Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:43, курсовая работа
Цель работы - изучить неформальные объединения подростков
Задачи:
изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме
экспериментально исследовать неформальные объединения подростков
Методы исследования
теоретический анализ литературы
эксперимент
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОДРОСТКОВ. 6
Основные понятия и история возникновения неформальных объединений. 6
Неформальные объединения подростков. 12
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОДРОСТКОВ. 16
2.1. Описание исследования. 16
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования. 17
Выводы по второй главе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 25
10) Отсутствие цели в жизни.
11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
Неформальные объединения (вопреки распространенному мнению) не является изобретением наших дней. Они имеют богатую историю. Разумеется, современные самодеятельные формирования существенно отличаются от своих предшественников.
1.2 Неформальные объединения подростков.
Особенностью неформальных молодежных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, определить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.
Они очень разные – ведь
многообразны те интересы и
потребности, ради
Поскольку целостный феномен
молодежной субкультуры
Среди
возможных оснований для
Приведенные выше варианты социальных
типологий молодежной
А) По А.В. Толстых:
б) По С. Сергееву: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры), гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперыи т.п.), криминально-деликвентные («гопники», «люберы»), анархо-нигилистические (панки) и политизированные экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка, некоторые из которых можно также определить как радикально-деструктивные.
5. По «по неприкасаемости молодежных миров» (А. Тарасов):
Панк (англ. Punk - протест). Появились в конце 60-х годов ХХ века в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Самостоятельность, прямые действия по смене политического уклада и непринятие общественной культуры широкого потребления. Этика этого движения признает великую роль личного выбора в развитии или просто поисках свободы, радикально отрицая любой конформизм. Характерные черты: любовь к музыке панк-рок, открытое критическое отношение к обществу и политике.
Внешность типичного представителя: неестественно яркий цвет волос, косуха, стиль "dead" - "мертвый стиль, протертые джинсы.
Гот (ответвление одного из жанров постпанка). Появились в конце 70-х годов XX века в Великобритании на фоне популярности готик-рока. "Жизнь по принципу необычной романтики и абсолютного индивидуализма". Характерные черты: любовь к готической музыке (готик-року, готик-металу, дарквейву), мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор (англ. Horror – ужас, сильный страх, отвращение) -литературе и фильмам.
Металлист (металхэ́д или мета́ллер). Появились в 80-е годы XX века. Субкультура широко распространена в Европе, Америке, Японии. Лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки в стиле метал. Подростки-металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.
Сатанисты появились в конце 80-х годов ХХ века в США; отделение от субкультуры хэви-металлистов и сближение с приверженцами Церкви сатаны Ш.Лавэя. Идеология: эпатаж и бунт против церковно-традиционалистской системы. Внешне сатанисты похожи на готов, однако последние гораздо миролюбивее, если так можно выразиться.
Эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональ-ный). Появились в 80-х годах ХХ века в США. Идеология: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Эмо-кид — часто ранимый и депрессивный человек. Одежда, волосы, макияж и украшения очень темных цветов или оттенков черного. От готов эмо отличает сочетание в одежде черного и розового цветов. В прическе челка скошена на один бок. Фишкой внешнего вида являются разнообразные значки и браслеты. По своему внешнему виду первые эмо своей показной неряшливостью напоминали панков,.
Стрэйтэджер (англ.Straight edge - путь напрямик), сокращённо sXe.
Появились в начале 80-х ХХ века в Вашингтоне и Бостоне среди американских панков –антифашистов. Более этико-мировоззренческое движение панк-культуры: идеи самоконтроля и личной свободы Отрицание употребления любых наркотических и психоактивных веществ; проявление разборчивости в половых связях. Нет каких-либо предпочтений в одежде, прическе, единственное средство самоидентификации - использование креста "Х" или аббревиатуры "sXe".
Толкиенист (поклонники писателя Дж.Р.Р.Толкиена), тесно связаны с субкульутрой ролевиков. Появились в середине 60-х годов ХХ века в Европе, в США. Идеология: верование в реальность существования мира фэнтези. Погружение в историю и культуру раннего средневековья. Юмористичное мировосприятие. Характерные черты: наличие достаточно закрытого сообщества. Внешний вид: яркие экзотические наряды, хайратники, мечи и доспехи (при игровом воссоздании мира фэнтези).
Хип-хоп (hip-hop). Появились в конце 70-х ХХ века в среде афроамериканцев. Идеология современного афроамериканизма - противостояние американской и англосаксонской культур. Создают собственную музыку - хип-хоп, рэп, свой сленг, своя хип-хоп мода (спортивная одежда или широкие джинсы со множеством карманов и слегка приспущенные по талии, кеды, круглая вязаная шапочка, капюшоны, массивные украшения), танцевальные стили (брейк-данс и др.); графическое искусство (граффити) и свой кинематограф.
Паркурист, трейсер (франц. Parcours, parcours du combattant — дистанция, полоса препятствий)Появились в 90-х годах ХХ века. Идеология: умение владеть своим телом, это физическая и координационная готовность к любым жизненным ситуациям.Подростки увлечены постоянным совершенствованием себя физически (легкая атлетика, акробатика, спортивная гимнастика, скалолазание). Характерные черты: спортивная свободная одежда и обувь.
Геймер (англ. Gamer - игрок). Появились в 60-х годах ХХ века. (В России- с середины 90-х годов ХХ века). Идеология: стремление к победе любыми способами, невозможность ошибок, поражения. Любовь к компьютерным играм. Отсутствие различий между виртуальным миром и реальностью. Внешне мало чем отличаются от большинства людей.
Гопник
(Гопота́, Гоп) (с XIX в., в уголовном жаргоне- «оборванец», «грабитель»).
Сами гопники называют себя не «пацанами»,
и не отделяют себя от населения, то
есть не осознают себя как субкультуру.
Отсутствует четко обозначенное время
появления, возможно даже раньше 20-х г.г.
ХХ века в России. Агрессивные молодые
люди с бандитской идеологией и "лагерным"
лексиконом нацеленные на добычу денег...,
алкоголь и сигареты. Ярко выраженный
криминальный и групповой характер данной
субкультуры: драки, грабежи, наезды; существование
уличных общин с примитивной иерархической
системой. Внешний вид: спортивная одежда,
кепка, туфли с длинным носом или кроссовки,
короткая стрижка; развязная, "борцовская"
походка. Любовь к блатной музыке, шансону,
попсе. Активное использование ненормативной
лексики.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОДРОСТКОВ.
2.1. Описание исследования.
Целью нашей курсовой работы является изучение неформальных объединений подростков.
Задачи исследования:
Этапы исследования
Методы исследования
В исследовании участвовало 35 человек, 5 преподавателей Ефремкинской школы, 20 учеников 9-го класса Ефремкинской школы в возрасте 15-16 лет, 10 родителей .
На первой стадии исследования были разработаны схожие анкеты для подростков (Приложение 1), их родителей (Приложение 2) и учителей (Приложение 3), целью которых было уточнение отношения современного общества к представителям молодежных субкультур и изучение общественного мнения о том, почему молодые люди становятся членами неформальных молодежных объединений. Эти анкеты заполнили 20 подростков, 10 родителей и 5 учителей. Кроме того, на этой стадии 20 подростков прошли процедуру социометрического исследования в своих классных коллективах, для проверки данных многих исследователей о том, что в неформальные молодежные объединения вступают зачастую «отверженные» подростки, не нашедшие понимания в формальных коллективах.