Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:23, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Изучить и отобрать материал по НЛП, касающийся данной темы;
2. Сравнить взгляд отечественных и зарубежных ученых на целесообразность применения методик НЛП на целесообразность применения методик НЛП на уроках;
Введение.
Актуальность проблемы исследования. Современными педагогами и методистами разработано множество приемов и методик, применяемых на уроках. Используя глубокие знания в области психологии, специалисты по НЛП также выделили ряд стратегий для наиболее успешного взаимодействия ученика и учителя на уроках. Эти стратегии направлены на изучение особенностей строения мозга каждого ребенка, создание состояния взаимопонимания между учениками и преподавателем. И, что очень важно, помогают мотивировать учащихся на обучение, т.е., как считает М.А.Павлова, «создать причину для учебы, связанную с семантикой самого ребенка».(14). Помимо М.А.Павловой, проблемой НЛП в истории педагогики занимались М.Гриндер, Н.А.Еремеева, Д.Б.Никуличева. На сегодняшний день, к сожалению, проблема применения приемов НЛП на уроках остается неразработанной, и только отдельные учителя применяют данные методики на уроках. Трудностью в организации такого обучения является нерегулярное проведение специальных курсов и отсутствие квалифицированных специалистов в данной области.
В современном образовании наблюдается противоречие между объективной потребностью оснащения психолингвистической научной базой и неразработанностью методик применения НЛП на уроках.
На основании актуальности проблемы исследования определена тема исследования: «Использование методик НЛП в обучении иностранному языку». Цель исследования - изучить приемы НЛП, которые можно использовать в обучении иностранному языку и выявить их эффективность в обучении школьников иностранному языку.
Объект исследования - процесс обучения учащихся на уроках английского языка.
Предмет исследования – методика использования приемов НЛП на уроках английского языка в 9 классе.
На основе проведенного теоретического исследования мы можем
4
сформулировать гипотезу: если систематически применять приемы НЛП на
уроках, то возможно значительное улучшение успеваемости учащихся и заметное повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Изучить и отобрать материал по НЛП, касающийся данной темы;
2. Сравнить взгляд отечественных
и зарубежных ученых на
3. Обобщить материалы
4. Разработать серию фрагментов
уроков с приемами НЛП для
применения в обучении
5. Провести апробацию методик
НЛП для выявления
Методы данного исследования – изучение, сравнение, отбор, анализ информации; наблюдение и практическая апробация.
5
Глава 1. НЛП как отрасль психологии.
Нейролингвистическое программирование не зачеркивает многовековой опыт психотерапии и не претендует на особое положение. Оно наиболее адекватно подходит к субъективной реальности человека и поэтому дает наиболее быстрый, легкий и стойкий результат.(19). НЛП, называемое "психотерапией новой волны", было создано Ричардом Бэндлером, который специализировался в математике и вычислительной технике, и Джоном Гриндером, ассистентом профессора лингвистики. Они вместе изучали действия трех выдающихся
психотерапевтов: Фрица Перлза, новатора и основателя гештальт-терапии; Вирджинии Сатир, семейного терапевта, и Милтона Эриксона, всемирно известного гипнотерапевта. Совместная работа и интерес к гештальт-терапии послужили основой, на которой выросло явление психологии, названное НЛП. Трое терапевтов (Ф.Перлз, В.Сатир и М.Эриксон) представляли собой индивидуальности, сильно отличающиеся друг от друга, и все же они использовали удивительно похожие основные паттерны, т.е. повторяющиеся элементы поведения людей. Р.Бэндлер и Д.Гриндер вскрыли эти паттерны и построили изящную модель, которая может быть применена в эффективной коммуникации, личностном изменении, ускоренном обучении и, конечно же, в получении большего удовольствия от жизни. Сформировавшаяся вокруг Р.Бэндлера и Д.Гриндера команда единомышленников тщательно изучала новые техники и навыки и стала систематизировать коллекцию моделей и подходов НЛП. В результате они переформулировали вопрос: не ЧТО делает эффективная психотерапия, а КАК она делает, и тем самым совершили открытие. В ходе отбора наиболее работоспособных техник в конце 1974 года была опубликована первая книга об НЛП - "Структура магии". Книга детально описывает все приемы и методы, которые используют успешные коммуникаторы для наиболее эффективного общения. С тех пор множество научных работ по НЛП
