообще, в пределах от -7 до +7 баллов, мы столкнулись с тем, что многие продемонстрировали полное безразличие, т.е. выразили свое отношение, оценкой «0». Некоторые продемонстрировали негативное отношение к представителям субкультур (- 19.5 баллов, ср.=-0,8).
Кроме того, сами представители молодежных объединений гораздо реже выражали свое безразличие к себе подобным. Значит, не смотря на то, что не все субкультуры живут в мире и согласии друг с другом, они, по крайней мере, не безразличны друг другу.
Выясняя с помощью анкет, почему молодые люди вступают в молодежные объединения, мы выделили со слов опрашиваемых восемь основных причин, которые предлагаем в нисходящем по значимости порядке.
Таким образом, по нашим данным, молодые люди вступают в неформальные молодежные объединения для того, чтобы найти единомышленников, понимающих их людей или потому что у нас недостаточно формальных организаций, где бы они могли реализовывать свою потребность в группности (принадлежности группе). Некоторые из выявленных нами причин сходятся с данными других авторов (стремление к защищенности, подражание, группирование, эмоциональная насыщенность общения), некоторые нет.
Многие исследователи этого вопроса (например, И.П. Башкатов) утверждали, что подростков в неформальные объединения толкают непринятие их формальными, классными коллективами. Для проверки этого утверждения мы провели социометрическое исследование.
В
результате социометрии выяснилось,
что среди неформальной молодежи
не только не больше процент отверженных
(20% неформалов, против 10% их сверстников).
Но и выше процент лидеров (25% неформалов
и 15% их сверстников). Правда, проверив
эти различия, мы выяснили, что они не достигают
уровня статистической значимости. То
есть мы не можем утверждать, что членами
субкультур становятся лидеры формальных
коллективов.
Итак, сформулируем ряд выводов:
Заключение
Присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми.
Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту.
Не
трудно заметить, что бурное развитие
различных объединений
Более того, можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований и их участников будут возрастать. Поэтому каждому взрослому по роду своей деятельности вынужденному активно взаимодействовать с подростками, необходимо вооружиться знаниями о внешнем виде, идеологии, символики и психологических особенностях представителей различных субкультур. Это позволит легче находить общий язык с любой группой подростков и просчитать реальные и мнимые опасности вхождения в ту или иную субкультуру.
В
целях такой просветительской деятельности,
я планирую подготовить брошюрку
для родителей и педагогов
с описательными
Литература
Приложение 1
Анкета.
Дорогие друзья. Пожалуйста, ответьте искренне на вопросы данной анкеты. Она разработана специально для того, чтобы уточнить отношение современного общества к представителям молодежных субкультур. Выяснить, что мы знаем о представителях различных субкультур и от чего молодые люди становятся членами неформальных молодежных объединений. Возможно, именно ваши ответы помогут разобраться в этих непростых вопросах. Заранее благодарим вас за сотрудничество!
Готы…
Панки…
Диджеи…
Реперы…
Экстремалы…
- да - нет - не знаю
6.
Если вы ответили да на
Позитивно настроенные | Негативно настроенные |