Нейро-лингвистическое программирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:23, дипломная работа

Описание

Задачи исследования:
1. Изучить и отобрать материал по НЛП, касающийся данной темы;
2. Сравнить взгляд отечественных и зарубежных ученых на целесообразность применения методик НЛП на целесообразность применения методик НЛП на уроках;

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

                              

11

 

1.3. Раппорт.

Итак, с помощью нескольких паттернов  можно определить тип репрезентативной системы, которой пользуется человек. Именно это очень важно при  установке раппорта. Разные авторы определяют это явление несколько  по-разному. А.Бакиров считает, что  это «процесс построения и поддержания отношения взаимного доверия, гармонии и взаимопонимания между двумя и более людьми; возможность вызывать реакции других людей. Это основа НЛПерского общения» (2). М.А.Павлова: «Это довольно хрупкие формы обратной связи в процессе общения, вызывающие в собеседнике ощущение того, что его понимают, что он нравится. В случае хорошего раппорта у собеседника появляется чувство доверия к коммуникатору» (14). Раппорт позволяет построить мост к другому человеку. М.А.Павлова считает, что в ходе установки раппорта важно суметь подстроиться к предпочитаемым собеседником речевым предикатам, «отзеркаливать» его позу, выражение лица, моргание, жесты, темп дыхания (14). Именно «отзеркаливание» (отражение, подстройка) и есть сущность раппорта, считают Д.Гриндер и Р.Бендлер (3). Но заимствовать детали поведения другого человека нужно очень ненавязчиво, иначе раппорта не возникнет, и возможна прямо противоположная реакция. Чтобы расположить человека к себе, создать доверительную обстановку, нужно принять его реальность. Так достигается качественный контакт (3).Начинать подстройку нужно с позы и движений. Затем идет синхронизация дыхания в соответствии с типом, частотой, глубиной дыхания собеседника. Далее заимствуются элементы мимики и темп речи. И, наконец, используются речевые предикаты репрезентативной системы собеседника. Если раппорт установился, то можно начать ведение собеседника к новому поведению, причем изменяя своё поведение, вы будете изменять поведение собеседника (3). То есть, в процессе ведения можно убедить человека, внушить ему что-либо (так современные врачи лечат различные виды зависимостей) или просто склонить собеседника к своей точке зрения. Уникальность процесса ведения в том, что

12

 используется сознательная  подстройка к бессознательным формам поведения человека. По словам А.Бакирова: «Ведение можно использовать как способ мягкого и незаметного влияния на другого человека» (2).

   Являясь ключевым  понятием в НЛП, раппорт дает  нам возможность познакомиться  с позицией собеседника, узнать его модель мира. Ведь «знание модели мира другого человека позволяет оперировать понятиями, близкими ему» (2). Этим мы обеспечиваем возможность аналогичного принятия нашей точки зрения.

 

1.4 Значение  НЛП в современной науке.

  В современной науке НЛП начинает приобретать довольно значимую роль, ведь с каждым днём появляются новые профессии, требующие достаточно глубоких психологических познаний. Помимо углубления знаний в традиционных отраслях психологии, возникают и новые отрасли, которые основаны на паранормальных способностях человека. Возникли новые нетрадиционные методы лечения болезней и зависимостей, например, это гештальт-терапия, гипноз, приемы парапсихологии. Сюда можно отнести и многие подходы  нейролингвистического программирования (НЛП). НЛП сегодня очень популярно как на Западе, так и в России. Многие слышали про НЛП, но не все представляют себе, что же это такое, и почему данное направление психологии приобретает все большую популярность. Возможности НЛП достаточно широки: от разработки новых подходов к обучению, до развития многих скрытых способностей человека и выявления наиболее интересных и успешных моделей поведения и мышления людей. Таким образом, простые, доступные методики НЛП способны помочь человеку изменить свое мышление и поведение так, чтобы сделать их более эффективными, научиться достигать необходимых результатов и, в конце концов, жить полнее, счастливее. Особенностями методик НЛП являются быстрота и мягкость в отношении клиента. К более конкретным достижениям НЛП можно отнести разработку техник-моделей (реальные поведения реальных

13

людей, добившихся успехов в своей  деятельности). Особая заслуга здесь  принадлежит Р.Дилтсу, который  занимался  разработкой стратегий грамотного письма, излечения фобий, развития скрытых  способностей. Другой специалист по НЛП, Г.Алдер, разработал стратегию запоминания, в частности, запоминания имен и лиц, что очень важно в педагогической и других видах профессий, связанных с коммуникацией. «Существует несколько хорошо зарекомендовавших себя мнемотехник, с помощью которых любой человек может научиться запоминать имена и лица» (1). М.А.Павлова в своей книге предлагает разработки уроков с применением НЛП. «Предлагаемое учебное пособие – система работы по интенсивному повышению практической грамотности, развитию внимания, памяти, мышления и речи» (14). Ей принадлежит разработка условий эффективного урока. Вот некоторые положения: 1.Обучение должно ассоциироваться с чем-то приятным; 2.Реже говорить частицу НЕ; 3.Использовать лево- и правополушарные подходы на уроках ( учет репрезентативных систем). В основе подхода к обучению М.А.Павловой лежит развитие самостоятельности учащихся.