6
публикуется с нарастающей скоростью, многие известные ученые начинают заниматься этой проблемой. Особенно среди них стоит отметить английского антрополога, автора
работ по коммуникации и теории систем Грегори Бейтсона. После встречи Д.Гриндера и Р.Бендлера в 1976 году с Г.Бейтсоном, ученые решили прочитать лекции и провести несколько семинаров по стране, чтобы привлечь психологов и психотерапевтов, практикующих нетрадиционные подходы к лечению. Так, в результате сотрудничества ученых НЛП получило своё название, причем в названии отражены три основные идеи этого явления: это неврологическая часть, т.к. все психологические процессы связаны с нервной системой; лингвистическая, т.к. демонстрируется важность речи для упорядочивания мыслей и поведения, чтобы общаться с другими людьми; слово «программирование» указывает на взаимосвязь и взаимовлияние неврологической и лингвистической сторон, а также всех жизненных процессов. Последователи этих ученых пытались давать своё определение, дополняя и уточняя уже существующее. По мнению психолога-практика Р.Дилтса, НЛП – это «совершенно новый набор технических средств и методов, позволяющих продвинуться далеко вперед в знании о человеческом роде». (7). НЛП дает описание взаимодействия между сознанием (нейро-) и языком (лингвистика) и определяет, «каким образом это взаимодействие влияет на жизнедеятельность и поведение». (7). Существуют и другие трактовки этого понятия, например:
-НЛП – это язык описания мыслительных процессов и наука моделирования человеческого совершенства;
-НЛП – это искусство работать с моделями окружающего мира и соотносить их с окружающим миром;
-НЛП – это методика совершенствования самосознания;
-НЛП – это инструкция по эксплуатации собственного мозга;
-Начинаем Лепить Психологов и
т.д.
Таким
образом, новая методология
совершенствуясь, она получила широкое распространение во всём мире. Сегодня НЛП на пике популярности. Практически каждый специалист в области человеческой психологии знаком с этим новым направлением и активно пользуется его методиками.
1.2. Репрезентативные системы.
Как уже
говорилось, НЛП - практическая наука.
Сформулированная теоретически, она
получила затем практическое
подтверждение. Многие
физиологию НЛП внёс соавтор Д.Гриндера и Р.Бендлера английский антрополог Грегори Бейтсон. Он занимался проблемами сознательного и бессознательного в общении, так как именно эти процессы имеют наибольшее значение в НЛП. Доктор Роджер Сперри, Нобелевский лауреат, на основе своих исследований сформулировал концепцию о доминировании полушарий у человека. Согласно этой концепции, левое полушарие «отвечает» за вербально-символические функции (слова, числа, аналитическое мышление), а правое – за пространственно-синтетические (образная память, воображение, творчество). В зависимости от доминирующего полушария люди способны по-разному воспринимать сенсорные проявления физической реальности. Для восприятия мы используем особые «фильтры», которые есть в синапсах, стволовых ядрах, корковых отделах анализаторов. Таким образом, в центр анализатора поступают не объективные сведения о мире, а закодированная информация о нём. У каждого человека есть свой вид такой кодировки, называемый репрезентацией. Отсюда можно говорить о репрезентативных системах (или модальностях), т.е. о способах кодировки информации в мозге в одной преобладающей репрезентации. Ученые сходятся на существовании трёх систем: аудиальной, визуальной и кинестетической. Известный психотерапевт Эльманович выделяет ещё один тип репрезентативной системы – дискретный. У людей с таким типом восприятия блокирована кинестетика из-за перенесенной боли (душевной или физической).
8
1.2.1 Типы репрезентативных систем (По В.Эльмановичу)
Внутри каждой репрезентативной системы (модальности) выделяют паттерны (или субмодальности) – «систематически повторяющиеся, устойчивые элементы поведения; более мелкие фрагменты внутри каждой модальности». (8). Психолог Ю.С.Полозов определяет субмодальность как «качественную характеристику
сенсорного опыта», причем «для каждого человека существует свой набор субмодальностей». (15). Рассмотрим основные паттерны каждой репрезентативной системы.
