Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:23, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Изучить и отобрать материал по НЛП, касающийся данной темы;
2. Сравнить взгляд отечественных и зарубежных ученых на целесообразность применения методик НЛП на целесообразность применения методик НЛП на уроках;
11
1.3. Раппорт.
Итак, с помощью нескольких паттернов можно определить тип репрезентативной системы, которой пользуется человек. Именно это очень важно при установке раппорта. Разные авторы определяют это явление несколько по-разному. А.Бакиров считает, что это «процесс построения и поддержания отношения взаимного доверия, гармонии и взаимопонимания между двумя и более людьми; возможность вызывать реакции других людей. Это основа НЛПерского общения» (2). М.А.Павлова: «Это довольно хрупкие формы обратной связи в процессе общения, вызывающие в собеседнике ощущение того, что его понимают, что он нравится. В случае хорошего раппорта у собеседника появляется чувство доверия к коммуникатору» (14). Раппорт позволяет построить мост к другому человеку. М.А.Павлова считает, что в ходе установки раппорта важно суметь подстроиться к предпочитаемым собеседником речевым предикатам, «отзеркаливать» его позу, выражение лица, моргание, жесты, темп дыхания (14). Именно «отзеркаливание» (отражение, подстройка) и есть сущность раппорта, считают Д.Гриндер и Р.Бендлер (3). Но заимствовать детали поведения другого человека нужно очень ненавязчиво, иначе раппорта не возникнет, и возможна прямо противоположная реакция. Чтобы расположить человека к себе, создать доверительную обстановку, нужно принять его реальность. Так достигается качественный контакт (3).Начинать подстройку нужно с позы и движений. Затем идет синхронизация дыхания в соответствии с типом, частотой, глубиной дыхания собеседника. Далее заимствуются элементы мимики и темп речи. И, наконец, используются речевые предикаты репрезентативной системы собеседника. Если раппорт установился, то можно начать ведение собеседника к новому поведению, причем изменяя своё поведение, вы будете изменять поведение собеседника (3). То есть, в процессе ведения можно убедить человека, внушить ему что-либо (так современные врачи лечат различные виды зависимостей) или просто склонить собеседника к своей точке зрения. Уникальность процесса ведения в том, что
12
используется сознательная подстройка к бессознательным формам поведения человека. По словам А.Бакирова: «Ведение можно использовать как способ мягкого и незаметного влияния на другого человека» (2).
Являясь ключевым понятием в НЛП, раппорт дает нам возможность познакомиться с позицией собеседника, узнать его модель мира. Ведь «знание модели мира другого человека позволяет оперировать понятиями, близкими ему» (2). Этим мы обеспечиваем возможность аналогичного принятия нашей точки зрения.
1.4 Значение НЛП в современной науке.
В современной науке НЛП начинает приобретать довольно значимую роль, ведь с каждым днём появляются новые профессии, требующие достаточно глубоких психологических познаний. Помимо углубления знаний в традиционных отраслях психологии, возникают и новые отрасли, которые основаны на паранормальных способностях человека. Возникли новые нетрадиционные методы лечения болезней и зависимостей, например, это гештальт-терапия, гипноз, приемы парапсихологии. Сюда можно отнести и многие подходы нейролингвистического программирования (НЛП). НЛП сегодня очень популярно как на Западе, так и в России. Многие слышали про НЛП, но не все представляют себе, что же это такое, и почему данное направление психологии приобретает все большую популярность. Возможности НЛП достаточно широки: от разработки новых подходов к обучению, до развития многих скрытых способностей человека и выявления наиболее интересных и успешных моделей поведения и мышления людей. Таким образом, простые, доступные методики НЛП способны помочь человеку изменить свое мышление и поведение так, чтобы сделать их более эффективными, научиться достигать необходимых результатов и, в конце концов, жить полнее, счастливее. Особенностями методик НЛП являются быстрота и мягкость в отношении клиента. К более конкретным достижениям НЛП можно отнести разработку техник-моделей (реальные поведения реальных
13
людей, добившихся успехов в своей
деятельности). Особая заслуга здесь
принадлежит Р.Дилтсу, который занимался
разработкой стратегий
Выделяя из полученных данных
наиболее эффективные и
14
Вывод по главе 1.