  Выделяя из полученных данных  наиболее эффективные и объективные  элементы, НЛП создает на их  основе модели, которые могут быть переданы другим людям. Так если какой-либо человек имеет очень эффективную стратегию запоминания информации, то созданная на ее основе модель может позволить другому человеку научиться делать это так же хорошо. Пригодность полученных моделей определяется не теоретическими обоснованиями, а только их пользой.  Особая ценность предлагаемых НЛП моделей состоит в их универсальности, то есть чаще всего они не зависят от контекста и содержания их применения. Таким образом, НЛП – ясно сформулированная, мощная модель человеческого опыта и коммуникации. С помощью этой модели можно описать любую человеческую  деятельность, систематизировать опыт людей, которые научились совершенству в использовании своих способностей, применить этот опыт в повседневной жизни.

14

Вывод по главе 1.

  Итак, нами были рассмотрены  теоретические аспекты проблемы  использования НЛП на уроках, а также возможности выявления  типа репрезентативной системы  ребенка для осуществления индивидуального  подхода и реализации многосенсорного  обучения на уроке.

  Опираясь на результаты исследований  М.Гриндера, М.А.Павловой, Р.Бендлера  и др., мы можем сделать вывод  о том, что НЛП способно помочь  учителю в разработке плана  действий на уроке для создания  атмосферы заинтересованности, повышения  учебной мотивации и, следовательно, для повышения эффективности работы на уроке.

 

Глава 2. Методы обучения иностранному языку с учетом типов восприятия учащихся.

2.1. Обучение  с учетом модальности учащихся.

  В предыдущей главе нами  было выяснено, что существует три модальности, в которых способен мыслить человек ( аудиальная, визуальная и кинестетическая), причем каждая модальность имеет ряд субмодальностей. Учет модальности собеседника имеет большое значение для установления контакта взаимопонимания между людьми. Учет модальности также важен не только в процессе  общения, но и в процессе учебной деятельности, т.к. от этого напрямую зависит успеваемость учеников и взаимоотношения учителя с учащимися.

  «Поскольку образовательные  уровни в школе дифференцированы, каждый имеет собственные паттерны эффективных стилей обучения».(6). Ученики начальной школы преимущественно кинестетики, т.к.  воспринимают реальность прикасаясь, обоняя, кидая, разбирая на части, утверждает М.Гриндер. В средней школе способ обучения меняется на аудиальный, а в старших классах модальность определяется как визуальная. Педагог с многолетним стажем, М.Гриндер называет образовательный процесс «конвейером», а классы, где неуспевающие дети занимаются по

15

специальным программам- «коридором». «Коридор-это место, где развивается отстающая модальность учащегося», т.е. туда попадают дети, не адаптировавшиеся к новому изменившемуся способу обучения. (6).     

  В обычном классе  из тридцати человек в среднем  у 22-х достаточно развиты визуальные (В), аудиальные (А) и кинестетические (К) способности, но при этом каждый ученик воспринимает информацию, используя одну модальность. Другие 2-3 ученика испытывают трудности обучения по причинам, не связанным с особенностями восприятия (психологическая ситуация дома).  Остальные 4-6 учащихся, так называемые «трансляторы» - это преимущественно визуалы, аудиалы или кинестетики. Причем, опыт показал, что большинство детей, попадающих в «коридор» являются кинестетиками. Каждая группа учащихся способна успешно справляться только с определенным видом деятельности: К-ученик   легко выполняет практическую часть лабораторной работы, но теряется, когда читает об этом в учебнике.  Наоборот,  В-ученик затрудняется в лабораторном эксперименте, в то время как чтение учебника дает ему полное представление о работе. А-ученик  прекрасно работает при использовании учителем фонетического подхода.

  Т.о., перед учителем  стоит задача – пронаблюдать  за поведением учащихся и выявить  А,В и К-учеников. Для диагностики  специалисты НЛП и учителя-практики используют поведенческие (разработанные Р.Свассинг и М.Барб) и нейрологические индикаторы (внешние признаки, указывающие, какую часть головного мозга –А,В,К-использует ученик). Вторая задача, стоящая перед учителем-это использование многосенсорного обучения. Целью такого обучения является воздействие на большую часть учащихся путем представления информации во всех трех модальностях. «Это позволяет детям получать информацию, выбрав свой входной канал, подкрепляет запоминание и усиливает дополнительные сенсорные каналы учеников». (6 ).

 

 

16

Характеристика  В-ученика.

  Нейрологическим индикатором  учеников с В типом восприятия  является высокая скорость процессов  нервной системы. Движения сосредоточены  вокруг глаз: мигание, прищуривание, нахмуривание бровей. Учащиеся используют В-речевые предикаты: смотреть, ясный, видеть, наблюдать  и т.д.