Визуальный тип. У визуалов поверхностное, быстрое дыхание; голос чистый, громкий; линия взора не ниже линии взора собеседника; активно использует мимику; нуждается в контакте глазами; жесты богатые, выше груди. Такие люди любят красиво одеваться, причесываться; любят во всём порядок. Используемая лексика: смотреть, картина, фокус, воображение, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, видеть, обзор, обозрение, зрение, зрелище. наблюдать, неясный, темный.
Аудиальный тип. Для этих людей важен мир звуков, они обращают внимание на
тембр, громкость, ритм речи. Говорят монотонно, негромко, с паузами. Имеют способность копировать чужие голоса. Жесты скупые, у груди; глаза часто прикрыты; мимика невыразительная. Используют слова: говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, ударение, внятный, слышать, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокальный, звучать, голос, говорит, тишина, созвучный, гармоничный.
Кинестетический тип. Воспринимают мир телом. Дыхание брюшное, медленное, глубокое. Голос часто низкого тембра; речь тихая, медленная. Постоянно стремятся к движению; при разговоре стараются садиться
9
поближе, прикоснуться к человеку. Их взор ниже взора собеседника, жесты ниже груди. Используемая лексика: хватать, вручать, контактировать, жесткий, теплый, шершавый, взяться, сдавать, сжать, напрячься, осязаемый, ощутимый, держать, задевать.
Дискретный тип. Голос звенящий, монотонный, длинные предложения со сложными структурами. Смотрят над собеседником или в лоб; употребляют неспецифичные глаголы (думается, не могу согласиться); избегают прикосновений. Имеют маскообразное лицо; ранимы, совестливы, обязательны. Мир для них – это смысл.
Также
ученые сходятся на том, что
человек мыслит сложнее и
1.2.2 .
Паттерны глазного
Тип предпочитаемой репрезентативной системы можно определить не только по указанным выше паттернам, но и по движениям глаз, которые совершает собеседник. Как считают Джон Сеймор и Джозеф О`Коннор: «Существуют видимые изменения в нашем теле, когда мы думаем различными способами… Неврологические исследования показали, что движения глаз по горизонтали и вертикали оказываются связанными с активизацией различных частей головного мозга» (16). Эти движения в неврологии называются латеральными глазными движениями, а в НЛП это глазные сигналы доступа (или паттерны глазного сканирования). М.А.Павлова утверждает: «Наши глаза демонстрируют особенности памяти и процесса мышления, показывают, каким образом человек получает доступ к информации, закодированной в нашем мозге в одной или более репрезентативных системах…Когда вы наблюдаете за разговаривающими или размышляющими людьми, то можете заметить, что глазные яблоки
10
находятся в постоянном движении. Эти движения – показатели того, как люди думают» (14).
Паттерны глазного сканирования (По М.А.Павловой).
На схеме ключи глазного доступа изображены так, как если бы вы смотрели на лицо человека, находящегося перед вами, Для некоторых левшей схема будет обратной.
Взгляд вверх и влево: визуальная память. Это хранимые визуальной памятью образы прошлого. Сюда включаются сны и сконструированные образы, которые уже были «увидены» ранее.
Взгляд вверх и вправо: конструирование визуальных образов. Как правило, здесь человек конструирует образы, которые он не видел.
Взгляд горизонтально налево: аудиальная память. Запомненные звуки (звуки речи, мелодии, часто номера телефонов, запомненные стихи без фокусировки на смысле – ритмичное запоминание).
Взгляд горизонтально вправо: аудиальное конструирование. Обычно это конструируемая речь или конструирование звуков с новым тембром, ритмом, высотой и т.д.
Взгляд вниз налево: внутренний диалог. Внутренний диалог является комментарием опыта. Внутренний диалог может быть орудием рационального
логического мышления.
Взгляд вниз вправо: чувства. В этот момент человек может получить доступ к эмоциям и к кинестетическим переживаниям. Характерная поза для людей, находящихся в депрессии: голова опущена, «поникший» вид, взгляд вниз вправо (или вниз влево).
Расфокусированные глаза: человек
находится не менее чем в двух системах.
Например, слышит и видит, видит и чувствует,
а возможно, все вместе. Такое состояние
называют легким трансом - измененным
сознанием.