Итак, нами были рассмотрены
теоретические аспекты
Опираясь на результаты
Глава 2. Методы обучения иностранному языку с учетом типов восприятия учащихся.
2.1. Обучение с учетом модальности учащихся.
В предыдущей главе нами было выяснено, что существует три модальности, в которых способен мыслить человек ( аудиальная, визуальная и кинестетическая), причем каждая модальность имеет ряд субмодальностей. Учет модальности собеседника имеет большое значение для установления контакта взаимопонимания между людьми. Учет модальности также важен не только в процессе общения, но и в процессе учебной деятельности, т.к. от этого напрямую зависит успеваемость учеников и взаимоотношения учителя с учащимися.
«Поскольку образовательные
уровни в школе
15
специальным программам- «коридором». «Коридор-это место, где развивается отстающая модальность учащегося», т.е. туда попадают дети, не адаптировавшиеся к новому изменившемуся способу обучения. (6).
В обычном классе
из тридцати человек в среднем
у 22-х достаточно развиты
Т.о., перед учителем
стоит задача – пронаблюдать
за поведением учащихся и
16
Характеристика В-ученика.
Нейрологическим индикатором
учеников с В типом восприятия
является высокая скорость
Поведенческими индикаторами
для диагностики В-ученика
Для таких детей
важен контакт глазами. Во
Характеристика А-ученика.
Ученики А-типа работают
в ритме метронома. Их
Поведенческими индикаторами
служат легкая отвлекаемость,
разговорчивость, стремление
По утверждению В.Эльмановича,
А-ученики не нуждаются в
17
Жесты свернуты, руки в карманах, часто трогают ухо или нижнюю часть лица. Если А-ребенок начинает рассказывать, прерывать его нельзя, иначе он собьется и вынужден будет начать с начала.
Характеристика К-ученика.
У учащихся-кинестетиков
Поведение кинестетиков «
В школе такие дети
2.2. Гемисферология в НЛП.
Гемисферология - область медицины, изучающая функции каждого полушария головного мозга. Во время операции по разделению частей мозга было обнаружено, что кинестетические навыки локализованы в правом полушарии, а аудиальные - левом. Визуальные навыки делятся на левовизуальные и правовизуальные, они сосредоточены в левом и правом полушарии соответственно. На основании этого специалистами НЛП была
18
разработана полушарная модель (модель, основанная на гемисферологии). Основные принципы полушарной модели можно представить в таблице 2.1. (6).
Таблица 2.1
Принципы полушарной модели.
Критерии |
Левое полушарие |
Правое полушарие | |
1. Области сознания |
Логическое, последовательное, символическое, вербальное, временное мышление, основанное на реальности |
Интуитивное, хаотическое, абстрактное, ориентированное на фантазию, невербальное, вневременное мышление. | |
2. Навыки |
Письмо, символы, язык, чтение, фонетика, расположение деталей. |
Математические вычисления, чувствительность к цвету, пение, музыка, артистичность. | |
3.Предпочте- ния в учебной деятельности |
Видит символы (буквы, слова); В-нейрологические и В-поведенческие индикаторы, нужны ясные письменные инструкции, дискомфорт с творческими заданиями, любит проверять работу, предпочитает письменную информацию |
Видит конкретные объекты, отстает в чтении; В-нейрологические и К-поведенческие индикаторы, любит самостоятельный выбор развита интуиция, не любит проверку, предпочитает информацию в виде графиков, карт, демонстраций |
Анализ приведенной модели показывает, что основной образовательный поток (конвейер) - это «окультуривание» учеников преимущественно к
19
левополушарным навыкам».(6). Также очевидно, что ученики, попадающие в «коридор»-правополушарные. Отсюда возникает необходимость определения правовизуального и левовизуального предпочтения. Поскольку нейрологические глазные ключи у таких детей одинаковы, с целью различения нужно добавить поведенческие индикаторы (см. Таблицу 2.1).