  Поведенческими индикаторами  для диагностики В-ученика являются  дисциплинированность, организованность  на внешний вид. Такие дети  обычно спокойные, осмотрительные, не отвлекаются на шум; при разговоре подбородок направлен вверх, голос высокий. Учащиеся обладают живой, образной фантазией, хорошие рассказчики, сильны в чтении. Словесные инструкции запоминают плохо, при чтении новых слов испытывают замешательство.

   Для таких детей  важен контакт глазами. Во время  разговора они активно жестикулируют,  «показывают» то, о чем говорят;  стремятся красиво одеваться,  делать красивые жесты, принимать  красивые позы.«Визуалы склонны  критиковать, обвинять; очень чувствительны к использованию В-слов в речи». (19).

Характеристика  А-ученика.

  Ученики А-типа работают  в ритме метронома. Их движения  сосредоточены вокруг рта, ушей; часто произносят звуки «а»,  «гм». Аудиалы активно используют  предикаты своей модальности,  такие как «слушать», «звучать», «речь», «звуки» и т.д.

  Поведенческими  индикаторами  служат легкая отвлекаемость,  разговорчивость, стремление активно  участвовать в дискуссии. Аудиалы  могут легко имитировать тон  и высоту голоса; из речь ритмична; ребенок обучается, слушая, любит музыку. Учащиеся хорошо читают новые слова; предпочитают счет и письмо; легко осваивают иностранные языки.

  По утверждению В.Эльмановича,  А-ученики не нуждаются в контакте  глазами, к собеседнику поворачивают  доминантное ухо и вслушиваются.

17

Жесты свернуты, руки в карманах, часто  трогают ухо или нижнюю часть  лица. Если А-ребенок начинает рассказывать, прерывать его нельзя, иначе он собьется и вынужден будет начать с начала.

Характеристика  К-ученика.

  У учащихся-кинестетиков отмечается  самая медленная скорость нервных процессов. Лицо обычно невыразительно, но много жестов ниже шеи. Дети используют специфические речевые предикаты: «схватывать», «трогать», «чувствовать» и т.д.

  Поведение кинестетиков «физически  ориентировано»:  при разговоре они стоят близко, стремятся прикоснуться к собеседнику, утверждает М.Гриндер. Физические реакции богатые, существует стремление к физическому вознаграждению. Р.Свассинг и М.Барб выяснили, что кинестетики обучаются, делая что-либо своими руками; запоминают, гуляя. При чтении ученик водит пальцем, слаб в деталях, но легко запоминает общее содержание. В разговоре ребенок лаконичен, тактичен, совершает активные движения; подбородок направлен вниз, голос низкий.

  В школе такие дети непоседливы  – на месте без движения не могут усидеть более 40 секунд, утверждает В.Эльманович. «Ему говорят: «Не вертись!», что равносильно: «Не думай! Не живи!».(19). Контакт глазами с учителем не обязателен, а часто мешает , отвлекает при восприятии материала. Такой ученик обычно демократичен, любит «посоветоваться», стремится сам всё сделать за всех.

 

2.2. Гемисферология  в НЛП.

  Гемисферология - область медицины, изучающая функции каждого полушария головного мозга. Во время операции по разделению частей мозга было обнаружено, что кинестетические навыки локализованы в правом полушарии, а аудиальные - левом. Визуальные навыки делятся на левовизуальные и правовизуальные,   они сосредоточены в левом и правом полушарии соответственно. На основании этого специалистами НЛП была

18

разработана полушарная модель (модель, основанная на гемисферологии). Основные принципы полушарной модели можно представить в таблице 2.1. (6).

Таблица 2.1

Принципы полушарной модели.

Критерии

Левое полушарие

Правое полушарие

1. Области сознания

Логическое, последовательное, символическое, вербальное, временное мышление, основанное на реальности

Интуитивное, хаотическое, абстрактное, ориентированное на фантазию, невербальное, вневременное мышление.

2. Навыки

Письмо, символы, язык, чтение, фонетика, расположение деталей.

Математические вычисления, чувствительность к цвету, пение, музыка, артистичность.

3.Предпочте-

ния в учебной деятельности

Видит символы (буквы, слова); В-нейрологические  и В-поведенческие индикаторы, нужны  ясные письменные инструкции, дискомфорт с творческими заданиями, любит проверять работу, предпочитает письменную информацию

Видит конкретные объекты, отстает  в чтении; В-нейрологические и  К-поведенческие индикаторы, любит  самостоятельный выбор

развита интуиция, не любит проверку, предпочитает информацию в виде графиков, карт, демонстраций


 

Анализ приведенной модели показывает, что основной образовательный поток (конвейер) - это «окультуривание» учеников преимущественно к 

19

левополушарным навыкам».(6). Также  очевидно, что ученики, попадающие в «коридор»-правополушарные. Отсюда возникает необходимость определения правовизуального и левовизуального предпочтения. Поскольку нейрологические глазные ключи у таких детей одинаковы, с целью различения нужно добавить поведенческие индикаторы (см. Таблицу 2.1).

Информация о работе Нейро-лингвистическое программирование